ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Перспективы торгового коридора, связывающего Россию, Иран, Индию и Азербайджан

Перспективы торгового коридора, связывающего Россию, Иран, Индию и Азербайджан


21-12-2018, 12:25. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Примерно со II века до нашей эры и до XIV века нашей эры знаменитый Шёлковый путь связывал Поднебесную империю со Средиземноморьем, следуя через Китай, Индию, Персию, Аравию и переходя на европейскую территорию. Основным предметом торговли был шёлк, но помимо него немалую роль играли специи, зерно, драгоценные камни, фрукты и овощи.

Карта транспортного коридора "Север-Юг"

Значение торговых путей не утрачено и сегодня. Учитывая, что экономические интересы всё более активно задают курс двусторонних и международных отношений, многие страны и регионы вкладывают средства в развитие торговых коридоров для удобства перевозки товаров.

Так, сближение позиций государств в реализации глобальных проектов наблюдается в Евразии. В частности, развиваются новые и совершенствуются существующие международные маршруты, подразумевающие использование нескольких видов транспорта. К ним относятся "Восток-Запад", "Север-Юг", Транссибирская магистраль, Северный морской путь. Всё большее количество расположенных в Евразии стран предпринимают конкретные шаги по развитию транспортной и логистической инфраструктуры, стремясь стать участниками этих международных путей.

Основной вклад в развитие торговых коридоров в Евразийском регионе вносят Россия, Китай и Индия. Россия активно продвигает свои транспортные маршруты – Транссибирскую магистраль и Северный морской путь, Китай занимается развитием Нового шёлкового пути, а Индия – коридором "Север-Юг". Основная цель этих государств – обеспечить более лёгкий доступ к европейским рынкам.

В последние годы всё большее внимание привлекает международный коридор "Север-Юг", предназначенный для обеспечения транспортных связей между Индией, Россией, Ираном, Азербайджаном и севером Европы. Сама идея развития маршрута "Север-Юг" возникла ещё в 1993 году, но только в сентябре 2000 года было подписано соответствующее соглашение между Россией, Индией и Ираном. Пятью годами позже к проекту присоединился Азербайджан. Армения также заинтересована в участии, но по ряду причин её вступление не представляется возможным. Позднее к соглашению подключились более десятка стран, предложивших транзит через свою территорию. Западные санкции против Ирана создали трудности для проекта, однако после их отмены в январе 2016 года схема вновь обрела значимость.

Протяжённость транспортного коридора "Север-Юг" составляет 7,2 тысячи километров; значительная часть этого маршрута приходится на российскую железнодорожную сеть. Основное направление по российской территории является следующим: Бусловская — Санкт-Петербург — Москва — Рязань — Кочетовка — Ртищево — Саратов — Волгоград — Астрахань. Длина российской части коридора насчитывает более 2,5 тысяч километров.

На южном участке коридора "Север-Юг" имеется несколько маршрутов грузовых перевозок – например, транскаспийский путь, который задействует российские морские порты (Астрахань, Оля, Махачкала) и порты Ирана (Бендер-Энзели и Амирабад). Западная ветвь коридора – это прямое железнодорожное сообщение между Россией, Азербайджаном и Ираном, восточная – между Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном с доступом к иранской железнодорожной сети.

С коммерческой точки зрения главное преимущество транспортного коридора "Север-Юг" перед другими маршрутами (в частности, перед морским путём через Суэцкий канал) заключается в сокращении дальности перевозок в два раза или даже больше, а также в снижении стоимости транспортировки. Так, если доставка грузов морем до Хельсинки через Персидский залив, Суэцкий канал, Средиземное море занимает 45-60 дней, то по коридору "Север-Юг" время перевозки составит 20-25 дней.

Принципиальное значение для развития этого важного торгового пути имеет ввод в эксплуатацию железной дороги Решт (Иран) — Астара (Азербайджан), которая является последним звеном прямого железнодорожного пути по западной ветви данного транспортного коридора. Когда этот проект будет полностью введён в действие, Индия сможет транспортировать свои товары через Иран по всем трём ветвям коридора на рынки прибалтийских стран и государств Северной Европы. Соответственно, европейские страны смогут перевозить свои товары в направлении Ирана, Азербайджана и Индии.

В настоящее время Россия, Индия, Иран и Азербайджан активно сотрудничают в строительстве транспортного коридора "Север-Юг" – Москва, Дели и Баку помогают Тегерану усовершенствовать железнодорожную инфраструктуру страны. В январе этого года Иран и Индия подписали соглашение о сотрудничестве в железнодорожной сфере на сумму 2 миллиарда долларов. Кроме того, Дели обязался инвестировать 500 миллионов долларов в развитие иранского порта Чабахар. Другой участник проекта, Азербайджан, одобрил выделение Ирану займа в размере 500 миллионов долларов на строительство железной дороги Астара-Решт и оснащение её необходимой инфраструктурой.

После выхода США из многостороннего ядерного соглашения и возобновления санкций Иран столкнулся с трудностями в финансировании нескольких участков в рамках развития проекта. По словам иранских чиновников, Россия уже выделила Ирану 3,4 миллиарда долларов, чтобы преодолеть возникшие сложности.

Эти конструктивные шаги, предпринятые Москвой, Дели и Баку, способствуют ускорению работ над стратегическим коридором "Север-Юг". Когда проект, в конечном итоге, будет запущен, он значительно увеличит объем торговли между Россией, Индией, Ираном и Азербайджаном.

Можно также выразить надежду, что путь "Север-Юг" поможет вновь обрести магию минувших веков как "живой коридор", важный не только для торговли, но и для культурного обмена между народами.

Источник перевод для MixedNews — Наталья Головаха

 

Вернуться назад