ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Аэромобильность в пределах 20 тонн: перспективы развития мирового рынка военно-транспортных самолетов
Аэромобильность в пределах 20 тонн: перспективы развития мирового рынка военно-транспортных самолетов18-11-2018, 13:00. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Москва, 17 ноября - "Вести.Экономика". Обеспечение необходимой мобильности наземных войск зависит прежде всего от наличия в боевом составе военно-воздушных сил (ВВС) оптимального количества военно-транспортных самолетов (ВТС) среднего и тяжелого классов. По оценкам экспертов, до 72% перевозок осуществляется с полезной нагрузкой не менее 20 т. Подробности - в материале журнала "Горизонты". С-130 Hercules в полете. Фото: Pixabay Производители военно-транспортных самолетов и авиационные эксперты до сих пор не пришли к единому подходу к их классификации по критериям грузоподъемности и дальности полета. Тем не менее наиболее часто применяемая классификация ВТС по критериям грузоподъемности и дальности полета предполагает разделение на четыре класса: легкие с массой полезной нагрузки до 10 т, среднего класса грузоподъемностью 10–40 т, тяжелые грузоподъемностью более 40 т и стратегические ВТС. С-130 HerculesЭто самый распространенный в мире ВТС с турбовинтовым двигателем (ТВД). Всего за период серийного производства произведено более 2 400 самолетов С-130 различных модификаций, которые поставлены в более чем 60 стран мира. Работы по его проектированию начались компанией Lockheed в 1951 г. Первый полет опытного самолета YC-130 состоялся в августе 1954 г., а в октябре 1956 г. серийный С-130А начал поступать на вооружение ВВС США. Одной из наиболее распространенных модификаций исходного варианта С-130А является С-130Н, серийное производство которого осуществлялось более 30 лет – с 1964 по 1996 гг. C‑130 J Hercules из 146-го транспортного крыла ВВС США готовится к взлету с авиабазы на севере Иордании в ходе совместных военных учений Eager Lion - 2014. Фото - USAirForce Первыми контракт на поставку 25 самолетов С-130J-30 (с удлиненным по сравнению с С-130J фюзеляжем) в декабре 1994 года заключили ВВС Великобритании. Поставки осуществлялись с 1998 года. Более 400 С-130J различных модификаций поставлены в 18 стран мира. Общий налет парка самолетов в 2018 году превысил 1,7 млн ч. Основными вариантами являются: КС-130J – самолет-заправщик, AC-130J Ghostrider – самолет непосредственной авиационной поддержки, HC-130J – поисково-спасательный самолет, EC-130J Commando Solo – самолет психологических операций и WC-130J – самолет-разведчик погоды. А-400М AtlasТурбовинтовой ВТС разработки и производства европейского консорциума Airbus Military предназначен прежде всего для замены устаревающего парка самолетов С-130 и С-160 в ВВС европейских стран НАТО. Соглашение по созданию единого европейского ВТС было подписано ведущими европейскими авиастроительными компаниями Aérospatiale (Франция), British Aerospace (Великобритания) и Messerschmitt-Bölkow-Blohm (Германия) в 1982 г., но из-за разногласий между компаниями и странами-участницами проекта его реализация была отложена. Самолет A400M Atlas британских королевских ВВС совершает испытательную посадку на песчаный пляж в Южном Уэльсе. Фото: Royal Air Force По-видимому, из этих же соображений, несмотря на более выгодные в финансовом отношении варианты оснащения самолета имеющимися в наличии серийными двигателями компании Pratt & Whitney PW-800, для А-400М был разработан и запущен в серийное производство ТВД европейского консорциума ЕРI (EuroProp International) ТР-400D6. В состав консорциума вошли ведущие европейские фирмы – производители авиадвигателей: французская Snecma, западногерманская МТU, испанская ITP и Rolls-Royce. Разработка двигателя ТР-400D6 являлась одним из ключевых моментов программы А-400М, так как европейские производители не имели достаточного опыта в разработке ТВД такого класса. Практическая реализация проекта по созданию A-400M началась в 2003 г., когда Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания, Турция, Бельгия и Люксембург подписали совместное соглашение о закупке в то время у компании EADS 212 самолетов. Италия впоследствии вышла из проекта. В 2005 г. к программе присоединилась Малайзия. A-400M в полете. Фото: Pixabay А-400М может дозаправляться топливом в воздухе от самолетов-заправщиков и сам выполнять функции самолета-заправщика. Самолет оснащен тремя узлами дозаправки типа "шланг-конус": двумя подкрыльевыми производительностью 1 200 л/мин и одним фюзеляжным с 1 800 л/мин. Общий экспортный потенциал самолета экспертами проекта А-400М оценивается в 200 единиц. В качестве потенциальных покупателей А-400М компания Airbus называет Индонезию, Австралию, Канаду, Норвегию, Швецию и некоторые страны АТР. В то же время до 2030 г. поставки самолетов будут осуществляться в первую очередь странам-участникам программы, и А-400М не окажет серьезной конкуренции основным мировым производителям на рынке ВТС среднего класса в ближайшее десятилетие. Y-9Программа разработки ВТС среднего класса грузоподъемности Y-9, являющегося глубокой модернизацией Y-8, в свою очередь созданного на базе советского Ан-12, была запущена китайской компанией Shaanxi Aircraft Company (входит в состав Aviation Industry Corporation of China) в 2001 г. Первый полет Y-8 – китайского варианта Ан-12 – состоялся в 1974 г., серийное производство началось в 1981 г. и продолжается до настоящего времени. Всего выпущено порядка 200 самолетов различных модификаций, в том числе дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), радиоэлектронной борьбы (РЭБ), радиоэлектронной разведки, противолодочные и самолеты непосредственной авиационной поддержки. Китайские парашютисты грузятся на борт Y‑8. Фото: Yin Wenbo На базе Y-9 разработаны комплексы специальной авиации: Y-9JB – РЭБ и радиоэлектронной разведки, KJ-500 – ДРЛО, Y-9XZ – самолет психологических операций и Y-9G – РЭБ. Самолет оснащен четырьмя ТВД WJ-6C мощностью 5 100 л. с. с шестилопастными воздушными винтами из композитных материалов. Y-9 оборудован "стеклянной" кабиной с шестью многофункциональными цифровыми индикаторами и современными системами, в том числе системой предупреждения столкновения с землей, инфракрасной и телевизионной системами переднего обзора, расположенными в носовой части фюзеляжа. Максимальная полезная нагрузка Y-9 увеличена с 20 до 25 т по сравнению с предыдущей модификацией. Планируется, что Y-9 заменит в НОАК устаревающий парк Y-8 и составит конкуренцию на внешнем рынке С-130 Super Hercules. КС-390Исследования возможностей по разработке турбореактивного тактического транспортного самолета начались компанией Embraer в 2006 г. При его создании были использованы технологии и разработки, которые применялись при производстве пассажирских самолетов серии E-Jet. Контракт на разработку и изготовление двух прототипов самолета, получившего обозначение С-390, стоимостью $1,5 млрд был подписан с ВВС Бразилии 14 апреля 2009 г. ВВС Бразилии полностью финансируют программу разработки С-390 и будут иметь исключительные права на интеллектуальную собственность и получать роялти от продаж самолета за рубеж. Выкатка первого прототипа тактического транспортного самолета Embraer KC‑390 (21 октября 2014). Фото: Embraer В декабре 2011 г. Embraer заключила контракты на производство комплектующих с португальскими компаниями EEA и OGMA. Выкатка самолета состоялась 21 октября 2014 г. Первоначальные планы предусматривали первый полет самолета в конце 2014 г. и начало поставки 28 самолетов ВВС Бразилии с 2016 г. Фактически первый полет прототипа состоялся 3 февраля 2015 г., второй – 26 октября того же года. Второй опытный самолет первый полет выполнил 28 апреля 2016 г. Программа летных испытаний включает 2 тыс. часов налета. В наземных статических испытаниях задействованы два самолета. В перспективе планируется разработка гражданского грузового варианта C-390F. КС-390 стал самым крупным самолетом, производимым компанией Embraer. ЗаключениеВ настоящее время эксперты отмечают некоторое перераспределение потребностей сектора ВТС в части, касающейся увеличения производства легких и снижение производства тяжелых военно-транспортных самолетов. Прогнозируется также некоторое увеличение спроса на самолеты специального назначения, создаваемые, как правило, на базе ВТС: самолеты-заправщики, авиационные комплексы радиолокационного наблюдения и наведения, авиационные комплексы наблюдения за полем боя и морские патрульные самолеты. С-130 J Super Hercules. Фото: Pixabay Лидирующее положение на рынке экспортных поставок ВТС среднего класса, по мнению экспертов, сохранит С-130J компании Lockheed Martin. Китайский Y-9, обладая конкурентными преимуществами в ценовых показателях, составит достойную конкуренцию С-130J в ряде стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Ближнего Востока. А-400М не окажет серьезной конкуренции основным мировым производителям на рынке военно-транспортных самолетов среднего класса в ближайшее десятилетие ввиду приоритетности поставок прежде всего участникам программы разработки данного самолета. КС-390 – единственный турбореактивный самолет из указанных выше турбовинтовых ВТС среднего класса грузоподъемности – еще будет должен доказать свои конкурентные преимущества, прежде чем выйти на экспортные поставки вне стран-участников программы разработки. Перспективы продвижения на международный рынок украинского ВТС Ан-178 во многом будут зависеть от успеха создания и продвижения на рынок легкого ВТС Ан-132 в совместном проекте с Саудовской Аравией. Вернуться назад |