ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > «Северный поток - 2» дошел до Финляндии и Швеции
«Северный поток - 2» дошел до Финляндии и Швеции1-01-2019, 17:29. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
|
Крупнейшее в мире судно-трубоукладчик Pioneering Spirit 23 декабря приступило к прокладке газопровода «Северный поток - 2» в территориальных водах Финляндии. Тем самым проект, вызывающий повышенную политическую аллергию со стороны США и Украины, вступил в решающую фазу своей реализации. По информации Nord Stream 2 AG, судно Pioneering Spirit продолжит укладку «Северного потока - 2» вслед за судном Solitaire, которое работало в Финляндии с сентября и направилось в южную часть территориальных вод Швеции для укладки 510-километрового участка газопровода. Кроме того, 22 декабря трубоукладочное судно Audacia завершило работы по укладке морской части газопровода в территориальных водах Германии, где уже уложено 370 километров труб. На сегодняшний день Nord Stream 2 AG получил разрешения на проведение работ в четырех из пяти стран, по территории которых должен пройти газопровод. В соответствии с выданными разрешениями работы ведутся в Швеции, Финляндии, Германии и России. В тот же день строительство «Северного потока - 2» дошло до территориальных вод Швеции. 23 декабря судно Solitaire начало установку труб, которые заранее были доставлены в шведский порт Карлсхамн. В соответствии с планом работы по прокладке газопровода на шведском участке будут вестись до лета 2019 года. Порт в связи с началом стройки уже нанял 110 человек, предполагается создание дополнительных 30 рабочих мест. В целом же строительство газопровода ведется быстрыми темпами. Из 1222 км его общей протяженности на начало ноября, по данным Nord Stream 2 AG, было уложено более 200 километров, а к концу декабря – уже 370 км. То есть на сегодняшний день степень готовности «Северного потока - 2» составляет около 30%. Очевидно, что Россия ввиду нарастающего давления со стороны США всеми силами стремится завершить строительство «Северного потока - 2» как можно скорее. Бороться против действующего газопровода, как показывает опыт эксплуатации «Северного потока - 1», гораздо труднее. Между тем, по мере того как строительство второй очереди «Северного потока» вступает в решающую фазу, провокации со стороны США и Украины, направленные на его срыв, становятся все более изощренными. Последняя из них – инцидент с заходом украинских ВМС в территориальные воды России – как явствует из последующих событий и освещения этой темы западными СМИ – была предпринята именно для того, чтобы остановить реализацию проекта. Крайне показательным, например, является освещение этого инцидента «Русской службой» BBC, которая считает, что после событий 2014 г. правовой статус Керченского пролива остается неопределенным, а с точки зрения Киева, который присоединения Крыма к России не признает, его суда ничего не нарушали. И вообще проблема, с точки зрения британцев, заключается в «незаконной аннексии Крыма» Россией, в результате которой оба берега Керченского пролива оказались де-факто под контролем Москвы. Еще более любопытно, что вскоре после инцидента в Керченском проливе последовало принятие сразу нескольких резолюций против строительства «Северного потока - 2», для принятия которых провокация, собственно, и затевалась. 11 декабря, спустя две недели после конфликта, резолюцию против строительства «Северного потока - 2» приняла палата представителей конгресса США. В ней содержался призыв «поддержать энергобезопасность Европы путем уменьшения зависимости от поставок из России», а также одобрялось введение санкций против проекта. Буквально на следующий день, 12 декабря, резолюцию против «Северного потока - 2» принял Европарламент. В документе отмечается, что проект является политическим и представляет угрозу для европейской безопасности, ключевую роль в обеспечении которой играет Украина. Синхронность принятия обеих резолюций говорит о том, что их подготовка координировалась из Вашингтона. Окончательно ясно это стало спустя несколько дней, когда представитель Госдепа Роберт Палладино призвал Германию «прислушаться к обеспокоенности многих ее соседей, чья безопасность пострадает из-за этого трубопровода», и остановить реализацию проекта. Парадокс заключается в том, что Украина, газотранспортная система которой не ремонтировалась десятилетиями и чья экономика находится в состоянии перманентного кризиса, политическая система крайне неустойчива, а на востоке вот уже четыре года идет вялотекущая гражданская война, самую большую угрозу для энергобезопасности Европы как раз и представляет. В случае отсутствия альтернативных каналов поставки газа военно-политический кризис на Украине или технологическая авария на ГТС в зимний период способны привести к повторению ситуации 2009 г., когда из-за отсутствия поставок российского газа многие страны Восточной Европы начали попросту замерзать. Поэтому строительство «Северного» и «Турецкого» потоков является не угрозой, а способом обеспечения энергобезопасности Европы, которая без этих проектов в недалеком будущем может столкнуться с угрозой энергетического кризиса.
Политические мотивы действий США вполне понятны. Завершение строительства обоих потоков приведет к тому, что из бюджета Украины будут единовременно изъяты 2-3 млрд. долл. транзитных платежей, что сопоставимо с расходами на содержание украинской армии. Для государства, которое находится в преддефолтном состоянии и выживает только за счет новых кредитов МВФ, такая потеря может оказаться крайне болезненной. Поскольку же в украинский проект Соединенными Штатами было инвестировано слишком много финансовых и политических ресурсов, бросить его просто так нельзя. Значит, выпадающие средства должен кто-то компенсировать. И с точки зрения элементарной бизнес-логики гораздо проще сделать так, чтобы эта проблема вообще не возникла и российский газ по-прежнему шел через Украину. Дополнительных расходов для США в этом случае не возникнет, а Украина продолжит играть отведенную ей роль, сохраняя инструмент давления на Россию в виде транзита газа в Евросоюз. Есть в действиях США и мотивы получения собственной финансовой выгоды. По словамбывшего канцлера Германии Герхарда Шредера, США выступают против «Северного потока - 2» потому, что хотят продавать Европе собственный сжиженный газ, который дороже и хуже по качеству. Американцы тем самым решают сразу две проблемы. С одной стороны, обеспечивают своему газовому экспорту гарантированный рынок сбыта, а с другой – подрывают конкурентоспособность европейской промышленности, продукция которой из-за более высокой стоимости энергоносителей будет проигрывать по цене американской и китайской. Но если мотивы политики США вполне очевидны, то у резолюции Европарламента экономическая логика, если не брать в расчет очередное обострение приступа русофобии, отсутствует начисто. Вместо поддержания газопровода, который повысит энергобезопасность их народов, европарламентарии выступают, по сути, в защиту американских политических и бизнес-интересов. При этом мотивы США и поддерживаемой ими Украины четко осознаются в Берлине, который особой любви к России не питает, но свои экономические интересы намерен защищать жестко. Вскоре после принятия резолюций палаты представителей США и Европарламента германский посол на Украине Эрнст Райхель заявил, что власти ФРГ не имеют законных оснований и юридических возможностей для того, чтобы остановить строительство второй очереди «Северного потока». Проект, по его словам, реализуется не государственными, а коммерческими структурами, в числе которых – «Газпром» и немецкие компании. Все разрешения на строительство газопровода уже выданы не только в Германии, но и во всех странах, по территории которых он должен пройти. И для отзыва этих разрешений нужны «определенные условия», которые, как явствует из его заявления, на сегодняшний день отсутствуют. Тем временем «Северный поток - 2», который уже начали строить в территориальных водах Финляндии и Швеции, подходит к потенциально наиболее проблемной зоне – Дании. Однозначного ответа на запрос о строительстве газопровода Копенгаген пока не дал. Вообще существует три варианта его дальнейшей прокладки – по территориальным водам Дании, по ее исключительной морской зоне или в крайнем случае по шведской части Балтийского моря. Последний вариант может быть задействован, если разрешение от Дании все же не будет получено. Тем не менее аналитики предполагают, что Копенгаген тянет с выдачей разрешения для того, чтобы дождаться окончания строительства в шведской и финляндской зоне. Когда же завершение проекта станет очевидным, Дания спокойно выдаст разрешение, мотивировав его солидарностью с другими европейскими государствами. Вернуться назад |