Суровый МВФ: упреки вместо денег? (дополнено)
Не успела миссия МВФ приехать в Украину, как она уже уезжает, не собираясь давать денег. О досрочном отъезде миссии сообщил сайт информагентства “Украинские новости”, который всегда первым обнародует подобные инсайды. По его данным, такое решение было принято за вчерашний день, когда вышли первые указы Владимира Зеленского – о кадровых назначениях и досрочных парламентских выборах. Однако обо всем по порядку.
Они улетели в марте, но обещали скоро вернуться. Прямо как сказочный Карлсон. Однако с момента отъезда предыдущей технической миссии МВФ, которая работала тут с 5 по 13 марта, прошло без малого два с половиной месяца. Ни ответа, ни привета.
Говорят, что в МВФ просто ожидали вступления в должность нового президента, чтобы расспросить его о планах: хочет ли он сохранить действующий Меморандум или подписать новый? Глава государства имеет на это право – его подпись под “контрактом” с МВФ стоит первой. И только потом – главы НБУ, премьер-министра и министра финансов.
Из этой троицы уже как минимум один подал в отставку – Владимир Гройсман. Прогнозируют, что за ним последует и Оксана Маркарова. Увольнение Якова Смолия не планируется. Но для переговоров о новом Меморандуме, на что намекал сам Зеленский и его советник “по отношениям с МВФ” Олег Устенко, нужно, чтобы на всех этих должностях были не и.о., а полноценные министры.
Формально у президента нет полномочий менять Кабмин. Но его предложение ко всем добровольно уйти в отставку слишком недвусмысленное, чтобы его игнорировать. И в Вашингтоне это тоже услышали. Нет сомнений, что Фонд желал бы сначала видеть новые лица, с которыми ему придется иметь дело, а уж потом отсчитывать деньги.
Но это – одна причина, почему миссия уезжает, а выдача второго транша задерживается. В некотором роде стратегическая. Вторая – более прозаичная: мы отклонились от “генеральной линии партии” и начали трактовать основные требования МВФ на свой лад. В частности, вопрос цены на газ, проведение монетизации субсидий, сроков запуска Антикоррупционного суда, завершение сепарации налоговой и таможни, а также принятия так называемого закона о "сплите".
Все это пресловутые "маяки", которые нужно выполнить, чтобы получить полное финансирование. На первый взгляд, мы как бы и движемся по графику, но каким-то уж слишком извилистым путем, сильно смахивающим на имитацию процесса.
Взять, к примеру, историю создания Высшего антикоррупционного суда. Канитель продолжалась почти два года. Сначала мы упирались, потом сдались. Долго писали и принимали закон "О Высшем антикоррупционном суде" (ВАСУ). Проголосовали его только 7 июня 2018 года. После этого почти год формировали конкурсную комиссию и назначали судей. И вот – ура! – судей назначили, председателя суда выбрали, пора запускаться.
Но тут выяснилось, что фактически ВАСУ приступит к работе только 5 сентября. Понятно, что есть бюрократическая процедура, формальная волокита, да и в отпуск людям хочется летом сходить перед новой работой. Но мы же согласовали с МВФ маркер запуска антикоррупционного суда в конце июня. Почему тогда сентябрь?!
Или другой пример. Героически уложились в сроки “расчленения” Государственной фискальной службы (ГФС) на таможню и налоговую. Остался последний шаг – зарегистрировать этот развод официально.
Но тут возникает мелкий чиновник – госрегистратор отдела по вопросам регистрации юридических и физических лиц-предпринимателей из Шевченковского района в Киеве Виталий Желинский и приостанавливает процедуру регистрации новосозданной Государственной налоговой службы. Ссылаясь на то, что Государственная фискальная служба (ГФС), правопреемником которой будет налоговая, на данный момент не находится в состоянии ликвидации в связи с реорганизацией ведомства путем его разделения.
Одним своим решением госрегистратор из Шевченковского района перечеркивает грандиозную бюрократическую работу Кабмина и “обнуляет” избранного 23 апреля новым руководителем Налоговой службы Сергея Верланова. Возможно, тут не все так просто. Допускаю, что это козни команды новоизбранного президента, который таким образом ответил “папереднику” на его попытки навязать будущей власти своих людей на ключевые должности.
Но сам факт. Он просто не может не удивлять и не тревожить МВФ. У них сразу возникает несколько вопросов, которые можно объединить в один: а что у вас там вообще происходит? Подозреваю, что в таком же ключе они наблюдали и за суетой с ценами на газ для населения.
Вопрос на засыпку: а мы действительно согласовали с МВФ снижение цены на газ в мае и обещание не повышать ее по возможности и дальше, или это была предвыборная самодеятельность правительства в истерической попытке добавить голоса Порошенко?
Спрашиваю не случайно, поскольку источник официальной информации о том, что МВФ не против таких действий и, в принципе никогда не требовал конкретно повышения цены на газ – он настаивал на сокращении дефицита бюджета, министр финансов Оксана Маркарова. Это она заявляла, что постановление Кабмина, позволившее снижать цену на газ, полностью соответствует обязательствам, которые взяла на себя Украина в программе сотрудничества с МВФ.
А МВФ никаких комментариев на этот счет не давал. Он промолчал. Но означает ли его молчание согласие? Не уверена. Обратите внимание, как засуетились в “Нефтегазе” накануне объявленной даты визита миссии МВФ: шустро разослали газораспределительным компаниям новые расценки на июнь, предполагающие увеличить цену на газ на 4,6%, или на 380 гривен – до 8 627 грн./тыс. куб. А потом добавили, что это не окончательная цена – может быть как больше, так и меньше: теперь полномочия по установлению тарифов переданы на места.
Это наша новая “песенка” для МВФ? Мол, все делаем по плану, от Меморандума не отклоняемся. Не мы повысим цены на государственном уровне, а губернаторы у себя на местах. А то, что Кабмин нарушил свое же постановление №867, которое было одним из условий для продолжения сотрудничества с МВФ, то, что с первого мая цена на газ для населения должна была повыситься, так это предвыбораная ситуация заставила.
Но почему-то мне кажется, что МВФ такой аргумент не впечатлил. И новую концепцию повышения цены на газ на местах он нам не засчитали. Они там в Вашингтоне вообще очень прямолинейно мыслят.
Примерно так, как описал в своем докладе (который все аналитики сейчас обсуждают) JPMorgan. В апреле 2017 года Украина согласилась повысить цены на газ на 40% с июня 2017-го и получила под это обещание транш. Кабмин Владимира Гройсмана, чтобы не терять лицо (он же клялся, что повышения не будет), растянул поднятие на два этапа: первое – на 25% с 1 ноября 2018 года, второе – на 15% с 1 мая 2019 года. Ни о чем другом мы с МВФ не договаривались. И никакие альтернативные ходы не обсуждали.
Что там еще осталось из невыполненного? Законопроект “о сплите”? Название странное, но задача вполне понятная. Мы о ней уже писали раньше. Речь идет о принятии Верховной Радой законопроекта №2413а, который лишит полномочий нынешнюю Нацкомиссию госрегулирования рынков финансовых услуг и распределит их между НБУ и Нацкомиссией ценных бумаг и фондового рынка. Фактически нам нужно ликвидировать один госорган и разделить его полномочия между двумя другими.
Сделать это надо было еще до конца марта 2019 года. Почему не сделали? Лоббизм помешал. Небанковские финучреждения не хотят “ложиться” под Нацбанк, опасаются скрытого перелицензирования участников рынков, после которого ряды страховиков, финкомпаний, лизинговых контор, ломбардов и кредитных союзов сильно поредеют.
Так что председатель НБУ Яков Смолий может сколько угодно призывать распущенный парламент поддерживать законопроект “о сплите”. Но ВР уже не до того. Тем более у многих есть личная заинтересованность в секторе небанковского бизнеса. Они хотят гарантий, что их фирмы и фирмы друзей не попадут в зону риска. Особенно при новой власти.
Но МВФ это не “колышет”. Так что оптимистичный прогноз замлавы НБУ Екатерины Рожковой, что Украина может получить транш по программе stand-by уже в июне, развеялся однозначно. И под вопросом даже пессимистичный от независимых экспертов – осень. Да и то, если МВФ убедится, что новый президент Владимир Зеленский готов принимать непопулярные решения, уже записанные в Меморандум его “папередником”. А новый парламент поддерживать такие инициативы. Такой вот капкан... А дать-то кредит должны были сейчас, в мае.
P.S. Когда материал уже был опубликован, появилась новая информация со ссылкой на украинское представительство Фонда, что миссия продолжает работу в Украине по ранее запланированному двухнедельному графику. Официального подтверждения этой информации нет. Но даже если отъезд окажется не таким поспешным, все вышеизложенное он не меняет.