Трейдеры спешат на выручку... от продажи электричества

Трейдеры спешат на выручку... от продажи электричества

Чем ближе дата запуска нового энергорынка на Украине, тем сильнее растет вокруг этого напряжение. Всемирный банк рекомендовал перенести старт с 1 июля на более позднюю дату. Кабмин во главе с подавшим в отставку премьером, наоборот, форсирует процесс, приняв 22 мая почти в закрытом режиме последние ключевые документы. Похоже, это педалируют трейдеры: уже выдано 450 лицензий для торговцев электроэнергией. И они нетерпеливо “стучат копытами”.

 

Анбандлинг в сфере электроэнергетики стал логичным продолжением анбандлинга “Нефтегаза”. В общем, анбандлинг у нас кругом. Как того и требует Европа. Самое забавное, что обещание либерализировать энергорынок мы дали еще в 2012 году, когда Виктор Янукович пребывал в процессе переговоров с Западом относительно подписания Соглашения об ассоциации с ЕС.

Потом Соглашение не подписали. Случился евромайдан. После – известные всем события в Крыму и на Донбассе. Мы думали, что Европа забыла. Но она категорично настояла на введении конкурентного рынка электроэнергии и разделении “Нефтегаза” во время подписания Соглашения об ассоциации и введении Зоны свободной торговли с ЕС.

Нам некуда было деваться. “Нефтегаз” расчленили. ГТС вывели в отдельное предприятие, которое контролируется представителями Запада. И дальше наши трубы будут уже не совсем нашими. И не мы уже будем заключать контракты с Россией на прокачку газа в Европу. Украине достанутся только налоги от хозяйственной деятельности ОАО "Магистральные газопроводы Украины" (МГУ), которому переданы наши газопроводы во временное управление. То есть на все время.

С рынком электричества история несколько иная. Как мы уже когда-то рассказывали, в апреле 2017 году был принят закон "О рынке электрической энергии". Петр Порошенко торжественно подписал его во время посещения Трипольской ТЭС. Проект был разработан совместно с европейским Энергетическим Сообществом, одобрен ЕС и США и обеспечил Украине поступление второго кредитного транша макрофинансовой помощи в размере 600 млн. евро.

Чего требуют от нас западные партнеры? Внедрить так называемый “Третий энергетический пакет” (Third Energy Package). Ключевой тезис этого “сборника директив и регламентов” – ограничение монополии поставщиков газа и электричества, конкуренция энергетических компаний – торговцев газом и светом.

Правопреемниками бывших облэнерго стали операторы системы распределения (ОСР). Скажем, на базе ПАО "Киевэнерго" были созданы "ДТЭК Киевские электросети". А роль трейдера или, другими словами, компании-поставщика исполнили ООО "Киевские энергетические услуги". Выделенные методом анбандлинга все из того же "Киевэнерго". Мы уже писали, что поставщики электроэнергии, по замыслу реформаторов, должны напоминать интернет-провайдеров

В наших реалиях реформа означает, что облэнерго делятся на два юрлица: одно занимается передачей электрики и обслуживанием сетей, второе – продажей. С 1 января по этой причине в наших платежках появились два предприятия вместо одного. Но, как правило, это оказались наши старые знакомцы, вынужденно мимикрирующие под поставщиков нового типа.

Так, правопреемниками бывших облэнерго стали операторы системы распределения (ОСР). Скажем, на базе ПАО "Киевэнерго" были созданы "ДТЭК Киевские электросети". А роль трейдера или, другими словами, компании-поставщика исполнили ООО "Киевские энергетические услуги". Выделенные методом анбандлинга все из того же "Киевэнерго". Мы уже писали, что поставщики электроэнергии, по замыслу реформаторов, должны напоминать интернет-провайдеров. Правда, пока не до конца ясно, как отключить свою квартиру от одного “электрификатора” и перейти к другому, чей тариф и условия более выгодные.

Именно на нишу “торговцев светом” претендуют европейские компании. Но выйдут они на наш рынок, когда НКРЭКУ разработает приемлемую методологию по тарифам. А вместо ГП "Энергорынок", которое оптом скупает всю производимую электроэнергию, будет создана электробиржа.

Этим и занимался Кабинет министров на заседании в прошлую среду. На базе одноименных филиалов ГП "Энергорынок" он создал госпредприятия "Оператор рынка" и "Гарантированный покупатель". Документ предписывает Министерству энергетики и угольной промышленности разработать и подать правительству проекты уставов предприятий. Запуститься они должны, согласно закону Украины "О рынке электроэнергии", с 1 июля 2019 года.

Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), выдала уже около 450 лицензий для новых независимых поставщиков электроэнергии. Показав Европе титанические усилия по демонополизации энергорынка.

Населению разъяснили, что теперь оно сможет выбирать поставщика электроэнергии как провайдера интернет-услуг. Исходя из цены, качества работы и надежности поставщика. Звучит красиво. Но как это реализовать на практике, не очень понятно.

В теории – да, все гладко. С июля 2019 года НКРЭКУ не будет регулировать цену электроэнергии, отпускаемой, скажем, ТЭС или “Энергоатомом”, она будет формироваться исключительно рыночным спросом и предложением. Это означает, что пресловутая формула “Роттердам+” канет в Лету. Но как быть с тарифами на разные виды электроэнергии, которые сейчас отличаются в разы?

Если не принимать во внимание альтернативную энергетику (солнечную и ветряную), отпускаемую по специальному так называемому “зеленому тарифу”, то можно выделить три сегмента генерирующих мощностей: АЭС и ГЭС, которые находятся в государственной собственности, и ТЭС – преимущественно частные (в большинстве принадлежат ДТЭК Рината Ахметова).

Реформа имеет шанс здорово стукнуть по нашему карману. И это явно не выгодно новой власти. Может, Андрей Герус, назначенный Владимиром Зеленским представителем в Кабмине, что-то придумает? Кстати, в феврале он призывал остановить реформы рынков электроэнергии и газа, заявив, что приоритетом должны быть не реформы, а платежная дисциплина. Европа тогда сделала вид, что она не расслышала

Наиболее дорогой кВт/ч у ТЭС, благодаря формуле “Роттердам+”. Самый дешевый – у ГП "НАЭК "Энергоатом": в три раза ниже, чем у “тепловиков”. Где-то посерединке цена для ЧАО "Укргидроэнерго" и расценки ГП "НЭК "Укрэнерго" (госкомпания, обеспечивающая передачу электроэнергии от генераций к потребителям). Ее сейчас тоже подвергают анбандлингу (пилят пополам).

Традиционно все производители настаивали на установлении более высоких тарифов в связи с необходимостью модернизации оборудования. Но везло в основном ТЭС. И немного ГЭС (чтобы отдавать кредиты ЕБРР). “Энергоатом” традиционно выглядел обделенным.

Как будет вестись борьба за выгодные тарифы для разных типов генераций в условиях реформы энергорынка, представить сложно. После принятия закона «О рынке электроэнергии» Кабинет министров создал Координационный центр (КЦ) по внедрению нового рынка электрической энергии. По идее, он может заменить “ГП “Энергорынок”, превратившийся в две фирмы – "Оператор рынка" и "Гарантированный покупатель".

Однако трудно представить, как новый КЦ, либо «расчлененный» “Энергорынок” смогут балансировать оптовую цену на электроэнергию, которая не совсем заоблачна только благодаря уступчивости “Энергоатома”. И другая проблема – как ТЭС смогут продавать втридорога свое электричество, лишившись своего любимого “Роттердама+”?

В целом любопытно посмотреть, как будет работать электробиржа, проходить торги и тендеры и что будет с ценами для потребителя. Не вырастут ли они очень ощутимо вследствие евро-реформы. Потому что весьма тревожным звоночком являются слова представителей рынка о том, что даже повышенные в 8 раз за последние годы тарифы покрывают только 50-60% себестоимости электрической энергии для населения. И только перекрестное субсидирование, когда коммерческие потребители платят больше, чем граждане, а в итоге это все уравнивается, позволяет удерживать нынешние цены на электричество.

По сути, когда весь этот “Третий энергопакет” заработает (биржа, лицензии, свободный рынок), сюда хлынут на выручку иностранные трейдеры с настоятельной просьбой о повышении тарифа для населения. Потому что иначе им невыгодно торговать. И придется что-то делать. А тут еще и накопленные ранее долги за электроэнергию, которые превышают 30 млрд. грн. Их тоже, судя по всему, “засунут” в тариф.

В общем, реформа имеет шанс здорово стукнуть по нашему карману. И это явно не выгодно новой власти. Может, Андрей Герус, назначенный Владимиром Зеленским представителем в Кабмине, что-то придумает? Кстати, в феврале он призывал остановить реформы рынков электроэнергии и газа, заявив, что приоритетом должны быть не реформы, а платежная дисциплина. Европа тогда сделала вид, что она не расслышала. Хотя все усекла и взяла на заметку. В общем, будет интересно...