В первом квартале 2019 года в Польшу было ввезено 3,15 миллионов тонн угля с востока, что составило 69% от всего импорта. При этом у Москвы есть возможность дополнительно снизить цены для заграничных покупателей.

Как свидетельствует данные Евростата, в период с января по март Польша импортировала 4,58 миллионов тонн угля, то есть на 270 тысяч тонн больше, чем за тот же период 2018 года. В прошлом году мы ввезли рекордный объем этого сырья, но если существующий тренд сохранится, рекорд, по всей видимости, будет побит.

В 2018 году Польша купила за границей 20 миллионов тонн угля, из которых почти 13,5 миллионов тонн — в России. В период с января по конец марта российского сырья было импортировано 2,99 миллионов тонн, то есть сейчас объем закупок вырос на 160 тысяч тонн. Россияне говорят, что рынки западных стран, которые в дальнейшей перспективе собираются отказываться от ископаемого топлива, не входят в список их приоритетов. Исключением выступает Польша, которая использует уголь для производства 80% электрической энергии.

В прошлом году Владимир Путин поставил задачу увеличить экспорт угля на 50%. Речь идет прежде всего о поставках в Китай, Индию, Турцию и страны Юго-Восточной Азии. Российские власти заявили о том, что будут координировать свои шаги с РЖД и морскими портами: на железной дороге, в первую очередь, на Транссибирской и Байкало-Амурской магистралях, до сих пор остаются «узкие места», через которые физически невозможно перевезти больший объем сырья. На то, чтобы изменить ситуацию, потребуется 1,5 триллиона рублей. Найдутся ли такие деньги, и, как следствие, удастся ли России увеличить объем поставок в Азию, пока неизвестно.

Как нам удалось выяснить, российские производители хотят, чтобы перевозить уголь в Западную Европу, в том числе в Польшу, было еще дешевле, чем сейчас: компании, занимающиеся экспортом сырья, ведут с РЖД переговоры о снижения тарифов на перевозку. Достижение определенного компромисса, которое приведет к дальнейшему росту конкурентоспособности угля с востока на нашем рынке, вполне возможно.

«В 2018 году компания РЖД повысила тарифы и собиралась вновь их снизить, когда снизятся цены на уголь. Это произошло, но стоимость перевозок не изменилась», — объяснила нам Светлана Бурмистрова, которая освещает угольную тематику в деловой газете РБК. Железные дороги не хотят идти на этот шаг именно потому, что им нужны деньги на инвестиции в сибирскую инфраструктуру.

Если россияне все же решат, что цену для импортеров следует снизить, у них будет возможность это сделать. «Отрасль демонстрирует прекрасные финансовые показатели, бьет рекорды по объему добычи и экспорту. Она совершенно конкурентоспособна. В принципе, она может укрепить свою позицию на заграничных рынках, даже если РЖД не пойдет на снижение тарифов, — уверяет директор московского Фонда экономического развития Сергей Пикин. — Государству не приходится субсидировать угледобычу, тем более что на рынке преобладают компании с частным капиталом».

Следует напомнить, что десять лет назад Польша хотела доказать, что россияне занимаются демпингом. Варшава объясняла, что наши соседи доплачивают за транспортировку сырья, а при этом сама добыча требует у них меньше затрат, поскольку она производится преимущественно открытым способом. Однако в ЕС нас не поддержали, так что тема сошла на нет. В свою очередь, партия «Право и справедливость» (PiS) в 2016 году заявляла о намерении ввести эмбарго на российский уголь, но и с этим ничего не вышло: здесь требовалась не только поддержка Брюсселя и стран-членов ЕС, но и решения на уровне Всемирной торговой организации.

В недавнем интервью «Дзенник газета правна» глава компании «КТК Польска» Иван Гептинг говорил, что не видел более диверсифицированного угольного рынка, чем польский, и уверял, что о зависимости от поставок с востока речи не идет. «КТК Польска», продающая в нашей стране более двух миллионов тонн угля в год, это дочернее предприятие «Кузбасской топливной компании», которая производит ежегодно 130 миллионов тонн сырья. Гептинг рассказывал, что в случае необходимости его фирма сможет поставлять польским клиентам хоть колумбийский уголь. Пока и КТК, и другой важный российский игрок, «Сибирская угольная энергетическая компания», делают ставку на отечественный продукт. Однако их московские представители (как и сотрудники министерства энергетики РФ) не нашли времени, чтобы обсудить с нами эту тему.

«Поле для маневра на угольном рынке, разумеется, шире, чем на газовом. Поставки из альтернативного источника можно начать в течение нескольких месяцев, — отмечает руководитель проекта „Энергия и климат" варшавского аналитического центра „Вайз Европа" Александр Снегоцкий (Aleksander Śniegocki). — Однако в краткосрочной перспективе при возникновении проблем с поставками изменить их направление будет сложно в логистическом плане, поскольку объем импорта достиг беспрецедентного уровня: в этом году он может превысить 20 миллионов тонн. Это не такая зависимость, как от российского газа или нефти, но мы наблюдаем значительный и продолжающий увеличиваться отток средств в Россию», — обращает внимание эксперт.

Хотя российского угля на польском рынке становится все больше, а покупают его как государственные компании (мы писали, например, о сделках, которые заключали «Венглококс», «Таурон» и Польская энергетическая группа), так и частные, тенденции в сфере импорта антрацита выглядят иначе. Начиная с октября 2017 года мы опубликовали на страницах «Дзенник газета правна» серию материалов на тему антрацита с оккупированной части Донбасса, который ввозится в Польшу под видом российского. При этом к нам попадает и сырье из самой России: по данным Евростата, в первом квартале 2019 года в целом из этой страны мы импортировали 78,5 тысяч тонн, а в тот же период 2018 — 101,6 тысяч тонн. По нашим подсчетам, 40-50% этого сырья может происходить из оккупированных районов Украины. Донбасский антрацит покупают в Польше только частные компании.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.