ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Россия и Белоруссия начинают поиск компромисса по тарифам нефтяного транзита

Россия и Белоруссия начинают поиск компромисса по тарифам нефтяного транзита


5-04-2019, 21:40. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Запрос Белоруссии на повышение тарифа транзита российской нефти на 23% - лишь позиция для торга, экономически он не обоснован. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

Минск хочет повысить тариф на транзит нефти из РФ по трубопроводу "Дружба"

Минск хочет повысить тариф на транзит нефти из РФ по трубопроводу "Дружба"
transneft.ru / Сайт ОАО «АК «Транснефть»

"Белоруссия почти каждый год направляет России заявки на внеплановый пересмотр транзитного тарифа по нефти, так что сейчас это сюрпризом ни для кого не стало. И, как правило, Минск начинает переговоры с изначально очень завышенных позиций, чтобы обеспечить себе пространство для маневра в рамках последующих переговоров. Естественно, рост сразу на 23% беспрецедентный, такого сценария не будет, и это понимают сами белорусские чиновники. В данном случае это лишь прием в торге.

Процедура дискуссий в спорах о внеплановом повышении тарифа интересна и защищает российскую сторону от необоснованных претензий. Бак, Белоруссия должна представить четкие аргументы, по которым цена прокачки должна вырасти именно на требуемый показатель. Неоспоримость – главное требование. И велика вероятность, что недостаточно убедительные доводы Минска просто будут отвергнуты, "статус-кво" останется неизменным", - отмечает аналитик.

Глава "Транснефти" Николай Токарев сообщил, что власти РБ хотят подать заявку на повышение транзитных тарифов по российской нефти через трубопровод "Дружба" на 23%. И сообщил, что это "переговорная позиция, которая требует обсуждения. Минск ссылается на экологические обстоятельства."Если мы не соглашаемся, они обращаются в антимонопольное ведомство. ФАС России и Белоруссии должны провести переговоры и договориться", - отметил советник главы "Транснефти" Игорь Демин.

"Если говорить об экологических обоснованиях, на которые намерен опираться Минск, то с прошлого года ничего в технологиях транспортировки энергоносителей по РБ не менялось. Не было и масштабных аварий, которые могли повлечь негативные последствия для окружающей среды, так что едва ли "зеленые" аргументы в данном случае применимы. Хотя мы пока не знаем, как именно Минск намерен аргументировать экологический вред, который возможно понесла белорусская сторона.

Федеральная антимонопольная служба России всегда действует прагматично. В частности, учитывает текущую инфляцию, но на нее тариф итак планово повышается ежегодно, согласно договору. Все остальные аргументы рассматриваются на предмет состоятельности, и внезапно возросшая угроза экологии к ним не относится. Обычно еще поднимается вопрос издержек транзитирующей стороной, но они явно за год не могли вырасти почти на четверть", - подчеркивает эксперт.

Без угрозы транзиту

Повысить тариф на прокачку по своему участку нефтепровода «Дружба» Белоруссия просит с 1 мая. Между РФ и РБ с 2010 года действует межправительственное соглашение, которое регулирует тарифы на услуги по транзиту нефти по магистральным трубопроводам в Белоруссии. Соглашение допускает плановый и внеплановый пересмотр тарифов. Для внепланового варианта белорусскими организациями должны быть предложены обоснованные предложения, после чего их передают на согласование в Россию.

Россия и Белоруссия всегда находили компромиссы в нефтегазовых вопросах

Россия и Белоруссия всегда находили компромиссы в нефтегазовых вопросах
kremlin.ru / Пресс-служба Президента России

Если договоренности о размере повышения достигнуть не удается, то новый тариф определяется уполномоченными органами стран (в частности, ФАС России) при участии транспортных организаций. В январе 2019 года была проведена плановая индексация тарифа на 7,6%. В 2019 году объем поставок нефти из России в Белоруссию планируется сохранить на уровне 2018 года - 24 млн тонн, заявляла российская сторона.

"В Белоруссии, как правило, подходят к нефтегазовым вопросам комплексно, вопрос о тарифе за перекачку нефти – лишь один из инструментов в более масштабном и насущном для Минска вопросе. Российский налоговый маневр, реализованный с начала этого года, лишил РБ существенных доходов – союзное государство не раз просило рассмотреть варианты компенсации. Это для Минска проблема, и она все еще не решена.

При этом все инициируемые торги никогда не становились угрозой для самого транзита нефти по белорусской территории. Минск даже разговоров на эту тему никогда не заводил. Белорусские чиновники каждый раз ограничивались исключительно вопросом цены, не ставя под вопрос само межгосударственное соглашение и не выступая с позиции шантажа.

Уверен, этого не случится и в этот раз. Бывало, что торги между Москвой и Минском проходили тяжело, но каждый раз стороны неизменно находили взаимовыгодное решение. Сомневаться, что и в данном случае переговоры пройдут по такому сценарию, оснований нет", - заключает Алексей Белогорьев.


Вернуться назад