ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Профицит бюджета гарантирует исполнение социальных программ в 2020-22 годах

Профицит бюджета гарантирует исполнение социальных программ в 2020-22 годах


19-06-2019, 12:54. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Ситуация в рамках российского бюджетного планирования за последние годы, если и изменилась, то незначительно – считает заведующий кафедрой теории, менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г.В.Плеханова Валерий Масленников.

В России готов новый бюджетный трехлетний план

Основной вопрос заключается в развитии инвестиций и промышленности

Дело в том, что сейчас появилась информация, что Комиссия правительства РФ одобрила основные характеристики проекта федерального бюджета на 2020-22 годы. При этом, есть данные по профициту, который должен постепенно снижаться с 2020 по 2022 год.

В 2020 году профицит должен составить 1,335 трлн рублей, в 2021 году – 0,927 трлн рублей, а в 2022 году – только 0,6 трлн рублей, хотя само по себе это мало о чем говорит – например, федеральный бюджет за 2018 год должен был быть дефицитным, а оказался профицитным.

Все-таки в России значительная часть бюджетных доходов зависит от внешней конъюнктуры и доходов от экспорта нефти и газа, поэтому в рамках российского федерального бюджета часто случается несоответствие между реальностью и прогнозными цифрами.

«Мне кажется, что принципиальных изменений при планировании российского федерального бюджета на сегодняшний день нет. Правила здесь действуют стабильно и ограничения, которые существуют по накоплениям в национальные фонды, полностью исполняются. Если взять вопрос наших золотовалютных резервов, то мы здесь превысили отметку в 500 млрд долларов», - заключает Масленников.

Минфин РФ отвечает за подготовку федерального бюджета

Как замечает эксперт, в рамках текущей бюджетной статистики все хорошо и проблем не видно. С другой стороны, здесь надо обратить внимание и на то обстоятельство, что все эти бюджетные расчеты не являются индикатором общего состояния российской экономики.

«Здесь возникает вопрос, а как эта российская бюджетная политика связана с промышленной. Это уже отдельная тема, и здесь необходимо смотреть на структуру бюджета, а не только на показатели заложенного в него профицита. Просто даже если бы это был дефицит, то это также было несущественной цифрой, что видно по бюджетному планированию прошлых лет», - резюмирует Масленников.

На самом деле, главный вопрос здесь, а как все это оценивать с точки зрения развития российской экономики. Является ли это просто планом правительства РФ по общему объему государственных доходов или расходов, или чем-то действительно большим.

«Здесь есть определенная «затыка», но через национальные проекты будет осуществлена попытка вывести темпы роста вверх, и в рамках долгосрочной перспективы вернуть нам позитивные макроэкономические показатели», - констатирует Масленников.

Все это не связано напрямую с развитием российской экономики

По словам Валерия Владимировича, основная проблема российского бюджета заключается в развитии национальных промышленности и инвестиций. Кроме того, сегодня у нас нет долгосрочной перспективы, поскольку все реальные инвестиции очень небольшие.

«Соответственно, главный вопрос в России не в бюджете, а в долгосрочных программах развития», - заключает Масленников.

Бюджетное планирование в России не изменилось

Экономист Антон Шабанов в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что не надо переоценивать такой документ, как федеральный бюджет, поскольку на практике это не более чем статьи доходов и расходов, запланированные Минфином РФ.

По этой причине развитие российской экономики не зависит от данных цифр, поскольку это более многогранная вещь.

Впрочем, есть здесь и реальные основания для позитива, поскольку бюджетный профицит гарантирует, что все социальные программы, которые сегодня обещаны правительством РФ, будут выполнены. И именно так российское общество может воспринимать эти данные.

Экономист Антон Шабанов

«Бюджет это расписанные и распланированные статьи доходов и расходов. При этом, в глобальном смысле ситуация здесь не меняется, хотя не стоит удивляться и тому, что профицит должен уменьшаться – это, опять же, следствие состояния дел в российской экономике. Также это говорит о том, что дополнительные доходы в нашем бюджетном хозяйстве продолжат исчезать», - резюмирует Шабанов.

Основой вопрос, как полагает экономист, касается ситуации с нашими расходами – будут ли они увеличиваться или все-таки останутся на текущем уровне. По идее, учитывая социальный вектор правительства РФ, расходная часть федерального бюджета должна пойти вверх.

«Еще не надо забывать про то, что социальные расходы требуют постоянной индексации. Это пенсии и другие выплаты, поэтому все это говорит о том, что наш федеральный бюджет должен справиться с заложенной в него нагрузкой», - констатирует Шабанов.

Еще нужно обратить внимание на то, что в 2015 года в российском бюджетном планировании появилось такое понятие, как бюджетное правило, согласно которому в доход бюджета идут нефтяные доходы до «точки отсечения». В 2016 году это была цена в 40 долларов за баррель, которая затем увеличивалась в зависимости от инфляции, а все сверхдоходы от нефтегаза у нас, как известно, идут в резерв.

Российский бюджет продолжает зависеть от нефти

Это обстоятельство и создает профицит бюджета, причем возникает вопрос, а смог ли данный институт купировать эффект колебаний на нефтяном рынке. Ведь если судить по рублю, то значение нефти в его стоимости действительно серьезно снизилось.

«Основная наша проблема здесь в геополитике – этот фактор вообще невозможно прогнозировать, а также в продолжающейся довольной сильной привязке к углеводородам, хотя значение этого момента на сегодняшний день уменьшилось», - заключает Шабанов.


Вернуться назад