ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Почему жители Саудовской Аравии пока не готовы отказаться от роскоши
Почему жители Саудовской Аравии пока не готовы отказаться от роскоши3-02-2019, 15:13. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Москва, 2 февраля - "Вести.Экономика" Десятилетия нефтяного бума сильно изменили привычный уклад жизни в Саудовской Аравии, превратив некогда бедуинское общество в самую богатую экономику Ближнего Востока с доступом ко всем современным благам. Однако доходы страны от нефти уже не те, и некоторые граждане вынуждены "экономить". Фото: Pixabay По данным официальной статистики, в королевстве проживают более 32 миллионов человек, треть из которых или половина рабочих рук – это приезжие. Согласно данным Всемирного банка, номинальный ВВП на душу населения составляет 20,7 тысячи долларов США, что является 36-м показателем в мире и одним из самых высоких на Ближнем Востоке. Фото: Pixabay Нефть всему головаБолее 90% экспорта Саудовской Аравии приходится на нефтепродукты, которые приносят стране 163 миллиарда долларов (44,3% ВВП в 2016 году). В последнее время рост потребительских расходов в королевстве замедлился и виной тому падения доходов от продаж нефти. В 2017 году ВВП страны сократился на 0.7%, а бюджет по сей день продолжает оставаться дефицитным. В результате рост частного потребления в 2018 году хоть и составил около 2.5% по сравнению с 1.5% годом ранее, но всё же остаётся весьма скромным. Фото: Pixabay Несмотря на то, что львиная доля недвижимости находится в собственности государства, новые законы позволяют покупать собственность и иностранцам. Те же, кто приобретали квартиры ранее - должны были платить полную стоимость квартиры сразу либо за счёт собственных накоплений или кредитов, выданных в рамках исламского банкинга, из-за отсутствия системы ипотечного кредитования в привычном нам формате. Бедность не порокУровень бедности в королевстве измеряется ежемесячным доходом в размере около 480 долларов США на человека. Выжить на такие средства весьма непросто и чаще всего столько получают жители окраин или сельских районов. В случае с коренными жителями предусмотрены государственные субсидии. В прошлом году получателями выплат стали около 10,6 миллиона человек, а размер единовременной социальной помощи варьировался от 80 до 250 долларов. Фото: Pixabay Первые попытки обратить взор на проблему произошли в начале прошлого века. Будучи наследным принцем Абдулла ибн Абдель Азиз совершил почти исторический визит в один из бедных районов Эр-Рияда, а после начала правления издал целый ряд решений, направленных на поддержку социально незащищённых слоёв. Сегодня более половины государственных субсидий уходит на женщин, уровень безработицы среди которых, по разным данным, составляет почти 35%. Из других групп с высоким уровнем бедности выделяются люди с ограниченными возможностями, жители сельской местности, городских окраин и шиитское население. Для борьбы с социальными проблемам государство регулярно выделяет значительные средства под социальные выплаты и всевозможные дотации, помимо уже имеющегося бесплатного образования и здравоохранения.
Несмотря на то, что предыдущие годы были отмечены ростом в частном секторе, а также эффективными реформами по улучшению бизнес-климата, есть основания полагать, что реализация подобных планов в среднесрочной перспективе может сопровождаться увеличением безработицы, падением доходов, а следовательно ростом бедности. Сила привычкиСогласно недавнему исследованию консалтинговой компании McKinsey & Company более 55% местных жителей за последние два года начали больше откладывать. Для привыкшего к расточительному образу жизни за годы нефтяного бума населения, подобное является своего года революцией, последствия которой пока что трудно предсказать. Многие аналитики всерьёз заговорили об изменениях закостенелых покупательских привычек в сторону более экономных брендов. К примеру, если раньше местные жители не скупились тратить существенные суммы на покупки в магазинах Harrods, Hermes, а также тысячи долларов на Oil парфюм, то сейчас подобные покупки совершаются более выборочно и намного реже. Фото: СNN Однако не все готовы изменять своим привычкам. Согласно тому же исследованию, 35% местных жителей сказали, что готовы покупать полюбившиеся им бренды в независимости от их цены. Можно заявить, что годы нефтяного бума сформировали в королевстве прослойку граждан, которые были в некоторым смысле избалованы потоком лёгких денег и лишь радикальный перелом в структуре доходов способен переломить ситуацию. Вернуться назад |