В воскресенье 4 ноября в китайский порт Tieshan из Нидерландов прибыл газовоз Marvel Falkon. Вполне себе рядовое событие, если не брать в расчёт обстоятельства, ему сопутствующие. (Много картинок)
Началась эта история 10 сентября, на берегах Луизианы, откуда по воле владельца (Shell) на просторы Атлантики вышел СПГ – танкер Galea с грузом сжиженного газа местного производства.
Вечером 23 сентября теплоход прибывает к терминалу Gate в порту Роттердама и зависает в отстойнике на трое суток,
по прошествии которых, разгружается и уходит.
С чем связано дорогостоящее ожидание (портовый сбор 100 тыс. $\сутки)? По сложившейся практике, если терминал не готов к приёму груза, танкеры, в ожидании разгрузки, торчат на внешнем рейде, за десятки миль от причалов, дабы фрахтователи не несли лишних расходов. А вот проверку груза на предмет соответствия заявленным кондициям лучше проводить в порту.
На следующий день после пришествия Galea в Роттердам, из французского порта Montoir вышел газовоз Marvel Falkon с грузом ямальского СПГ на борту. Владелец груза – Shell (по контракту с Новатеком обязана заниматься перевалкой доставленного из Сабетты во французский порт газа).
Рядом - газовоз "Эдуард Толль"
27 сентября Falkon - сокол прибывает к причалу Gate, выгружает тоталитарный газ в один танк, из другого забирает демократический...
...и уходит.
Якобы на Канары, порт Las Palmas. Но почему-то вокруг Африки.
И вот, когда я начал предполагать, что Shell ставит эксперимент с целью оценить достоинства маршрута Роттердам – Кейптаун – Берингов пролив – СМП – Роттердам – Лас-Пальмас, газовоз таки засветился у реального места назначения.
На следующий день, 5 ноября, трекер Marine Trraffic обозначил: свершилось! Двухмесячные морские приключения амеро-СПГ таки закончились, судно по-прежнему идёт в Лас-Пальмас , но уже в балласте, с осадкой 9,4 м.
Я понимаю, что в первой декаде сентября манагеры Shell могли предполагать повышение китайской пошлины на американский газ с 10 до 25%. И, тем не менее…
Ладно Galea, это газовоз из собственного флота Shell и двухнедельный переход через Атлантику даже при использовании этой, оснащённой паровой турбиной рухляди, не может считаться слишком дорогим.
А вот Marvel Falkon строился для перевозки СПГ с терминала Сameron LNG, спущен на воду в марте сего года и зафрахтован японской Mitsui ещё на стадии строительства. Поскольку ввод в строй терминала отложен на следующий год, судно свободно для фрахта по спотовым ценам.
Это ставка фрахта СПГ танкеров на тихоокеанском рынке.
В Атлантике на 15% меньше.
Причины столь стремительного взлёта цены на доставку СПГ – тема отдельного текста. А в случае с приключениями продукта сланцевой революции на пути в КНР, конспирация обошлась брито-голландцам из Royal Dutch Shell в очень даже сопоставимую со стоимостью самого груза сумму.
Две недели через Атлантику, плюс полтора месяца перехода по 120 тыс. $\сутки…топливо, портовые сборы… опять же страхование и банковские аккредитивы… Полагаю, не менее $ 7 млн. только на доставку при цене груза в КНР $ 37 - 38 млн.
В заключение скажу, что если такого рода логистика станет обыденностью, то Трамп – не голова и, очень даже может быть, вскоре его сограждане будут класть ему в рот не только пальцы.