Российско-белорусский нефтяной спор оставил без топлива не только Минск, но и Украину
Белоруссия приостановила экспорт светлых нефтепродуктов и дизельного топлива в Польшу, на Украину и страны Балтии. Об этом во вторник, 23 апреля, сообщил замглавы национальной нефтяной компании (БНК) Сергей Гриб.
Причиной названо снижение переработки сырой нефти из-за некачественного сырья, поставленного из России.
Гриб подчеркнул, что в Белоруссии примут меры для избегания санкций из-за нарушения контрактных обязательств. Кроме того, Минск планирует до конца года запустить альтернативный российскому путь поставки — по морю, в чем, по словам Гриба, очень заинтересованы на Украине и в Прибалтике.
Напомним, на прошлой неделе в Минске заявили о проблеме с качеством поступавшей по трубопроводу «Дружба» российской нефти, а 21 апреля временно ограничили экспортные поставки нефтепродуктов. Кроме того, белорусская сторона подняла вопрос о возмещении ущерба своим НПЗ, чье оборудование пострадало из-за некачественного сырья.
Так, по словам главы «Белнефтехима» Андрея Рыбакова, ущерб для оборудования Мозырского НПЗ может составлять «десятки миллионов долларов».
Поставщик продукта — «Транснефть» — признал, что в сырье превышено содержание хлоридов и заявил о том, что работает над решением проблемы. Сообщается, что встреча российских и белорусских экспертов для нормализации ситуации должна состояться во вторник, 23 апреля.
Стоит отметить, что скандал с некачественной нефтью совпал по времени с резко выросшими разногласиями между Москвой и Минском относительно российского «налогового маневра» в нефтяной сфере, который лишает Белоруссию прибылей от продажи российской нефти за рубеж. В ответ в Минске предложили на 23% увеличить плату за транзит нефти по территории республики, а две недели назад президент Белоруссии Александр Лукашенко и вовсе, обвинив Россию в «выкручивании рук», пригрозил закрыть отдельные участки нефтепровода «Дружба» на ремонт, что фактически остановило бы транзит.
Кроме того, стоит напомнить, что с 1 июня вступают ограничения на поставки нефти, угля и ряда других продуктов из России на Украину, теперь их можно будет продавать только по специальным разрешениям. На этом фоне Белоруссия может рассчитывать на наращивание поставок нефти и нефтепродуктов на Украину.
Об этом также рассказал журналистам Сергей Гриб. По его словам, Белоруссия имеет возможность заместить поставки на Украину отдельных видов нефтепродуктов из России.
— Проблема действительно в некачественной нефти — она просто солёная, а эта соль в процессе переработки оседает внутри оборудования НПЗ, забивая трубки, или вовсе превращается в кислоту, разъедающую оборудование. В данном случае нефть наложилась на нерешённые политико-экономические проблемы двустороннего сотрудничества, — уверен политолог Иван Лизан.
«СП»: — Надолго ли это? Как скоро удастся восстановить объемы поставок?
— Обещают к концу мая: просто нужно прокачать всю нефть по всей протяжённости нефтепровода. Минск рассчитывает на то, что ему поставят чистую нефть по другому нефтепроводу и технические возможности для этого есть.
«СП»: — Пострадают ли от этого Польша, Украина, Прибалтика? Или у них есть чем заменить эту нефть?
— Пострадают. Вероятно, пострадают и европейские НПЗ — нефть попадёт и к ним. А в странах, куда белорусские НПЗ поставляют светлые нефтепродукты, будет дефицит, и вырастут цены. Особенно туго придётся Украине.
«СП»: — В Белоруссии также намерены запустить альтернативный — морской — путь поставки, в чем, по словам Гриба, очень заинтересованы на Украине и в Прибалтике. Запустят ли?
— Морской путь «запускается» каждый раз, когда Москва и Минск не могут договориться по политэкономическим вопросам. Но проблема с ним в том, что запустить его сложно, в 2009-м нефть привозили из Венесуэлы и качали по нефтепроводу Одесса-Броды. Не думаю, что реально дойдёт дело до запуска альтернативных маршрутов: это потребует времени и понадобится строить сложные схемы с логистикой.
Москва в лице посла Михаила Бабича заявляла о том, что не против альтернативных поставок нефти и оснований сомневаться в искренности данной позиции нет.
«СП»: — Насколько продажи нефти за границу критичны для Белоруссии? Как на этом отразится нефтяной маневр, и как в Минске думают выходить из ситуации?
— Критичны. Нефтепереработка и экспорт калийных удобрений — это экономический допинг для РБ и один из важнейших каналов поступления валюты в страну. Так что временная проблема с поставками нефти больно ударит по белорусскому бюджету и настрою элит. Они и так думают, как свести дебет с кредитом после налогового манёвра и прекращения поставок светлых нефтепродуктов из РФ (их Минск перепродавал). Так что общая нервозность, конечно же, возрастёт.
Закончится вся эта история тем, что стороны договорятся, а России придётся заплатить компенсацию: это будет правильно с юридической и политической точек зрения. Нарушение имело место, кто-то недосмотрел и пустил в трубу некачественную нефть.
«СП»: — С 1 июня российская нефть перестанет поступать на Украину. Воспользуется ли этим Белоруссия, и как на это реагировать России?
— Так этим воспользуется и Россия: она не будет поставлять нефть, но запрета на поставки светлых нефтепродуктов нет. Так что пострадает украинская нефтепереработка — она лишается сырья. Минск и Москва нарастят поставки бензина и дизеля, то есть заработают на Украине.
— Как известно, «Транснефть» признала повышенное содержание хлоридов в поступающей в последнее время в Белоруссию нефти и даже нашла источник загрязнения, — напоминает замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Но это повод. Причиной же являются непрекращающиеся попытки Минска выторговать у Москвы компенсацию за потери белорусского бюджета, возникающие в связи с реализацией в России налогового маневра. В 2019 году эти потери, по данным белорусского Минфина, могут составить около 630 млн. белорусских рублей (около $ 300 млн.). Происходящее — своеобразная форма шантажа, когда создавая себе дополнительные проблемы, Белоруссия рассчитывает добиться от России новых льгот, сделав впоследствии упор на то, что в противном случае страна окажется на грани социального взрыва. Минск как бы намекает на то, что следующим шагом может стать перекрытие российского транзита. Подобные заявления в адрес России уже делались, а в качестве аргументов приводилась необходимость провести ремонт нефтепроводов.
«СП»: — Насколько экспорт нефтепродуктов важен для Минска?
— Экспорт бензина и других нефтепродуктов, получаемых из российской нефти на белорусских НПЗ, приносит существенный доход белорусскому бюджету. Что происходит? Покупая дешевую нефть по низким внутрироссийским ценам, Белоруссия продает бензин, солярку, мазут в Европу по рыночным мировым ценам. Только на этой хитрости белорусский бюджет зарабатывает около $ 2 млрд. в год. От $ 0,5 до $ 1 млрд. в год дает также так называемая перетаможка, когда в белорусский бюджет направляются экспортные таможенные пошлины на определенные объемы поступающей из России нефти. Такие скрытые формы поддержки белорусского бюджета со стороны России долгие годы позволяют сохранять видимость белорусского экономического чуда.
«СП»: — Кто еще, помимо белорусов, понесет наиболее тяжелые потери?
— Помимо Белоруссии, тяжелее всего в этой ситуации будет, конечно, Украине, которая уже покупает газ по завышенным европейским ценам. Если Белоруссии не будет хватать нефти для внутреннего пользования, то же самое может произойти и с бензином, и с соляркой, которые сейчас поступают на Украину из Белоруссии, — Киеву придется делать закупки в Европе.
Россия, прекратив ранее поставки нефтепродуктов в Белоруссию, тем самым перекрыла их реэкспорт на Украину. Теперь это может коснуться и экспорта, собственно, белорусского бензина и солярки. Близость белорусских НПЗ к основным экономическим центрам Украины, несмотря на рыночные цены на белорусские нефтепродукты, в любом случае делает для Украины поставки из Белоруссии более выгодными, чем даже из Польши.
Вкупе с окончательным прекращением поставок нефтепродуктов из России на Украину это может существенно сказаться на социально-экономической ситуации и стать первым серьезным вызовом для нового украинского президента.
«СП»: — Как в Минске все же будут компенсировать нефтяной налоговый маневр с пошлинами? Это реально?
— По целому ряду обстоятельств, Россия будет и дальше поддерживать белорусскую экономику, но, естественно, хотела бы, чтобы этот процесс был прозрачным. Полагаю, Белоруссия будет вынуждена отказаться от хитрых схем и согласиться на межбюджетные трансферты, которые ей уже предлагались не раз.
«СП»: — В Белоруссии также намерены запустить альтернативный — морской
— По-моему, это какая-то фантазия. Морской путь поставки — это, в первую очередь, транзит через порты Литвы и других прибалтийских стран. Сомневаюсь, что это будет выгодно Украине, потому что маршрут станет длиннее. Литве, безусловно, выгодно. В странах Балтии после строительства новых портов в Ленинградской области ощущается недозагруз портовых мощностей. Но что мешает поставлять нефтепродукты по суше? Ничего. Вопрос ведь сейчас в другом: в отсутствии в Белоруссии необходимого объема нефтепродуктов для экспорта.
«СП»: — С 1 июня российская нефть перестанет поступать на Украину. Воспользуется ли этим Белоруссия?
— Если Минск сможет решить накопившиеся проблемы, то обязательно попробует воспользоваться. Доходы от транзита и серый реэкспорт многие годы остаются важной наполняющей белорусский бюджет статьей. Вообще, я предполагаю, что нынешнее прекращение Белоруссией экспорта нефтепродуктов в Европу и на Украину — это следствие не только проблем с качеством российской нефти, а на самом деле, результат неких последовательных действий со стороны России. Это результат комплексной работы по всем направлениям.
Россия решила закрыть для Белоруссии всяческие лазейки, которые позволяют ей бесконтрольно пополнять бюджет за российский счет. Следующим этапом станет либо переход к прозрачным отношениям в торговле между нашими странами, либо ухудшение социально-экономического положения в Белоруссии.