Ценники на отечественных заправках бьют рекорды. Только за день - с 25 на 26 апреля - стоимость бензина и дизельного топлива повысилась в среднем по стране на 16-19 копеек. 

Бензин марки А-95 продается по 29,8 гривен, дизель - по 29,38 гривен за литр.

На некоторых АЗС подорожание более существенное. Так, WOG поднял цены сразу на 50 копеек, Amic, Socar и Glusco - на 30 копеек, - сообщили в консалтинговом агентстве "А-95". И это далеко не последняя цена, так как на опте топливо продолжает дорожать. К примеру, группа "Приват" подняла ценник сразу на 1 гривну, - говорит руководитель специальных проектов НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.

Эксперты говорят, что причины для подорожания есть.

Во-первых, продолжает расти в цене нефть, во-вторых, остается много вопросов по импорту нефтепродуктов, а Украина зависима от него на 80%. Беларусь, которая недавно полностью остановила поставки топлива в нашу страну, частично их разблокировала. По словам Рябцева, в Украину отгружено 32 тысячи тонн дизеля и 10 тысяч тонн бензина. Но этого слишком мало.

Параллельно наметились новые проблемы со стороны России. Как уже писала "Страна", РФ расширила санкционный список и полностью запретила импорт нефти, а по нефтепродуктам ограничила поставки (они будут осуществляться по специальным разрешениям). Ограничения должны были вступить в силу только с 1 июня. Но уже 25 апреля появилась информация о том, что одному из крупнейших поставщиков, якобы, не продлили разрешения на поставки в Украину.

Параллельно закручивается интрига вокруг нефтепровода "Дружба", по которому российская нефть течет в Европу. 26 апреля "Укртранснафта" сообщила, что перекрыла трубу, так как нефть, якобы, отказались принимать Словакия, Польша и Германия. Ранее от некачественное российской нефти с примесью хлористых соединений отказалась Беларусь.

Экономист Алексей Кущ считает, что на самом деле качество нефти в этой ситуации - лишь удачно подвернувшийся предлог. И прогнозирует существенное изменение правил игры на рынке нефтепродуктов, что повлечет за собой и очередной рост цен на украинских АЗС.

"Страна" разбиралась, что происходит с поставками нефтепродуктов и к чему готовится водителям.

"Дружба" на паузе

26 апреля "Укртранснафта" сообщила, что накануне вечером из-за проблем с российской нефтью вынужденно приостановила транзит нефти по магистральному нефтепроводу "Мозырь – Броды" ("Дружба").

"Укртранснафта" вынуждена прибегнуть к таким действиям в связи с отказом приема некачественной российской нефти на приемо-сдаточном участке "Будковце" (Словакия) и из-за отсутствия свободных резервуаров на приемо-сдаточном участки нефти "Фенешлитке" (Венгрия)", - говорится в сообщении компании. Ранее от проблемной нефти отказались Польша и Германия.

В "Укртранснафте" считают, что они действуют строго в рамках договоренностей. 

"Решение компания приняла, руководствуясь соглашением о предоставлении услуг по транспортировке нефти по территории Украины. Согласно условиям этого договора, "Укртранснафта" имеет право остановить прием российской нефти, если сырье не соответствует качественным показателям. Все материальные убытки возлагаются на сторону, не сдержавшую выполнение своих обязанностей", – сообщили в пресс-службе компании.

С одной стороны, ситуация предельно понятная. "Мы остановили прокачку, так как качать некуда, ведь европейские страны отказались принимать российскую нефть. Как только ее качественные параметры будут восстановлены, работа "Дружбы" восстановится. Украина, согласно договору об ассоциации с ЕС, обязана обеспечивать бесперебойный транзит нефти в Евросоюз", - пояснил Геннадий Рябцев.

Сегодня состоится совещание в Минске относительно компенсаций пострадавшим (только Беларусь оценивает свои потери в 100 млн долларов) и дальнейший поставок.

"Судя по всему, в трубопровод попала не очищенная от хлорорганики нефть. Сейчас стоит вопрос, что делать с загрязненными объемами, а это 700 тысяч тонн. Будут ли их очищать на месте или отправят назад в РФ, для чего нужно запускать реверс", - говорит Рябцев.

"Пообещали что-то дать"

"Ситуация непростая - вся труба на 3 тысячи километров - буквально от Самары до Берлина - забита некачественной нефтью, с которой непонятно что делать. Как ее качать в обратном направлении, где взять ресурс, чтобы все это "протолкнуть". И неясно, когда возможна стабилизация прокачки. Между тем, Мозырский НПЗ уже работает на нефти, поступающей только по ж/д, у Новополоцкого есть выход ко второй ветке. Но этого недостаточно для восстановления работы белорусских заводов", - пояснил "Стране" руководитель "А-95" Сергей Куюн.

Впрочем, по мнению Алексея Куща, вопрос с качеством - это лишь удачно подвернувшийся повод.

"Дело в том, что Россия готовит большой фискальный маневр - она хочет заменить экспортную пошлину на нефть налогом на добычу. Это крайне невыгодно Беларуси. Ведь в рамках Таможенного союза она завозила на переработку фактически нефть без налогов, что позволяло ей выигрывать по цене нефтепродуктов и конкурировать с той же Прибалтикой или Польшей. Но, если экспортную пошлину заменят налогом на добычу, платить его будут уже при выкачке нефти, то есть, для белорусов сырье автоматически подорожает. Демонстративно изъявить протест или отказаться принимать российскую нефть на переработку беларусы не могут, остается вот такой путь намеков. Ведь для Беларуси потеря на налоге - это 200-300 млн долларов в год", - говорит Кущ.

Не исключено также, что Беларусь уже получила от РФ пожелания с 1 июня ограничить реэкспорт нефтепродуктов в Украину.

"Беларусь не хочет ссориться ни с нами, ни с Россией. Ей проще ограничить поставки, прикрываясь какой-то нейтральной причиной, что и было сделано", - говорит Кущ.

Сейчас поставки, якобы, разблокированы. Однако на самом деле они мизерные - отгружено всего 32 тысячи тонн дизеля и 10 тысяч тонн бензина, чего, по мнению трейдеров, явно мало для восстановления предложения на рынке. По словам Куюна, белорусские поставщики пообещали "что-то дать", но, скорее всего, объемы будут незначительными. "Точнее по объемам поставок из Беларуси можно будет сказать только посе майских праздников. Все будет зависеть от восстановления прокачки. Если Беларусь не сможет нам ничего давать, будем подключать морские партии, но они дороже, как минимум, на 1 гривну", - говорит Куюн.

Санкции  включили прямо сейчас?

Напомним, Беларусь обеспечивает порядка 30% поставок нефтепродуктов в Украину. еще 40% приходится на Россию. Трейдеры уже спрогнозировали дефицит дизеля и газа с 1 июня, когда должны вступить в силу санкционные ограничения. И тогда глава агентства "А-95" Сергей Куюн заявлял, что понадобится не менее двух месяцев, чтобы переключиться на другие источники поставок. Цены за это время должны были вырасти на 1,5-2 гривны за литр.

Сложности начались намного раньше. Уже 25 апреля некоторые трейдеры получили уведомление от компании Wexler Group о приостановке поставок. Якобы, компании не продлили разрешение на импорт нефтепродуктов. В украинском офисе компании Wexler Group данную информацию не подтвердили и не опровергли. На вопрос "Страны" пообещали "проверить информацию и сообщить позже". Сергей Куюн говорит, что пока поставки российского дизеля идут в полном объеме.

"Российские трейдеры рассказывают, что санкционный список принимался впопыхах. Пока даже неясно кто будет выдавать эти спецразрешения", - говорит Куюн.

Сложности все же не исключаются. "Сразу было понятно, что 1 июня - это дата " с потолка". Россия должна была соблюсти формальности, дать некий переходной период, чтобы нельзя было испортить это решение, к примеру, в ВТО. Но на самом деле, если санкции уже введены, ими могут начать играться хоть завтра. Так и сейчас - формально ограничение еще не работают, но появилось "исключение"", - говорит Кущ.

Wexler Group - крупнейший поставщик дизеля в Украину, поэтому остановка импорта, если она все же последует, ударит по ценам, - уверены эксперты. Уже в ближайшее время дизельное топливо может подорожать, минимум, на гривну. В дальнейшем остается открытым вопрос -  чем импортеры будут замещать российское и белорусское топливо. Морские поставки понемногу идут, то резко их нарастить трейдеры не смогут хотя бы из-за ограниченной пропускной способности терминалов. К тому же , такое топливо из-за транспортной составляющей будет на 2 гривны дороже российского и белорусского.

С учетом того, что в Украине нет стратегического запаса нефти, и на рынке уже по-сути началась паника, цены могут расти еще быстрее. Хотя, по мнению Сергея Куюна, аппетиты заправщиков должен умерить снижающийся спрос.

"Как только цены выросли, продажи топлива начали падать", - подытожил он.