ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Habr: Что происходит в рознице

Habr: Что происходит в рознице


4-11-2018, 03:01. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Habr: Что происходит в рознице

Раньше, когда к нам при­хо­ди­ли жур­на­ли­сты, и спра­ши­ва­ли, какой у нас план раз­ви­тия на 5 лет, мы по­ка­зы­ва­ли на карту га­лак­ти­ки во всю стену одного из ка­би­не­тов. Она так и на­зы­ва­лась: «План раз­ви­тия сети». Сейчас пришло время за­нять­ся этим се­рьёз­но. Ока­зы­ва­ет­ся, есть ме­то­до­ло­гия. Ока­зы­ва­ет­ся, она не только скуч­ная, но ещё и ра­бо­та­ет. В смысле, в ней ощу­ща­ет­ся ло­гич­ность и пра­виль­ность: про­ве­рить, оче­вид­но, мы сможем только по карте га­лак­ти­ки в от­да­лён­ном бу­ду­щем.

В общем, пока мы учи­ты­ва­ли при­род­ные фак­то­ры вроде того, что скоро по всей стране будет сни­жать­ся по­ку­па­тель­ская спо­соб­ность на­се­ле­ния, на­со­би­ра­лась куча при­ме­ров. И вот я решил рас­ска­зать несколь­ко от­дель­ных вещей про то, что про­ис­хо­дит в роз­ни­це вообще из-за этого вашего циф­ро­во­го мира.

Потому что это ин­те­рес­но и вне­зап­но.

Ока­зы­ва­ет­ся, бу­ду­щее уже пришло, просто оно не очень рав­но­мер­но рас­пре­де­ле­но. И да, мы с вами больше не в зад­ни­це в плане эко­но­ми­ки. Видны сдвиги. Сейчас рас­ска­жу.

Мы больше не в зад­ни­це

В аренде всё ра­бо­та­ет по прин­ци­пу мар­жи­наль­ной гра­ни­цы: арен­до­да­тель хочет за­ра­ба­ты­вать как можно больше, но ему не вы­год­но, когда арен­да­то­ры съез­жа­ют. По­это­му уста­нав­ли­ва­ет­ся ди­на­ми­че­ское рав­но­ве­сие между тем, сколь­ко за­ра­ба­ты­ва­ет (без учёта аренды) съём­щик и сколь­ко из этого за­би­ра­ет арен­да­тор. Когда аренда растёт — это при­знак того, что съём­щи­ки могут пла­тить больше.

Судя по этому при­ни­ци­пу, страна по­сте­пен­но вы­хо­дит из кри­зи­са. Это обычно за­мет­но по по­вы­ше­нию аренды. Ставки стали расти летом (и это не свя­за­но с чем­пи­о­на­том по фут­бо­лу, он слиш­ком крат­ко­вре­мен­ный).

Ну и вот цитата из Форбс: «се­год­ня мы на­блю­да­ем пока вос­ста­но­ви­тель­ный про­цесс роста то­ва­ро­обо­ро­та и до­хо­дов на­се­ле­ния, ком­пен­си­ру­ю­щий потери преды­ду­щих лет, осо­бен­но 2015-2016 годов. Для выхода на па­ра­мет­ры даже не самого бла­го­по­луч­но­го 2014 года по­тре­бу­ют­ся опре­де­лен­ное время и усилия. Сле­ду­ет на­пом­нить, что по итогам 2017 года на­се­ле­ние страны имело от­ри­ца­тель­ный темп роста ре­аль­ных до­хо­дов к 2014 году (-11%), а по ре­аль­ным за­ра­бот­ным платам при­мер­но -5%.»

Мы это всё по­чув­ство­ва­ли по себе очень чётко. Кризис нам обо­шёл­ся до­воль­но дорого, и, похоже, он на­ко­нец-то кон­ча­ет­ся. Мы сейчас тут весело от­кры­ва­ем новые ма­га­зи­ны в Москве (хотим ещё 6 к Новому году плюс попапы), и у нас вы­руч­ки год-к-году растут. Опто­вые тоже. Вот гра­фи­ки:

Второй кусок 2018 — план. Вся эта веселуха в числах есть тут.

Но есть ещё па­ра­но­и­даль­ное мнение, что ра­до­вать­ся рано: может быть это только недол­гая от­те­пель. Но сильно лучше точно не будет, мир уже из­ме­нил­ся. Нужно при­вы­кать жить по сред­ствам и ещё тща­тель­нее бо­роть­ся за каждую ко­пей­ку. Нет смысла как-то ухо­дить от этой стра­те­гии.

 

Мгно­вен­ная до­став­ка

Это тренд до­став­ки любого товара, ко­то­рый вам нужен, за 2 часа. Точно по­нят­но, что за этим бу­ду­щее: еду за 20-30 минут уже на­учи­лись до­став­лять на уровне аг­ре­га­то­ров, ин­тер­нет-ма­га­зи­ны не сильно слож­нее. Мы тоже с этим ра­бо­та­ем и даже про­во­ди­ли тесты с такими ва­ри­ан­та­ми до­став­ки, но ре­зуль­та­та пока нет. Куча под­ряд­чи­ков со своими та­ра­ка­на­ми, слож­ные API, до­воль­но вы­со­кая цена. Но всё это будет быстро ме­нять­ся, и где-то через год всё должно за­ра­бо­тать по Москве как надо. По край­ней мере, всё к этому идёт.

Вот пуб­ли­ка­ция про 90-ми­нут­ную до­став­ку. Новая кон­цеп­ция — до­став­ка из ма­га­зи­нов, и каждый ма­га­зин — от­дель­ный хаб. При­хо­дит пеший курьер, чувак на конь­ках или ро­ли­ках, за­би­ра­ет еду и едет к кли­ен­ту. Про­бле­ма в случае нашего бета-те­сти­ро­ва­ния сейчас была в ква­ли­фи­ка­ции ку­рье­ров Москвы, точнее, знании ими рус­ско­го языка. Думаю, со вре­ме­нем про­бле­ма ре­шит­ся.

Теперь смот­ри­те, что уже слу­чи­лось ещё ин­те­рес­но­го в этой сфере. Вот знаете ав­то­лав­ку? Это когда дед Ми­ха­лыч по­ку­па­ет старую раз­дол­бан­ную «бу­хан­ку» и про­да­ёт с неё прямо в де­ревне. Теперь вместо деда будет робот. Вот. Есть версия с уда­лён­но управ­ля­е­мым ма­га­зи­ном ещё, когда робот возит в нужные места нужный товар. Пред­по­ла­га­ет­ся, что эти штуки будут как кон­текст­ная ре­кла­ма: там, где есть спрос, они при­едут, быстро от­тор­гу­ют­ся и уедут. На­при­мер, утром около уни­вер­си­те­та они будут бан­чить кофе, в обед поедут про­да­вать мо­ро­же­ное на на­бе­реж­ную города, а ве­че­ром вер­нут­ся к общаге уни­вер­си­те­та с пивом и пре­зер­ва­ти­ва­ми.

Потом нач­нёт­ся ин­ди­ви­ду­аль­ное пре­сле­до­ва­ние, но это уже совсем фан­та­сти­ка. А вот вам совсем бу­ду­щее, кон­текст­но-за­ви­си­мый город. Я его прямо жду.

Вот «Бургер кинг» сделал ав­то­бус с ре­сто­ра­ном внутри для фе­сти­ва­лей. Клёвые фур­го­ны 220В для тор­гов­ли там, где это нужно.

Второй тренд — мало кто любит пус­кать домой ку­рье­ров. С ними надо до­го­ва­ри­вать­ся о пе­ре­се­че­нии. По­это­му об­ра­зу­ют­ся хабы около дома. Амазон зашёл чуть дальше, и ставит свои поч­то­вые ящики по стране. От­ли­чие от наших при­выч­ных поч­то­ма­тов в том, что они ставят их в подъ­ез­ды. То есть как поч­то­вый ящик, только общий для подъ­ез­да и от­кры­ва­ет­ся только вам по од­но­ра­зо­во­му паролю. Вот ещё замки для ку­рье­ров UPS — это как дверь, ко­то­рая поз­во­ля­ет за­бро­сить товар к вам домой: она от­кро­ет­ся только ку­рье­ру, ко­то­рый везёт ваш заказ, когда вас нет дома, а потом сама за­прёт­ся.

А X5 вообще не ме­ло­чит­ся и от­кры­ва­ет огром­ный ма­га­зин без по­ку­па­те­лей (видимо, привет Юл­мар­ту). Black store — это ма­га­зин, ко­то­рый с точки зрения ин­тер­фей­са сети вы­гля­дит как обыч­ный, но по­треб­ля­ет только API. Его по­се­ща­ют только ку­рье­ры. Мик­ро­сер­вис­ная раз­ра­бот­ка до­бра­лась до ре­аль­ных бизнес-про­цес­сов, и теперь класс ма­га­зи­на может быть без гуя.

 

Хана тор­го­вым цен­трам + раз­вле­куп­ки

Вот оче­редь в наш ма­га­зин на Та­ган­ской в момент выхода новой игры «Че­лю­сти»:

Все эти люди при­е­ха­ли к нам за кон­крет­ным по­во­дом. За бло­ге­ра­ми, от ко­то­рых фа­на­те­ют. Они просну­лись в суб­бо­ту утром, оде­лись и по­еха­ли стоять в оче­ре­ди. Мы даже за­ка­за­ли машину с кофе и чаем, чтобы им было не очень хо­лод­но, потому что такого ко­ли­че­ства людей не ждали. Что в этом важ­но­го? То, что это ил­лю­стра­ция. К вам будут ехать только потому, что у вас есть что-то ин­те­рес­ное и нужное.

Это либо осо­бен­ный товар (пример — сырные лавки с им­порт­ны­ми сырами), либо какое-то осо­бен­ное те­ма­ти­че­ско­го про­стран­ство (кла­сте­ры ма­га­зи­нов моды как способ со­ци­а­ли­за­ции), либо место, где можно про­ве­сти время (тор­го­вые центры). И ещё много причин, но ос­нов­ные эти. Тор­го­вые центры хотят, чтобы люди при­вы­ка­ли в них жить, и это уже аб­со­лют­но нор­маль­но вос­при­ни­ма­ет­ся. Наш пример — мы про­во­дим каждую неделю несколь­ко бес­плат­ных иг­ро­тек в Москве (и раз в месяц боль­шую в огром­ном зале, на сле­ду­ю­щей неделе вот, в Из­ве­сти­ях на Твер­ской, на­при­мер). Тор­го­вые центры с ра­до­стью дают нам разные ништя­ки и по­блаж­ки вроде скидки к аренде за то, что мы раз­вле­ка­ем их пуб­ли­ку. Это для них чер­тов­ски важно.

Ещё на этой волне у нас этот год кол­ла­бо­ра­ций. Пару лет назад мы от­кры­ли ма­га­зин вместе с кафе на стан­ции метро «Аэро­порт». Экс­пе­ри­мент зашёл, по­это­му мы от­кры­ли ещё ма­га­зи­ны в «Ан­дер­соне» на Мо­ло­деж­ной и на Ги­ля­ров­ско­го. Ра­бо­та­ем над про­ек­та­ми с «За­ма­ни­ей» (это сеть дет­ских парков в тор­го­вых цен­трах), «Даблби» и «Теле2». Сам факт су­ще­ство­ва­ния «За­ма­нии» го­во­рит о том, как ТЦ важно место для раз­вле­че­ний именно. Ищут способ за­ма­нить че­ло­ве­ка про­во­дить время.

А тра­ди­ци­он­ные ма­га­зи­ны в это время за­кры­ва­ют­ся к чертям. Даже тренд на ги­пер­мар­ке­ты вроде кон­ча­ет­ся (раньше осо­бен­ным про­стран­ством было то, где есть всё и сразу, но сейчас это стало менее важным). Форма вы­жи­ва­ния — транс­фор­ма­ция в ма­га­зин плюс раз­вле­че­ние.

Смот­ри­те. Тор­го­вые центры ста­но­вят­ся всё более пу­сты­ми. Формат тра­ди­ци­он­но­го ТЦ, похоже, по­ти­хонь­ку от­ми­ра­ет. Тут надо ска­зать, что этот про­цесс пред­ска­зы­ва­ли, и он очень долгий и мед­лен­ный, но сейчас мы прямо видим зна­чи­мое из­ме­не­ние.

Вот тут эссе про то, что из-за по­ку­пок онлайн люди при­хо­дят в ма­га­зи­ны не за то­ва­ром, а за на­стро­е­ни­ем: «Another advantage includes the social aspect of spending time with family or friends, 24%; convenience of a quick gift purchase, 20%; an experience including dining and entertainment, 19%; and the ability to comparison shop, 18%.» Плюс люди совсем не любят толпу теперь уже. И вот рус­ская версия, прямо кра­си­вый ликбез о том, куда ка­тят­ся ТЦ. Тор­го­вые центры с ме­ро­при­я­ти­я­ми лучше, чем без ме­ро­при­я­тия. Но при этом Шанели от­кры­ва­ют­ся за МКАДом, по­сколь­ку ге­не­рят столь­ко же тра­фи­ка, сколь­ко в центре — за ними едут, и они оп­ти­ми­зи­ру­ют аренду.

А тут есть ис­сле­до­ва­ние по со­кра­ще­нию эко­но­ми­че­ски-ак­тив­но­го на­се­ле­ния и по­вы­ше­ние доли эмо­ци­о­наль­но-во­вле­чён­ных по­ку­пок. По всем осталь­ным ссыл­кам можно ходить просто так по­вты­кать, а это прям со­ве­тую про­чи­тать це­ли­ком.

Что вообще может при­вле­кать? Есть стан­дарт­ные ис­то­рии и опыты. Опыты такие: вот OBI про­бу­ют шоурум, а вот Casper пред­ла­га­ют ста­вить спящие места прямо в тор­го­вых цен­трах. Ну и ещё одна ис­то­рия о том, как цирк Дю Солей вы­сту­пал в ТЦ. Ин­те­рес­ный пример, как обув­ной ма­га­зин эво­лю­ци­о­ни­ро­вал до другой кон­цеп­ции: «В по­след­ние несколь­ко лет кон­цеп­ция нашей сети эво­лю­ци­о­ни­ро­ва­ла от клас­си­че­ских обув­ных ма­га­зи­нов к мо­но­брен­до­вым, когда под единым брен­дом идут обувь, верх­няя одежда, сумки, кож­га­лан­те­рея, сред­ства по уходу за обувью и даже кос­ме­ти­че­ские про­дук­ты.»

Много всего уходит в онлайн из фи­зи­че­ско­го мира. Вот «Марк и Спен­сер» уходят в цифру — в мае пла­ни­ро­ва­лось за­крыть 14 ма­га­зи­нов (872 со­труд­ни­ка). Это прям вообще такая огром­ная ла­сточ­ка, прямо символ оф­флай­на. Ис­сле­до­ва­ние такое: одежду по­ку­па­ют онлайн чаще.

Мар­кет­плей­сы ста­но­вят­ся ин­тер­фей­са­ми к обыч­ным ма­га­зи­нам. Теперь за ис­пол­не­ние сделок про­дав­ца­ми будут от­ве­чатьмар­кет­плей­сы. Это уже давно так по факту на боль­ших пло­щад­ках, а теперь станет обя­за­тель­ным. По­яв­ле­ние стан­дар­тов обычно делает рынок ци­ви­ли­зо­ван­ным и сни­ма­ет страхи на­се­ле­ния.

Ну и под конец сводка трен­дов по ин­тер­нет-ма­га­зи­нам: это экс­тра­пол­ция име­ю­щих­ся тех­но­ло­гий на 10 лет, ничего неожи­дан­но­го, и, скорее всего, по­ло­ви­на не сбу­дет­ся.

 

Боль­шой брат вы­ко­пал озеро

Ки­но­те­ат­ры внед­ря­ют рас­по­зна­ва­ние лиц. Это нужно для того, чтобы по­ни­мать, как зри­те­ли ре­а­ги­ру­ют на фильм. А вот тут Теле2 по­ста­ви­ли ав­то­мат по про­да­же симок с рас­по­зна­ва­ни­ем для срав­не­ния фото в пас­пор­те с че­ло­ве­ком перед тер­ми­на­лом.

Мы тоже с этим экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли:

Рас­по­зна­ёт­ся до­воль­но ка­че­ствен­но, даже в тем­но­те (из-за ошибки защиты мы слу­чай­но видели камеры Додо, там кое-где темно), уве­рен­но рас­по­зна­ют­ся кон­флик­ты (нам забыли за­крыть доступ к ка­ме­рам Ме­га­фо­на, и там прям весело). Что по­лез­но — си­сте­ма поз­во­ля­ет счи­тать людей в ма­га­зине в пол­воз­раст­ном раз­ре­зе. Что плохо — пока дорого для мас­со­во­го при­ме­не­ния.

Яндекс начал про­да­вать ре­кла­му в по­ме­ще­ни­ях. Давно уже есть опре­де­ле­ние воз­рас­та, эмоции и пола по ви­део­по­то­ку. Точ­ность не очень вы­со­кая, но ста­ти­сти­че­ски всё от­лич­но. Вот экраны и це­лят­ся в людей, ко­то­рые идут мимо них по этим при­зна­кам.

Хофф ввёл план­ше­ты. Вообще, они флаг­ман боль­шо­го ри­тей­ла по тому, как всё ор­га­ни­зо­вы­вать в циф­ро­вом мире. То есть высока ве­ро­ят­ность, что так теперь будет много где. И вот ещё: в су­пер­мар­ке­тах «Пе­ре­кре­сток» по­явил­ся сервис са­мо­сто­я­тель­ных по­ку­пок. Как и много где, но это очень тол­стая ла­сточ­ка.

Ещё по­яви­лась первая про­грам­ма ло­яль­но­сти на блок­чейне. Модно и па­фос­но звучит, но вместе с модой пришла пора ре­а­ли­зо­вать важные фишки: можно пре­рвать своё уча­стие за пару кликов, можно участ­во­вать без пас­порт­ных данных, только с но­ме­ром-ID. Во всей этой ис­то­рии меня радует именно ано­ним­ность уча­стия. Плюс стало легче иг­ро­фи­ци­ро­вать все эти штуки. Кстати, иг­ро­фи­ка­ция про­грамм ло­яль­но­сти — вообще по­валь­ный тренд, и мы по­след­ние два года только и делаем, что со­зда­ём про­ек­ты для этого. В одну из наших игр, кстати, если всё сло­жит­ся, в сле­ду­ю­щем году будут играть по всему миру.

При этом как Хрущёв при­ка­зал со­хра­нить па­ро­во­зы на случай ядер­ной войны, так и наша страна пе­ре­жи­вёт пока любой блок­чейн бла­го­да­ря жи­те­лям глу­бин­ки. Вот от­лич­ное ис­сле­до­ва­ние про то, что больше по­ло­ви­ны ин­тер­нет-поль­зо­ва­те­лей в малых го­ро­дах РФ ни­ко­гда не по­ку­па­ли онлайн: «Наи­бо­лее ве­ро­ят­ной при­чи­ной ока­зы­ва­ет­ся от­сут­ствие у жи­те­лей малых и сред­них го­ро­дов при­выч­ки к по­доб­но­го рода дей­стви­ям — самым частым объ­яс­не­ни­ем неже­ла­ния делать по­куп­ки через ин­тер­нет ока­за­лось „пред­по­чте­ние личных по­ку­пок“.

Люди пе­ре­ста­ют пла­тить на­лич­ны­ми: «За пять лет более чем в три раза вы­рос­ла доля рос­си­ян, осу­ществ­ля­ю­щих без­на­лич­ную оплату то­ва­ров и услуг. В 2013 году чаще или всегда про­во­ди­ли оплату без­на­лич­ным спо­со­бом 5%, а се­год­ня — 40% опро­шен­ных. Су­ще­ствен­но (с 94% до 56%) со­кра­ти­лось число тех, кто пред­по­чи­та­ет на­лич­ные». Я долго был па­ра­но­и­ком и не вёлся на карты. В про­шлом году понял, что не зря. Один круп­ный банк (точнее, по­гло­щён­ное им ре­клам­ное агент­ство) поз­во­ля­ет «обез­ли­чен­но» вешать своим кли­ен­там ин­тер­нет-банка иден­ти­фи­ка­тор, и потом по­ка­зы­вать им ре­кла­му Вкон­так­те. Мы про­счи­ты­ва­ли кам­па­нию под тех, кто по­ку­пал дет­ское пи­та­ние 6 лет назад и имеет на счету больше 50 тысяч рублей. Решили не делать. Зна­ко­мые из фармы по­ра­зи­ли вот чем: за­ку­пи­ли ана­ло­гич­ные данные со­то­во­го опе­ра­то­ра с мыслю ре­кла­ми­ро­вать свои сиропы от на­смор­ка тем, кто обычно вы­хо­дил из дома на работу, а се­год­ня не вышел. Тогда их под­ве­ла ско­рость син­хро­ни­за­ции – так быстро данные не от­прав­ля­лись. Се­год­ня вполне вы­гру­жа­ют­ся.

Ещё одно ин­те­рес­ное ис­сле­до­ва­ние: анализрынка рос­ко­ши через призму соц­се­тей — по­ко­ле­ние мил­ле­ни­а­лов ори­ен­ти­ру­ет­ся на свой бли­жай­ший круг и ино­стран­ных бло­ге­ров и звёзд (но не на рос­сий­ских). Гы-гы.

 

Роз­ни­ца

Сюда я сложил месиво из фактов, ко­то­рые по­мо­гут по­чув­ство­вать ду­но­ве­ние нового мира. Мы их ис­поль­зо­ва­ли для ана­ли­за, и я дальше покажу, что по­лу­чи­лось. Си­сте­мы в этой части поста нет. Просто про­та­щи­тесь.

У нас «фе­де­раль­ные власти пре­кра­ти­лираз­ра­бот­ку за­ко­но­про­ек­та, раз­ре­ша­ю­ще­го про­да­жу без­ре­цеп­тур­ных ле­карств в про­до­воль­ствен­ных тор­го­вых сетях». Просто ска­зать, что аптеки об­лег­чён­но вы­дох­ну­ли — значит, ничего не ска­зать.

В Ав­стра­лии про­да­ют ле­кар­ства прямо на за­прав­ке, в Ис­лан­дии в тор­го­вых цен­трах. На Фи­лип­пи­нах тоже прямо в ма­га­зи­нах, но это вообще дико, по­штуч­но:

Снято на Калибангбаньяне

Дет­ский мир начал от­кры­вать ма­га­зи­ны недо­ро­гих раз­ви­ва­ю­щих иг­ру­шек. Ашан те­сти­ру­ет новые фор­ма­ты: ре­тро­ин­тер­фей­сы касс, вы­де­лен­ные те­ма­ти­че­ские зоны и кафе здо­ро­во­го пи­та­ния внутри. Кто бы, чёрт побери, мог по­ду­мать, что в Ашане будет кафе здо­ро­во­го пи­та­ния. Но, учи­ты­вая, что они когда-то были флаг­ма­на­ми ГМО и не скры­ва­лиэтого, прям ра­дост­но за здра­вый смысл. Ев­ро­сеть за год пе­ре­ста­нет су­ще­ство­вать (точки станут точ­ка­ми Связ­но­го).

За­пу­стил­ся ки­тай­ский пла­тёж­ный сервис Вичата — «ЦУМ ра­бо­та­ет над ор­га­ни­за­ци­ей приема WeСhat Pay уже несколь­ко ме­ся­цев и пла­ни­ру­ет за­пу­стить оплату с по­мо­щью сер­ви­са в бли­жай­шее время, го­во­рит пред­ста­ви­тель ЦУМа, на­зы­вая это шагом нав­стре­чу ки­тай­ским по­ку­па­те­лям, ко­то­рые при­вык­ли к таким рас­че­там у себя дома». Короче, сейчас ки­тай­ские ту­ри­сты при­ез­жа­ют в Россию, идут в ки­тай­ские ма­га­зи­ны и пе­ре­во­дят друг другу ки­тай­скую валюту прямо через при­ло­же­ние. В ре­зуль­та­те в налоги по­па­да­ет ровно ноль, и толка от огром­ных толп гостей из Под­не­бес­ной до­воль­но мало. Тут, скорее всего, налоги по­явят­ся.

ЧМ-2018 съел трафик ин­тер­нет-ма­га­зи­нов на 46%.

Икея хочет от­крыть малый формат в Тюмени. Но я уже давно видел такие фор­ма­ты по всей стране, просто от­кры­ты они кем-то ещё. Вот, на­при­мер, Ир­кутск:

 

Наши выводы (гло­баль­ные)

Для себя мы вы­де­ли­ли несколь­ко фак­то­ров, ко­то­рые могут по­вли­ять на бизнес. Они ос­но­ва­ны на нашем сугубо субъ­ек­тив­ном ана­ли­зе всего про­ис­хо­дя­ще­го. По каж­до­му мы экс­перт­но (паль­цем к носу) опре­де­ли­ли ве­ро­ят­ность и важ­ность для нашего про­ек­та. Вот что мы учли в планах:

 

Ухуд­ше­ние от­но­ше­ний с за­па­дом.Ве­ро­ят­ность мы оце­ни­ли как сред­нюю, вли­я­ние — будут про­бле­мы с им­пор­том (по­вы­сят­ся цены), будут хуже усло­вия за­пад­ных игр. В целом, мы в это уже играли в 2014 при скачке евро, по­это­му знаем, что делать.

ЗОЖ го­лов­но­го мозга. От­лич­ный тренд, вы­со­кая ве­ро­ят­ность. Вли­я­ние кос­вен­ное, но нужно про­ду­мы­вать новые ауди­то­рии и товары для них. Сейчас весь мир с офи­ге­ва­ни­ем учится со­от­вет­ство­вать. Выше есть пример с Ашаном.

Рост куль­тур­но­го уровня по­тре­би­те­ля. Меньше бедных людей по стране, больше об­ра­зо­ван­ных и ин­фор­ми­ро­ван­ных, оценка — вы­со­кая ве­ро­ят­ность. Нам сча­стье, если так пойдёт. Вроде как, вполне ре­аль­но, и это радует. Спа­си­бо раз­ви­тию ин­тер­не­та и элек­три­фи­ка­ции всей страны.

До­пол­нен­ная ре­аль­ность из филь­мов при­хо­дит в ре­аль­ную жизнь. Пока на­стол­ки и VR/AR скре­щи­ва­лись очень плохо, но, может быть, по­лу­чит­ся найти под­хо­дя­щие вещи. Мы вы­пус­ка­ем две игры уже с VR, когда один игрок сидит где-то вроде па­да­ю­ще­го вер­то­лё­та, а осталь­ные по­мо­га­ют ему, на­хо­дясь «в ко­манд­ном центре».

Data lake и ис­поль­зо­ва­ние данных. Сюда от­но­сит­ся весь слож­ный дата-май­нинг и ма­шин­ное обу­че­ние. Что это су­ще­ствен­но по­вли­я­ет на роз­нич­ные рынке в раз­ре­зе 3-5 лет ве­ро­ят­ность по нашей оценке сред­няя. Данных со­бра­ли много, а что с ними делать, до сих пор мало кто знает. Хотя скорее всего, будет больше ав­то­ма­ти­за­ции, в первую оче­редь ло­ги­сти­ки. Ура, если так.

Гло­баль­ное из­ме­не­ние кли­ма­та. Для нас это просто низкая ве­ро­ят­ность, что по­до­ро­жа­ет бумага и Дженга. Ну и за­то­пит пару да­лё­ких от нас стран. Но в ту же Африку мы до­став­ля­ем меньше 20 раз за год.

Сни­же­ние по­ку­па­тель­ской спо­соб­но­сти на­се­ле­ния — это вот важный тренд, вы­со­кая ве­ро­ят­ность. Нужна адап­та­ция то­ва­ров, по­сто­ян­ный мо­ни­то­ринг этого мо­мен­та. Как видно по при­ме­рам выше, многие уже за­че­са­лись и об­ка­ты­ва­ют новые фор­ма­ты под это в том числе.

Уже­сто­че­ние за­ко­нов и нор­ма­ти­вов. Вы­со­кая ве­ро­ят­ность. Рынок ци­ви­ли­зу­ет­ся, уже много кто вышел из тени, но где-то кто-то ещё за­стрял. По­это­му есть ве­ро­ят­ность, что будет жёстче, а это значит, что по­стра­да­ют малые ком­па­нии. Надо брать курс на кон­со­ли­да­цию круп­ных иг­ро­ков. Сов­па­да­ет с нашей стра­те­гий экс­пан­сии. Уве­ли­чит­ся роль юри­ди­че­ской службы в ком­па­нии. Роль фран­чай­зин­га вы­рас­тет.

Вот при­мер­но так. Всё, можете бро­сать­ся в меня по­ми­до­ра­ми и го­во­рить, что я нифига не так понял. Это вполне воз­мож­но.

Автор: Сергей Аб­дуль­ма­нов

https://aftershock.news/?q=nod...

https://m.habr.com/company/mos...


Вернуться назад