«Фейсбук» (Facebook) объявил о создании новой глобальной цифровой валюты, обеспеченной активами. Вес планам крупнейшей в мире социальной сети выйти на рынок финансовых услуг придает поддержка почти трех десятков компаний от «Виза» (Visa) и «Мастеркард» (Mastercard) до «Лифт» (Lyft) и «Спотифай» (Spotify).
Виды на новую валюту под названием либра у «Фейсбука» самые смелые: по всему миру ей смогут воспользоваться до 1,7 миллиарда человек без банковского счета, чтобы мгновенно и почти бесплатно переводить деньги с мобильных телефонов.
На торгах до официального открытия биржи акции «Фейсбука» выросли на 1,79% до 192,40 долларов. Однако цену на биткойн, известнейшую из криптовалют, анонс никак не пошатнул — она застыла на отметке в 9 221 доллар, и это высший показатель за год.
Хотя традиционные банки, технологические гиганты и регуляторы рынка по отношению к цифровым валютам заняли позицию выжидательную, «Фейсбук» во вторник развернул пиар-кампанию, чтобы убедить клиентов перейти на платежи в либре. Компания уверяет, что будущая валюта — безопасное средство сбережения.
«Интернет дал всем демократический доступ к мировой информации и бесплатной связи, но деньги-то остались прежними», — заявил Дэвид Маркус (David Marcus), бывший президент ПэйПэл (PayPal). Он присоединился к «Фейсбуку» в 2014 году и руководил проектом Либра.
На сегодняшний момент валюту поддержали и пообещали интегрировать в свои услуги 28 компаний — в том числе занимающиеся платежами, интернет-коммерцией и венчурным капиталом. Некоторые подключились к проекту лишь недавно — в частности, «ПэйПэл» заявил, что ведет переговоры лишь «несколько недель», — но «Фейсбук» надеется, что еще до запуска валюты ее поддержат до сотни компаний.
Ожидается, что каждый сооснователь Ассоциации Либра внесет минимум по 10 миллионов долларов, чтобы скорее запустить проект.
Либра будет обеспечиваться целой валютной корзиной и активами по всему миру. Даже без жесткого обменного курса по отношению к традиционным валютам, будь то доллар или евро, ее не затронут столь же сильные колебания, как у криптовалют вроде биткойна.
«Эппл» (Apple), «Гугл» (Google), «Амазон» (Amazon) и «Майкрософт» (Microsoft) проект пока не поддержали. Крупные банки остерегаются входить в стартовый состав из-за сомнений насчет регуляции и ряда логистических вопросов, которые могут помешать принятию решений, как сообщили несколько ведущих руководителей.
Кампания «Фейсбука» — самый значительный из доселе предпринятых шагов по внедрению технологии блочной цепи, которая позволяет выпускать деньги независимо от центрального органа. Ранее эта технология использовалась в сотне цифровых валют, в том числе биткойнов, которым уже стукнуло десять лет.
«Мы считаем, что люди будут все больше доверять децентрализованным формам управления», — говорится в заявлении «Фейсбука» и партнеров.
«Это поможет донести криптовалюты до сотен миллионов человек», — объясняет Джим Мигдал (Jim Migdal), глава отдела коммерческого развития на бирже криптовалют «Койнбейс» (Coinbase).
В случае успеха проект кардинально изменит ряд финансовых отраслей, избавится от услуг посредников и отнимет бизнес у розничных банков и компаний финансово-технологического сектора — особенно тех, что специализируются на переводе платежей за границу.
Йорн Ламберт (Jorn Lambert), исполнительный вице-президент по цифровым решениям «Мастеркард» (Mastercard), говорит, что безкомиссионные платежи его бизнесу не угрожают. «Они вовсе не отменяют нашего дела, а лишь дополняют его. Это не игра с нулевой суммой. Все равно 85% всех платежей совершаются наличными».
Пока еще неясно, сможет ли либра преодолеть крутые препятствия, набрать силу, одолеть регуляторов вроде Комиссии по ценным бумагам и биржам США и заручиться поддержкой со стороны индустрии финансовых услуг — или же натолкнется на решительное сопротивление. Центральные банки уже засомневались в финансовой стабильности криптовалют, запущенных компаниями.
«Мы видим препятствия для масштабирования, мы видим препятствия для внедрения, и, глядя на это все, мы решили в этом не участвовать», — сообщил глава отдела платежей одного мирового банка.
Он также предрек, что «Фейсбуку» будет непросто донести всю сложность валюты до покупателей и продавцов. Вдобавок это повлечет за собой крупные проблемы с точки зрения регуляции. «А репутация „Фейсбука" в этом отношении и так далеко не безупречна».
Для управления цифровым кошельком, который будет интегрирован в семейство приложений, «Фейсбук» создаст отдельное подразделение — «Калибра». Как заверяет компания, данные, собранные «Калиброй», не будут ни использоваться для контекстной рекламы, ни передаваться третьим лицам или самому «Фейсбуку» без согласия клиента.
Для процедуры идентификации потребуется официальное удостоверение личности. В компании добавили, что подозрительные операции будут отслеживаться специальными программами.
Недавно «Фейсбук» навлек на себя гнев общественности и оказался под пристальным вниманием регуляторов из-за сомнений в конфиденциальности данных, а также обвинений в неспособности искоренить злоупотребления на своей платформе и подозрений в антимонопольных нарушениях для обеспечения роста.
Внедряя в свои приложения систему платежей и электронной торговли и сокращая количество операций, «Фейсбук» рассчитывает получить новые источники доходов, помимо рекламы.
Аналитики считают, что компания «обезьянничает», копируя так называемые «суперприложения» вроде китайского «Вичата» (WeChat), где пользователи могут общаться, совершать покупки онлайн и даже заказывать такси в рамках одной и той же платформы.
Некоммерческая организация «Положительные деньги» (Positive Money) планы «Фейсбука» раскритиковала. «Наши деньги все чаще попадают в руки небольшому числу банков и платежных компаний, и мы должны стремиться к тому, чтобы неподотчетные корпоративные интересы брали верх как можно реже. Планы „Фейсбука" грозят тревожными последствиями для конфиденциальности и экономической власти», — считает глава отдела политики Дэвид Кларк (David Clarke).
В написании статьи участвовали Лора Нунан (Laura Noonan), Роберт Армстронг (Robert Armstrong) и Мартин Коултер (Martin Coulter).
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.