Накануне стало известно о планах РФ совестно с Ираном и Индией создать международный транспортный коридор «Север–Юг», который сможет стать чуть ли не конкурентом Суэцкому каналу.
Известно, что запустить его планируют уже в ближайшее время, и он обещает связать район Персидского залива и Индийского океана с РФ и Северной Европой через Каспийское море и Иран. По словам специалистов, данный путь действительно окажется крайне коротким и недорогим, поэтому его можно назвать настоящей альтернативой Суэцкому каналу.
«Север-Юг» будет держать начало с Индии до порта в Иране Бендер-Аббас у Персидского залива. Именно оттуда грузы на машинах будут доставляться в еще один иранский порт — Бендер-Энзели у Каспийского моря. Оттуда же грузы будут идти морским сообщением в Астрахань и по ж/д пути через РФ в Северную Европу.
По словам экспертов, протяженность этого коридора будет составлять 7200 км, а доставить грузы из Бомбея в Москву можно будет всего за 20 дней. Согласно расчетной пропускной способности этого маршрута, в год будет идти таким образом примерно 30 миллионов тонн грузов.
В итоге МТК «Север–Юг» может стать одной из главных транспортных артерий, которые так удобно связывают Южную Азию и Европу. Данный МТК уже называют достойным конкурентом для потока, который сейчас идёт от Мумбая к Суэцкому каналу и через Средиземное море до Гамбурга.
Причем все участники этого проекта имеют свои цели от работы этого коридора. Так, индусы планируют сделать себе дополнительный торговый путь в Европу и Центральную Азию, РФ – модернизировать портовую и транспортную инфраструктуру на юге, а также одновременно развить свои внешнеторговые связи. А для Ирана — это способ стать наконец крупным транзитным центром.
Источник фото: newsbeezer.com
Известно, что впервые о создании такого маршрута заговорили еще в 1993 году. И уже в 2000-ом году между РФ, Ираном и Индией было подписано соглашение о создании данного МТК во время второй Международной евроазиатской конференции по транспорту, которая прошла в Северной столице. Данное соглашение еще через два года было ратифицировано всеми сторонами и стало действовать. После этого в проекте стали принимать участие еще десять государств – Оман, Казахстан, Белоруссия, Незалежная, Турция, Азербайджан, Болгария, Киргизия, Таджикистан и Сирия.
Сначала для этого пути собирались использовать три маршрута:
1) по ж/д и автомобильным трассам РФ и Ирана с помощью парома через Каспийское море;
2) по восточному побережью Каспийского моря, соединяя Иран и РФ через казахстанские ж/д;
3) по западной стороне Каспия через Азербайджан или Армению.
В итоге данные пути в РФ должны были вести в балтийские морские гавани и пропускные переходы на финляндской, белорусской и балтийской границах. А с юга данные коридоры направятся в порты Персидского залива, а затем морем к индусам.
И именно Индия в настоящее время является главным лоббистом данного проекта. Ранее сообщалось, что в октябре этого года индийский министр торговли и промышленности Суреш Прабху встречался с делегацией РФ в Нью-Дели, где говорил о важности запуска пути «Север–Юг» в самые короткие сроки. Также в данном индийском ведомстве отметили, что этот коридор будет самым коротким и мультимодальным, что поможет соединить Индийский океан с Персидским заливом через Иран с РФ и Северной Европой.
В ноябре этого года уже произошла трехсторонняя встреча Ирана, Индии и России, на которой обсуждалось быстрое решение всех трудностей данного проекта. По словам экспертов, индийская сторона имеет такой сильный интерес к нему, так как хочет открыть себе доступ к богатым ресурсам Центральной Азии. Для индусов маршруты через Европу и Китай для товаров являются слишком дорогими и длинными, а вот иранский путь в этом случае более удобен.
Причем данный МТК будет идти в параллель с китайским проектом «Один пояс – один путь», который уже был запущен. Данный проект, как известно, направлен на выстраивание широтных транспортных коммуникаций с Европой через РФ, Ближний и Средний Восток и Центральную Азию.
Источник фото: cargox.ru
Один из маршрутов данного проекта будет пролегать и через Иран, где он пересечется с МТК «Север–Юг». В этом эксперты для Ирана видят также некую выгоду.
В итоге интерес Индии в данном проекте объясняется конкуренцией с Пекином за влияние в Центральной Азии, что является для страны стратегической целью, так как этот регион обеспечен многими ресурсами. Также конкуренция между двумя крупными экономиками Азии уже давно известна всем, хотя она никогда и не доходила до открытого противостояния.
Специалисты подтверждают внимание индусов к Центральной Азии, тем более что страна стремится привлечь к этому проекту порт на юго-востоке Ирана -Чабахар.
В октябре этого года в Тегеране было первое заседание Координационного совета соглашения о создании МТК между Индией, Ираном и Афганистаном — Чабахарского договора. Страны подписали соглашение о транзите товаров через данный порт, который также будет использоваться в будущем транзитном коридоре, так как это даст выход к морю Афганистана.
Транзит афганских грузов до моря можно будет обеспечить через Иран, что даст Нью-Дели новый коридор в обход Пакистана, являющегося союзником Поднебесной и главным противником индусов.
В этой связи понятно, почему индусы такое большое внимание сейчас уделяют развитию Чабахара. Еще три года назад Индия и Иран подписали договор о сотрудничестве по развитию данной гавани, в результате чего индусы должны были профинансировать постройку двух терминалов, которые будут обрабатывать около девяти миллионов грузов ежегодно. Также Чабахара был призван разгрузить основной иранский порт Бендер-Аббас.
Источник фото: indianexpress.com
Весной 2016 года между Афганистаном, Ираном и Индией было подписано соглашение о создании на базе Чабахара нового маршрута в обход Пакистана. На этой встрече тогда присутствовали иранский глава, индийский премьер-министр и президент Афганистана. В тот момент индийская сторона также заявила о своих планах развивать гавань и вложить в неё до пятисот миллионов долларов.
Уже в прошлом году индийский министр автомобильного транспорта, автомобильных дорог и судоходства Шри Нитин Гадкари приехал в Тегеран, где заявил о развитии Чебахарского порта еще на 150 миллионов долларов. Также он отметил, что думает о своём участии в постройке 600-километрового ж/д полотна Чабахар–Захедан, что свяжет гавань с афганской транспортной системой.
Секретарь по экономическим отношениям МИД Индии Т. К. Тирумурти отметил, что государство воспринимает порт Чабахар как транзитную трубу для всего региона. Это объясняется удобным расположением маршрута, который связывает индусов с Центральной Азией. По этой самой причине индийская сторона и вкладывает средства в развитие портовой и транспортной инфраструктуры гавани.
Для Москвы постройка такие коридоров также является плюсом, однако здесь нужно учитывать сложную логистику МТК «Север–Юг». Эксперты говорят, что тройная перевалка грузов с моря на автотрассы и ж/д полотна может вызвать дороговизну такой транспортировки. В качестве примера здесь приводится украинский проект по доставке товаров в Китай через Черное море, Закавказье, Каспий и Казахстан. Известно, что на этот шаг Киев пошел четыре года назад после усложнения отношений с Москвой. Однако в конечном счёте он привел к провалу, так как путь был сам по себе слишком сложным и дорогим. В частности, из-за этого же данный проект «Север–Юг» обсуждается, но не реализуется уже около 25 лет.