ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Как телеграф изменил торги на фондовом рынке
Как телеграф изменил торги на фондовом рынке18-11-2018, 12:59. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Москва, 17 ноября - "Вести.Экономика". "Уничтожает расстояние и делает человека почти вездесущим". Эти слова в 1890 г. сказал известный русский экономист академик Иван Янжул про… телеграф. Именно он дал возможность оперативно получать финансовую информацию, в том числе о курсах ценных бумаг. О том, как технический прогресс повлиял на развитие биржи, - в очерке от инвестиционной компании "АТОН".
Первая в России регулярная проводная телеграфная линия протяженностью всего 394 м соединила в 1841 г. Зимний дворец и здание Главного штаба, в 1843 г. телеграфная линия длинной уже в 25 км была проведена из Царского Села в Петербург. Спустя 10 лет Петербургская биржа смогла пользоваться линией правительственного телеграфа, проложенной до Кронштадта, а собственная телеграфная линия на бирже появилась еще через 10 лет.
Телеграф сразу же был освоен биржевыми трейдерами. Систему телеграфирования биржевых бюллетеней в 1869 г. усовершенствовал не кто иной, как Томас Эдисон. Одним из его первых изобретений стала модель биржевого тикера — это был аппарат для передачи текущих котировок акций. Механизм печатал котировочные показатели на узкой полоске бумаги, которые затем отрывались и сохранялись в виде билетов. Довольно быстро телеграфные сокращения названий компаний стали именовать тикером, этот термин используется и сегодня.
Изобретение телеграфа сделало возможным осуществление арбитражных операций, суть которых заключается в получении дохода от перепродажи ценных бумаг или валют по более выгодным ценам на других рынках. Создание эффективных средств коммуникации способствовало сокращению рисков, связанных с покупкой ценных бумаг на одном рынке и продажей на другом, появилась возможность быстро закрыть сделку и получить выгоду за счет разницы в цене.
И газетная, и телеграфная информация становилась поводом к спекуляции. Издателями и редакторами биржевых изданий, как правило, были журналисты с многолетней биржевой практикой; большинство из них были мелкими акционерами. Газета "Деньги" в рекламном объявлении прямо писала, что "члены редакции принимают непосредственное участие во многих предприятиях". Несомненно, имел место и опосредованный подкуп со стороны крупных акционерных предприятий через дорогие рекламные публикации.
Хитрость была в том, что за публикацией этой статьи стояли люди из правления завода, а сама информация была ложной. Так или иначе, эти акции были выкуплены по бросовым ценам, и через месяц в той же газете вышла еще одна заметка, в которой говорилось, что "модернизация прошла успешно и, несмотря на активно шедшие слухи, заметного снижения выпуска продукции не наблюдается". Таким образом, акции снова пошли вверх, а бенефициары этой аферы оказались в выигрыше. Вернуться назад |