«Транснефть» стала основным владельцем крупнейшего порта России — НМТП. Выкупив пакет акций у ГК «Сумма» опального миллиардера Магомедова, компания может пересмотреть стратегию развития порта
Трубопроводная монополия ПАО «Транснефть» стала основным владельцем Новороссийского морского торгового порта (ПАО НМТП), выкупив пакет акций в 25% у ГК «Сумма» за 750 млн долларов, говорится на сайте компании. Сделка была заключена путём выкупа кипрского оффшора Novoport Holding. Теперь компании принадлежит 60,6% акций. Это может сказаться на стратегии развития НМТП — нефтеналивной и зерновой бизнес порта могут разделить на два самостоятельных направления.
ГК «Сумма», владельцы которой, братья Магомедовы, сейчас находятся под следствием, постепенно избавляется от основных транспортных и инфраструктурных активов.
Сделка с задержкой
ПАО «НМТП» владеет портами в Новороссийске, Приморске и Балтийске, занимает третье место в Европе по грузообороту. Сделка была завершена на фоне уголовного преследования продавцов — владельцев «Суммы» братьев Зиявутдина и Магомеда Магомедовых. «Транснефть» планировала сделку ещё в феврале 2018 года, когда Федеральная антимонопольная служба одобрила продажу пакета акций «Суммы». Но переговоры приостановили из-за ареста Магомедовых. Их обвиняют в хищении 2,5 млрд рублей из федерального и регионального бюджета и организации преступного сообщества.
Сразу же после объявления сделки аналитики поспешили отметить, что сумма, которая заплатила «Транснефть», почти вдвое выше стоимости акций на бирже на момент сообщения. Вечером 8 октября капитализация НМТП на Московской бирже составила 124,3 млрд рублей, доля Магомедовых стоила 31,14 млрд рублей, или около 467 млн долларов. «Цена выглядит очень странной, потому что капитализация компании, исходя из цены акций на рынке, вдвое ниже суммы сделки. Вполне возможно, что изначальная договорённость предусматривала фиксированную сумму, и основные рамки сделки были известны уже в феврале-марте 2018 года», — говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.
Управляющая активами Зиявудина Магомедова Лейла Маммедзаде, экс-глава группы «Сумма», которая закрывала сделку, назвала в интервью РБК стоимость акций НМТП «справедливой и правильной», учитывая значительный потенциал роста стоимости актива, а нового основного акционера — естественным владельцем. Она также подтвердила, что сделка была практически завершена в марте 2018 года, когда братья Магомедовы попали под арест. Но в итоге сделку закрыли с исходными условиями, оговоренными ещё в марте. Сам разговор о продаже начался в 2017 году, когда перед портом была поставлена задача перевода всех акционеров в российскую юрисдикцию.
«На мой взгляд, сделка вполне рыночная, учитывая ту инфраструктуру, которую приобретает “Транснефть”», — отмечает директор отраслевого агентства Infranews Алексей Безбородов. «Сумма сделки могла быть и больше, потому что это крупнейший инфраструктурный объект в России», — считает генеральный директор INFOLine Иван Федяков.
«Сумма» и «Транснефть» купили кипрскую Novoport Holding у ряда крупных предпринимателей в 2011 году. Сумма сделки тогда не раскрывалась, но, по данным «Ведомостей», она составила 2,5 млрд долларов США, правда, чистые затраты могли остаться на уровне 350 млн долларов, так как накануне совместный офшор «Суммы» и «Транснефти» Omirico Ltd продал НМТП Приморский порт за 2,153 млрд долларов. В 2013 году между «Суммой» и «Транснефтью» начались корпоративные конфликты. Обе стороны публично обвиняли друг друга в несоблюдении паритета в совете директоров и в развитии портов в интересах только одного из акционеров. В 2015 году «Сумма» и «Транснефть» собирались разделить активы на «сухие» и «наливные», но в корпоративный конфликт ввязался государственный акционер в лице «Росимущества» и стороны отказались от взаимных претензий.
Теперь же «Транснефть» является контролирующим собственником НМТП. Совокупно компании принадлежит 60,6% акций (10,5% акций «Транснефть» владеет через свою «дочку» «Транснефть-сервис», 50,1% — через кипрский офшор). Ещё 20% акций принадлежит Росимуществу, оставшееся — у миноритариев. В компании уже заявили, что «Транснефть» переведёт структуру собственников НМТП под российскую юрисдикцию.
«Транснефть» пока не планирует предъявлять обязательную оферту миноритариям. «Действительно, на данном этапе “Транснефть” может избежать выставления обязательной оферты, так как сделка заключена на офшорном уровне, и на неё не распространяется действие российского корпоративного права. Однако если “Транснефть” переведёт Novoport Holding — офшор, которому принадлежит 51 процент акций Группы НМТП, обратно в Россию, то он может быть признан аффилированным с “Транснефтью”, что станет триггером для оферты», — комментирует аналитик «Атон» Александр Корнилов.
Идеальный акционер
Аналитики называют «Транснефть» «идеальным акционером» НМТП: большую часть грузооборота портов составляют нефть и нефтепродукты, и компания активно инвестирует в свои активы. «“Транснефть” как акционер выглядит привлекательной компанией среди прочих госкомпаний, потому что у неё относительно небольшая задолженность, есть свободные активы, которые можно инвестировать в развитие, в том числе портов. Кроме того, “Транснефть” растёт в цене. Если проследить за акциями компании, то они выросли в несколько раз за последние годы, в то время как, например, у “Газпрома” остались на докризисном уровне», — говорит Иван Федяков.
Основной актив НМТП — порт в Новороссийске, на который приходится большая часть грузов. Основная перевалка — сырая нефть и нефтепродукты. По итогам 1 полугодия 2018 года перевалка сырой нефти во всех портах НМТП уменьшилась на 16,2% — до 37,8 млн тонн (в Новороссийском порту снижение составило 13,4%). В то же время перевалка нефтепродуктов увеличилась на 10,3% — до 20,7 млн тонн. Компания связывает снижение перевалки сырой нефти с увеличением загрузки российских НПЗ.
Тот факт, что «Транснефть» — госкомпания, может стать ещё одним преимуществом в привлечении инвестиций в околопортовую инфраструктуру, считает Иван Федяков: «Транспортная инфраструктура, которая ведёт к Новороссийскому порту, давно исчерпала резерв развития. НМТП в одиночку эту проблему решить не сможет. Нужны масштабные инвестиции в железнодорожную станцию Новороссийск, в автомобильные подъезды к городу. Причём это нужно не только для развития порта, но и для самого города. Вполне возможно, что “Транснефти” удастся договориться об инвестициях в транспортную инфраструктуру».
«Транснефть» делает ставку на «чёрное золото»
Основной драйвер роста НМТП — перевалка зерна, которая выросла в 1 полугодии 2018 года на 40% и составила 7,2 млн тонн. В числе генеральных грузов растут чёрные металлы и чугун — на 6,3%, до 7,6 млн тонн. Консолидированный грузооборот группы НМТП за 6 месяцев 2018 года составил 70,5 млн тонн. Выручка ПАО НМТП за 1 полугодие 2018 года — 480,4 млн долларов, что на 7% больше, чем в 1 полугодии 2017 года.
В 2017 году совет директоров ПАО НМТП утвердил новую инвестиционную программу, которая включает 15 проектов реконструкции существующих и строительства новых терминалов в портах Новороссийск, Приморск и Балтийск общей стоимостью более 67 млрд рублей.
Существенный вклад в инвестиционную программу вносит именно «Транснефть», с подачи которой будут модернизироваться наливные мощности под нефтепродукты из-за снижения перевалки сырой нефти и роста нефтепродуктов. Сама «Транснефть» развивает проекты «Север» и «Юг» — обеспечение поставок дизельного топлива трубопроводным транспортом к портам НМТП. Это позволит увеличить поставки дизтоплива в два раза.
НМТП также инвестирует и в сухие грузы — реконструкцию специализированного терминала перевалки зерна, создание универсального перевалочного комплекса навалочных грузов на территории Новороссийского судоремонтного завода и строительство глубоководного контейнерного терминала, реконструкцию зерновых терминалов НКХП и НЗТ и т.д.
Сухие грузы — непрофильный актив «Транснефти», и она может отказаться от них в дальнейшем, считают аналитики. «“Транснефть”, вероятно, вернётся к обсуждению темы, которую неоднократно уже озвучивала — это разделение активов порта по профилям. Возможен и другой вариант — поиск нового партнёра. Какая стратегия будет выбрана, пока трудно спрогнозировать. Однако решать вопросы с перевалкой таких основных грузов порта, как зерно, контейнеры, пусть даже на начальном этапе, пока не примут иной вариант развития порта, всё же придётся», — говорит старший аналитик ИАА SeaNews Лилия Аксёнова.
«Вариантов здесь несколько: либо “Транснефть” возьмёт на себя непрофильное направление по сухогрузам, либо она организует дочернюю компанию, либо продаст часть акций в дальнейшем компании, занимающейся сухогрузами. Новороссийский порт — крупнейший в стране, поэтому “Транснефти” будет легко найти покупателя», — говорит Алексей Коренев. «Вряд ли они долго будут держать сухогрузную часть этой сделки. Конечно, они будут уходить от этого», — добавляет Алексей Безбородов.
Что касается ГК «Сумма», то компания готовит к продаже и другие свои активы, так или иначе связанные с портами, рассказала Лейла Маммедзаде. Это 25% акций «Трансконтейнера» — крупнейшего российского контейнерного оператора (контейнерооборот портов НМТП в 1 полугодии 2018 года составил 3 769 т, что на 6,6% больше объёмов за аналогичный период 2017 года). Кроме того, она заявила, что «Сумма» сейчас не может быть полезной в развитии Объединённой зерновой компании (ОЗК), но пока предложений о покупке её доли в ОЗК никто не делал. ГК «Сумма» владеет 50% минус 1 акция ОЗК, остальные 50% принадлежат государству. Это один из крупнейших российских зернотрейдеров, которому, в свою очередь, принадлежит основной зерновой НКХП. «При хорошем раскладе этого можно было бы не делать. “Сумма” могла бы спокойно развивать узкопрофильные активы без владения портом. Это скорее вынужденная мера», — говорит Иван Федяков. «Есть вероятность, что “Сумма” вообще исчезнет как бизнес», — заключает Алексей Безбородов.