ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Россия оставит без хлеба Эстонию, Латвию и Литву

Россия оставит без хлеба Эстонию, Латвию и Литву


6-02-2019, 07:27. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
аграрии сельхоз пшеница

В 2017-2018 годах экспорт российских зерновых составил 52,422 миллиона тонн, при этом 40,449 миллиона тонн в этом объеме составляла пшеница.

В итоге, по результатам прошлого года Россия стала мировым лидером по поставкам пшеницы за рубеж. В следующем сельскохозяйственном году Россия может экспортировать уже 42 миллиона тонн зерна, включая 36 миллионов тонн пшеницы.

Окно в Европу

В Европу из России зерно поставляется двумя путями – через Прибалтику (Эстонию, Латвию, Литву) и Калининград («Портовый элеватор», предлагающий услуги перевалки зерна на экспорт, но его фактический грузооборот незначительный — около 55 тысяч тонн), а также – по Черному и Азовскому морю.

В небольших количествах зерно принимает и отправляет Большой порт Санкт-Петербурга (на юго-западе города) через Невскую губу и Финский залив.

Львиная доля грузов отправляется в Европу через Прибалтику. Через данное направление Россия экспортирует зерно, которое экономически невыгодно поставлять через южные порты. В этой связи российские производители используют порты соседних стран.

В 2017-2018 годах объемы железнодорожных перевозок зерна из России в направлении портов Прибалтики выросли более чем в два раза — до 1,6 миллиона тонн, в том числе в направлении латвийского порта Лиепая — 700 тысяч тонн.

Россия, безусловно, нуждается в решении вопроса поставок зерна в другие страны без посредничества. Прибалтика неплохо зарабатывает на том, что является перевалочным пунктом зерновых из России.

Геркулесовы столбы

Группа компаний «Новотранс» предложила интересный вариант поставки грузов.

По их замыслу, в 2022 году планируется создать в порту Усть-Луга (Лужская губа в 160 км на юго-запад от Петербурга) мощности по перевалке шести миллионов тонн зерна с силосным парком на 300 тысяч тонн. Причалы комплекса с глубиной 16–16,5 метра будут рассчитаны на прием судов с осадкой до 15,5 метра.

Одновременно – напротив Усть-Луги через Финский залив — в порту Приморска (пролив Бьеркезунд в 130 км на северо-запад от Петербурга) анонсировано строительство терминала с пропускной способностью в два миллиона тонн в год.

82_image

Предполагаемая площадка в Приморске не имеет выхода на железную дорогу и находится в шести километрах от станции Ермилово, поэтому потребуется прокладка соединительного железнодорожного пути.

Кроме того, в развитии нуждается ветка Выборг — Приморск — Ермилово, являющаяся одноколейной и практически неэлектрифицированной. По ней идут пригородные пассажирские поезда, однако грузовых перевозок там нет.

Историческая справка:

По словам Платона, на Гибралтарской скале и скале Абила были установлены две статуи на высоких колоннах, представляющие собой своеобразные ворота из Средиземного моря в Атлантику.

В 711 году арабский полководец Тарик ибн Зияд, который во главе большой армии переплыл Гибралтарский пролив, велел «во славу Аллаха» разрушить статуи вместе с колоннами. Утверждается, что значок доллара ($) представляет собой стилизованное изображение Геркулесовых столбов, обвитых мифическим змеем Пифоном.

Минусы новой системы

Большая часть российского сырья отгружается в регионы, тяготеющие к Черному и Средиземному морям. В условиях высокого спроса на перевалку зерновых в глубоководных портах некоторым экспортерам трудно получить доступ к этому ресурсу, а тарифы на него высокие.

Ограничением является пропускная способность автомобильных и железных дорог в южном регионе. В результате для некоторых поставщиков, удаленных от портов юга, может быть предпочтительнее отгрузка через комплексы северного субъекта.

При этом, скорее всего, рано или поздно дефицит объектов на юге России будет ликвидирован за счет строительства новых терминалов. В этом случае спрос на перевалку зерновых в Балтийском море может снизиться, если Россия к этому времени не упрочит свои позиции на рынках Северной, Западной Европы и других неюжных направлениях. В таком случае специализированные терминалы на Балтике могут остаться недозагруженными, что несет риск для инвесторов.

 

Дмитрий Степнов

 


Вернуться назад