Китайский проект Нового Шелкового пути внушает большие надежды, однако на международном уровне все чаще подвергается критике. Но инициатива будет развиваться. Авторы этого долгосрочного проекта в Пекине с самого начала не исключали сопротивления за границей.
В тот полдень в конце января в вестибюле дорогого цюрихского отеля «Парк Хаятт» была настоящая давка. Высокопоставленные представители бизнеса, посланники от различных учреждений, университетские профессора толкались в коридорах. Причиной стал высокий гость из Пекина: по пути на Всемирный экономический форум вице-президент Китая Ван Цишань (Wang Qishan) сделал остановку в Цюрихе. Значение Китай постоянно растет — в экономике, политике, науке. Поэтому, конечно, все хотели бы встретиться с китайским гостем.
Однако те, кто ждал, что гость из Пекина сообщит что-то новое по поводу китайского курса реформ или американо-китайской торговой войны, были разочарованы. Ван быстро и монотонно зачитал свой сухой и скучный текст, похвалил высокоразвитую экономику Швейцарии, высказался о «беспроигрышных ситуациях» и рассыпался в любезностях по поводу отношений Китая и Швейцарии, подчеркнув, что «один плюс один может быть больше, чем два». И это все.
Контрапунктом к сухому докладу китайского вице-президента стали слова Ули Маурера (Ueli Maurer). Президент Швейцарии произнес страстную речь во имя углубления китайско-швейцарских отношений. Маурер призвал и дальше работать над заключенным с Китаем в 2014 году договором о свободной торговле и предложил Пекину Швейцарию в качестве плацдарма для продвижения на Запад. В тот же день президент в интервью Швейцарскому телевидению сообщил, что Швейцария подпишет с правительством Китая Меморандум о взаимопонимании по поводу Нового Шелкового пути — так называемой инициативы «Один пояс, один путь». И это даст старт большим инвестициям и сотрудничеству с Китаем на Новом Шелковом пути.
ЕС хочет более «жесткого» отношения к Китаю
Через два месяца настроение изменилось. Когда почти две недели тому назад стало известно, что правительство Италии хочет во время визита руководителя китайского государства и партии Си Цзиньпина в Рим на этой неделе подписать Меморандум о взаимопонимании относительно инициативы «Один пояс, один путь», из Вашингтона сразу же послышалась критика. Спустя несколько дней Еврокомиссия предложила план из десяти пунктов. Речь в нем не идет именно об инициативе «Один пояс, один путь», однако уже в первом абзаце документа утверждается, что баланс вызовов и шансов, которые предлагает Китай, сдвинулся — в сторону вызовов. В нескольких местах этого трактата говорится о более «жестком» отношении к Китаю. Тем временем Брюссель, как сообщали СМИ, подумывает о том, чтобы законодательно ограничить китайским фирмам доступ к открытым тендерам в Европе.
В конце апреля президент Маурер поедет в Пекин на форум инициативы «Один пояс, один путь». Однако по поводу возможного подписания Меморандума о взаимопонимании по Новому Шелковому пути в министерстве иностранных дел пока заявили только, что информация о программе визита в Азию президента Маурера «будет обнародована в надлежащий срок», а «Швейцария принципиально приветствует инициативу „Один пояс, один путь", осознавая как возможности, так и риски».
Новый Шелковый пояс Китая, мегапроект, придуманный китайским президентом Си Цзиньпином, предполагает инвестиции в размере до одного триллиона долларов США в дороги, порты и железнодорожные линии, призванные теснее связать Китай с Юго-Восточной и Центральной Азией. По новым транспортным путям будет проложен мост в Европу и Африку через Ближний Восток. Однако все шесть лет, с тех пор как Си представил в Казахстане свой проект, его критикуют по всему миру. Такие страны, как Шри-Ланка и Мальдивы, из-за высоких кредитов Китая на проекты Шелкового пути попали в финансовую ловушку. От инициативы «Один пояс, один путь» выиграют в первую очередь китайские фирмы — так звучит один из упреков. Кроме того, Пекин своими инфраструктурными проектами пытается сделать такие страны, как Греция более послушными в политическом плане.
Все громче звучат критические голоса и внутри китайского правительства. Почему Китай в экономически трудные времена должен тратить столько средств на частично рискованные проекты за границей, в том числе рискованные? Таким вопросом задаются некоторые политики в Пекине. Деньги гораздо нужнее дома, считают они. Растущее недовольство тем временем отражается и в цифрах. Инвестиции Китая на сотрудничество по Шелковому пути сократились за последнее время на 20%, сообщает представитель одного европейского концерна, задействованного в нескольких проектах. «Фаза ликования по поводу инициативы „Один пояс, один путь" пока завершилась», — подводит итог Маркус Таубе (Markus Taube), эксперт по Китаю в Школе управления университета Дуйсбург — Эссен.
Си Цзиньпин планирует декадами
Пока дует встречный ветер, но спорный проект века Си Циньтпина ни в коем случае не умер — в конечном счете инициатива Шелкового пути имеет конституционный статус. Более того, Китай с самого начала предполагал, что будут краткосрочные откаты назад: руководитель Китая, планируя свой проект, думает не в месяцах, а в декадах.
Однако в связи с критикой за границей руководство в Пекине, вероятно, предпримет в ближайшее время некоторые шаги по изменению политики. Авторы проекта хотят в будущем меньше работать с кредитами соответствующим странам, а больше действовать путем прямых инвестиций. Кроме того, правительство хочет попробовать сильнее вовлечь в эту инициативу частные китайские фирмы. Помимо этого, есть соображения о том, чтобы для отдельных проектов привлекать в качестве инвесторов третьи страны. «Так, например, подумывают о Саудовской Аравии», — сообщает Томас Эдер (Thomas Eder) из Института китайских исследований.
Чтобы успокоить критиков за границей, Пекин меняет и свою риторику. Например, политики в беседах во время зарубежных поездок не должны слишком часто упоминать «Один пояс, один путь». Больше слушать, меньше оказывать давление — таков девиз. Руководство Китая заботится и об имидже страны.
По мнению представителей европейской экономики, инициативу «Один пояс, один путь» следует использовать и дальше. «Для швейцарских фирм есть немало возможностей», — говорит Рудольф Минш (Rudolf Minsch), главный экономист швейцарского межотраслевого объединения работодателей «Экономисвисс» (Economiesuisse). Так, например, на заказы могло бы рассчитывать и проданное недавно «Хитачи» (Hitachi) подразделение АВВ по электроэнергии. Швейцария все равно могла бы получить выгоду, поскольку, несмотря на раскол, многое все же остается в стране. На выгоду рассчитывает и строительная индустрия. В компании «ЛафаржХолсим» (Lafarge-Holcim) активно изучают шансы, которые могла бы предоставить инициатива Шелкового пути. Этот концерн уже участвовал в строительстве железнодорожного пути из Найроби в Момбасу в Кении.
Пекин настаивает на заявлениях о намерениях
Страхование тоже рассчитывает на дополнительные сделки в связи с инициативой Шелкового пути. Страховая компания «Свисс Ре» (Swiss Re) надеется на миллиардные доходы. Этот концерн хочет, среди прочего, страховать конструкционные риски и потенциальную утрату финансирования. Однако «Свисс Ре» хочет выступать и как инвестор. Она утверждает, что Китай нуждается и в частных инвестициях.
Вопрос в том, насколько заявление о намерениях, которое сейчас Италия хочет подписать с Китаем, могло бы посодействовать бизнесу швейцарцев в связи с проектом «Один пояс, один путь». И хотя правительство воздержалось от заключения меморандума о намерениях, желание подписать такой договор в Берне по-прежнему существует.
Однако заявления о намерениях по поводу Нового Шелкового пути, которые Китай, по данным Института китайских исследований, тем временем уже подписал с более чем 100 странами, не накладывают жестких обязательств. Это «скорее для пекинских витрин», как сформулировал один участник. Эксперт из Института китайских исследований Эдер изучил множество таких меморандумов. Результат: ни в одном случае такой договор не привел напрямую к дополнительным заказам для фирм соответствующих стран. «Для нас важнее договоры о свободной торговле», — говорит также и Минш из «Экономисвисс».
У «Сименса» есть экспертная группа по инициативе «Один пояс, один путь»
Однако Пекин настаивает на дальнейших Меморандумах о намерениях в том числе и из-за их символического значения. Поэтому для Швейцарии это несколько щекотливая тема, ведь страна стремится к договору о свободной торговле с США. А в Вашингтоне сидят самые главные критики инициативы. Китайцы охотно взяли бы на борт и Германию, однако Берлин действует сдержанно. На саммит по инициативе «Один пояс, один путь» в конце апреля немцы предположительно пошлют лишь одного министра, возможно, даже заместителя министра.
Тем временем немецкая экономика рвется вперед. «Дойче банк» (Deutsche Bank), например, основал вместе с Банком развития Китая (China Development Bank) фонд инициативы «Один пояс, один путь» в размере 3 миллиардов долларов США. По данным «Дойче банк», примерно половина этой суммы уже инвестирована.
Глава «Сименса» (Siemens) Джо Кэзер (Joe Kaeser) даже создал собственную экспертную группу по инициативе. Она должен определять проекты по всему миру и как можно больше заказов привлекать в страну. Группу возглавил Тобиас Деннехи (Tobias Dennehy), он ездит по миру вместе с немецким коллегой из Пекина. Однако и Деннехи в последнее время констатирует, что Пекин проявляет некоторую осторожность. «Политическая дискуссия приводит к торможению», — говорит он.
Прозрачность — это проблема
И все же «Сименсу», по его собственным данным, заказы в связи с инициативой Шелкового пути с 2017 года принесли оборот в 3 миллиарда евро. В лучшем случае, по внутренним подсчетам мюнхенцев, к 2025 году это могли бы быть 8 миллиардов евро. До сих пор «Сименс» прежде всего получал многочисленные более мелкие подряды в крупных проектах. Теперь Деннехи хочет расширить эту сферу. Без запроса или задания от китайцев его люди ищут по собственной инициативе по всему миру проекты и затем предлагают их китайским властям для сотрудничества. Это уже сработало при строительстве электростанции в Индонезии. «Китайская сторона очень приветствует эту деятельность», — констатировал Деннехи.
Как раз для мелких и средних фирм из Швейцарии и Германии поиск подходящих проектов зачастую сложен, поскольку они не располагают сетью, как мультинациональные концерны. Поэтому такие представители экономики, как Минш от «Экономисвисс», хотели бы видеть полностью прозрачные конкурсы или каталоги с возможными проектами. Руководство в Берне подумывает о механизмах для сбора и распространения такой информации. Форум по инициативе «Один пояс, один путь» в конце апреля был бы хорошей возможностью поговорить о таких проблемах.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.