Советское руководство предпочло обеспечивать максимально высокий уровень жизни в Закавказье (и Прибалтике) ввиду реальной уже в конце 60-х опасности национализма и сепаратизма, чему были привержены многие деятели среднего и высшего звеньев местной партгосноменклатуры – тогда еще тайно.
В Азербайджанской ССР в 70-х была популярна песенка: «Зовут меня Мирза, работать мне нельзя. Пускай работает Иван и выполняет план». Это не преувеличение: в производственных отраслях доля трудоспособного русского населения стабильно превышала 70 процентов. Зато зарплатные, социальные и прочие условия были с начала 60-х на столь же высоком уровне, как в Грузии, Армении, республиках Прибалтики.
За советское время в Азербайджане за счет союзного бюджета было создано свыше 30 тысяч новых производственных объектов. Число медицинских учреждений и курортов возросло более чем в 50 раз. Жилая площадь, где почти не было хрущоб, увеличилась в сравнении с серединой 20-х тысячекратно. Плюс многочисленные льготы по отчислениям прибыли в союзный бюджет.
Примечательны данные официальной статистики. В 1990-м в расчете по паритету покупательской способности ВВП на душу населения республики был почти вполовину выше, чем в РСФСР. До 75 процентов этого показателя обеспечивали центральные инвестиции, прямые и косвенные дотации. Хотя доля республики в совокупном ВВП СССР едва достигала 2,5 процента, а РСФСР – превышала 60 процентов.
“ Часто приходилось слышать о легальных расценках на партбилеты, должности, дипломы, диссертации, награды ”
Уровень совокупного потребления товаров и услуг в 1990-м в РСФСР составил 11 800 долларов на душу населения, а в Азербайджане – 16 700 (по тогдашним ценам в пересчете на валютный курс 1990 года). Хотя это, следует отметить, было как минимум на треть ниже, чем у лидеров – Прибалтики, Грузии, Армении. Притом что общая доля Закавказья и Прибалтики (исключая Калининградский эксклав) в советском ВВП не достигала даже 10 процентов.
Стратегические диспропорции в межрегиональном распределении союзного ВВП, резко усилившиеся с начала 60-х, не могли не привести к коллапсу советскую, особенно российскую экономику.
Плюс к тому, территория Советского Азербайджана в середине 20-х приросла почти на треть за счет включения в его состав Нахичеванского и Нагорно-Карабахского регионов. Они в целом обеспечивали около 20 процентов республиканского ВВП, а по ряду видов продукции легкой и пищевой промышленности – до трети (в товарном измерении). Причем экономика и соцсфера этих регионов финансировались более чем на 65 процентов опять же союзным бюджетом.
В целом капвложения центра в Азербайджан и дотации республике оцениваются за весь советский период более чем в 500 миллиардов долларов в перерасчете на текущие валютный курс и цены. Достаточно сказать, что и сейчас добыча, перекачка, переработка нефти и газа минимум на 60 процентов оснащены российским (и украинским) оборудованием периода СССР. То же можно сказать о созданных тогда производствах нефтегазопромыслового и гидрооборудования, алюминиевой, приборостроительной, судоремонтной, железорудной, химической, хлопковой отраслей.
Министр газовой промышленности СССР в 1972–1981 годах Сабит Оруджев, ранее один из руководителей добычи и переработки углеводородов в Азербайджанской ССР, отмечал: «В индустриализации нашей нефтегазовой отрасли решающее значение имели братские экономические связи с РСФСР и другими республиками. Оттуда поставлялось уникальное, притом разнообразное оборудование, специализированные средства для перевозки и перекачки топлива. Это и многое другое обеспечило быстрое развитие нефтегазовой индустрии Советского Азербайджана». Кстати, все крупные нефтегазовые месторождения там были разведаны во времена СССР.
Характерно, что правительственные делегации многих афро-азиатских, латиноамериканских, скандинавских стран, а также Югославии, посещавшие СССР с середины 50-х, направлялись на экскурсии именно в Азербайджан и другие республики Закавказья. Впоследствии участники этих поездок в разное время, но единодушно отмечали: Москва создала высочайший уровень социально-экономического развития в регионе с отменным снабжением как отечественными, так и импортными товарами. Предметная пропаганда советской административно-экономической системы работала на национальные окраины по максимуму.
Социально-экономическое благоденствие Азербайджана имело и весомую политическую подпорку: его первые секретари всегда входили в политбюро, нередко влияя на решение вопросов по всему Закавказью.
Между тем коррупционная составляющая в республике была не меньшей, чем в Грузии или Армении. В период поездок автора к родственникам в Нагорный Карабах, Евлах и Баку в середине 70-х – начале 80-х часто приходилось слышать о вполне легальных расценках на партбилеты, серый экспорт, должности, дипломы, поступление в вузы, трудоустройство, награды, диссертации и т. п. Врезался в память рассказ маминой двоюродной сестры Ануш Мнацакановой о трудоустройстве ее сына в 1973-м: «Мне начальник в конце разговора сказал: «А вы знаете, что это место продается?». Тетя ответила по местным «правилам»: «Я знаю, что это место покупается». И ее сына вскоре трудоустроили.
Но центральные власти лишь иногда вмешивались в эту ситуацию. Считалось, что реальная борьба со взяточничеством ускорит центробежные тренды на нацокраинах. Зато многие тамошние чиновники уже в начале 60-х не скрывали, что коррупционное взаимодействие с союзными структурами отлажено, сбои исключены.
После распада СССР и обострения конфликта с Арменией вкупе с потерей почти 20 процентов территории экономика и социальная сфера в Азербайджане оказались в глубоком кризисе. Но растущие доходы, особенно с конца 90-х, от экспорта нефти, а с начала 2010-х и природного газа постепенно помогли выправить социально-экономическую ситуацию в стране, развивать несырьевой сектор. Это в свою очередь позволило существенно укрепить манат, ныне обладающий высокой платежно-покупательной способностью.
Но примерно треть производственных мощностей советского периода простаивает поныне. Мировые цены на нефть все чаще «вибрируют», что предопределяет фактическую безработицу минимум 11–13 процентов от трудоспособного населения. С учетом ППС усредненный доход на душу населения в Азербайджане к 2018 году не превышал 75 процентов среднероссийского, в то время как к 1990-му он был, повторим, почти на 40 процентов больше, чем в РСФСР.