ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Газ и "прочие": как растет рынок альтернативных видов моторного топлива
Газ и "прочие": как растет рынок альтернативных видов моторного топлива28-10-2018, 16:34. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Москва, 27 октября - "Вести.Экономика". Мировой автопарк растет. Сегодня места хватает всем: и традиционным автомобилям с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), и электромобилям, и даже весьма экзотическим водородным авто. Если в начале 2017 г. количество газобаллонных автомобилей (ГБА) в мире перешагнуло отметку 50 млн, то к середине 2018 г. их насчитывалось уже 53 млн. Подробности - в материале журнала "Газпром".
По данным The International Organization of Motor Vehicle Manufacturers (OICA), в 2017 г. в мире было продано около 97 млн транспортных средств – на 3 млн больше, чем годом ранее. Учитывая устойчивый рост даже в условиях кризиса на рынке углеводородов (а возможно, отчасти и благодаря ему), в текущем году объемы продаж вполне могут достичь заветных 100 млн. Как принято говорить в подобных случаях, будет преодолена важная психологическая отметка. "Дизельгейт" как пшикЕще год назад на полном серьезе общественность и многочисленные эксперты обсуждали перспективы "дизельгейта" – скандала, связанного с концерном Volkswagen, занижавшим показатели выбросов вредных веществ во время тестов его автомобилей. Пораженные до глубины души этим фактом руководители Франции и Великобритании пообещали запретить продажу автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями с 2040 г. Норвегия хочет выполнить эти наполеоновские планы уже в 2025 г. Volkswagen вызвался оперативно наладить производство электротранспорта, а китайско-шведская компания Volvo объявила, что уже с 2019 г. перейдет на производство исключительно электромобилей и гибридов.
Все эти громкие заявления породили массу поспешных прогнозов, согласно которым на замену проштрафившемуся дизелю вот-вот должны были прийти электромобили. И ведь даже назывались примерные даты, когда должно было наступить невиданное счастье: где-то между 2025 и 2040 гг. Среди порывов бури "дизельгейта" весной этого года экс-главе концерна Volkswagen Мартину Винтеркорну и пяти его бывшим коллегам были предъявлены обвинения в мошенническом сговоре против правительства США и нарушение закона Штатов "О чистом воздухе". А сама компания Volkswagen в США обязалась уплатить штраф в размере $4,3 млрд.
Полагаем, вслед за Германией свои непримиримые позиции о недопустимости дизельного топлива и бензина в светлом 2040 г. сдадут и Франция с Великобританией. Стремительная победа электромобилей над здравым смыслом пока откладывается. Ленивый ПакманСамым распространенным моторным топливом можно было бы назвать смесь этанола и бензина. В мире сейчас более 55 млн автомобилей используют ее в качестве топлива. Точнее 55 млн автомобилей, небольших грузовиков и мотоциклов. К сожалению, наличие мотоциклов в этом ряду не позволяет отнестись к количеству данных транспортных средств серьезно.
В последнее время вновь предпринимается попытка реанимировать тему водорода в качестве моторного топлива. По оценке МЭА, доля водородного топлива на транспорте к концу текущего столетия может достичь 25%. Как с любыми прогнозами такого рода, можно добавить фразу "а может и не достичь". Самый популярный серийный водородный автомобиль Toyota Mirai на конец прошлого года был продан в количестве 5,3 тыс. экземпляров. Напомним, что его производство стартовало в конце 2014 г. Это неплохо для люксового сегмента. Но слабо совместимо с массовым развитием водородного направления. Кстати, в Германии сегодня Toyota Mirai можно приобрести за скромные 78,6 тыс. евро. Для сравнения, Toyota Land Cruiser продается на немецком рынке от 41 тыс. евро, а заряжаемая версия гибрида Prius – от 37,55 тыс. евро. Sic transit gloria mundiПисать о газе неактуально. Мировое экспертное сообщество не менее чем массовая аудитория подвержено влиянию глобальных информационных трендов. Еще десять лет назад разговоры о газомоторном направлении были в моде. Даже крупнейшие международные организации составляли доклады и писали прогнозы о развитии газомоторного транспорта. Тогда они выражали восхищение тем фактом, что с 1 млн в 2000 г. количество метановых автомобилей выросло до 11 млн в 2009 г. Сегодня иные приоритеты. Широкая аудитория ждет чудесных новостей об успехах электромобилей. Международные организации забрасывают газомоторную тему и кидают все силы на доклады об электромобилях, занимающие по полторы сотни страниц. Как говорится, так проходит мирская слава.
К середине текущего года количество метановых автомобилей, по данным NGV Global, достигло отметки 26,16 млн единиц. Средняя динамика прироста за последние 20 лет составляет чуть более 1 млн метановых автомобилей в год. Но реальные объемы прироста меняются постоянно. К началу кризиса на рынке углеводородов метановый автопарк прирастал на 2,4 млн ГБА в год. Но затем цены на моторное топливо на ряде рынков снизились. А с ними снизилась и привлекательность перехода на газ. Темпы прироста замедлились. Тем не менее за период 2016–2018 гг. средний показатель прироста составил около 1,4 млн. И здесь тоже абсолютным лидером является Китай. Король умер, да здравствует король!В начале десятилетия пятерка лидеров метанового направления выглядела следующим образом: Пакистан, Аргентина, Бразилия, Иран и Индия. Но с тех пор расклад сил изменился. С 2009 г. Китай увеличил газомоторный автопарк более чем в десять раз. В начале 2016 г. здесь насчитывалось около 4,6 млн метановых автомобилей, а в начале 2018 г., по данным NGV Global, их количество превысило 6 млн. По количеству метановых заправок КНР также является лидером, занимая 27% всей мировой заправочной сети.
За непродолжительный период после снятия санкций в 2016 г. ряд мировых компаний интересовались заправочным бизнесом в этой стране, а также добычей и переработкой "черного золота", но к взаимовыгодным соглашениям с руководством республики прийти не смогли. В данный момент США вновь ввели против Ирана санкции, а европейский капитал крайне настороженно относится к риску пострадать из-за сотрудничества с иранскими компаниями. Эта история далека от завершения. Но стоит особо отметить, что потенциал внутреннего топливного рынка Ирана раскрыт далеко не до конца. Притом не исключено, что развитие нефтепереработки в этой стране может привести к сокращению доли метанового автопарка. Принц и нищийКоличество автомобилей, работающих на сжиженных углеводородных газах (СУГ, пропан-бутан), по данным World LPG Association, превысило 27 млн штук. Среднегодовой прирост составляет в среднем 1,45 млн ГБА. И здесь также произошли подвижки в первой пятерке. До кризиса на рынке углеводородов половина мирового пропан-бутанового автопарка приходилась на Турцию, Россию, Польшу, Южную Корею и Италию. В 2017 г. сразу на две позиции поднялась Украина. Эта страна дарит нам массу полезных уроков. И данный случай не исключение.
Рост спроса, особенно ярко выраженный в августе-сентябре, приводил даже к тому, что цены на автогаз поднимались до уровней, опасно приближавшихся к ценам на бензин. Что, конечно, отпугивало часть потенциальных потребителей. Тем не менее полагаем, что спрос на автогаз в этой стране в ближайшие годы продолжит расти. Ведь предпосылок к росту благосостояния граждан или снижению цен на топливо нет. Литровое неравенствоПропан-бутан, безусловно, прекрасное топливо. Тем более в нашей стране растет производство СУГ. По данным Минэнерго, оно увеличилось с 10,6 млн т в 2010 г. до 16,7 млн т в 2017-м. Россия экспортирует значительные объемы пропан-бутана в Польшу, Турцию и на Украину. У нас есть запас для роста поставок на внутренний рынок. Перед нами не стоит необходимости импортировать почти три четверти всех СУГ, как это приходится делать той же Украине. Но все же Украина демонстрирует нам, что происходит с рынком моторных топлив при излишне резком росте цен на бензин и дизельное топливо. Безусловно, здесь стоит сделать оговорку, что цены на украинских заправках всегда были выше, чем на российских. А благосостояние населения при этом в нашей стране в среднем существенно выше, чем у соседей. Но в нынешних условиях, когда в России не исключено дальнейшее повышение цен на бензин и дизтопливо, стоит внимательнее изучать негативный опыт соседей.
Рискнем предположить, что рост цен на традиционные виды моторного топлива будут основным фактором развития пропан-бутанового сегмента газомоторной отрасли России во второй половине 2018 г. Само по себе это неплохо, но обратите внимание вот на какой факт. По данным "Автостата", количество легковых автомобилей в нашей стране за 2010–2017 гг. выросло на 9,3 млн единиц – на 28%. А спрос на бензин за тот же период, по данным Минэнерго, увеличился с 33,6 млн т до 35,1 млн т, а на дизельное топливо и вовсе упал – с 38,9 млн т до 33,1 млн т.
Здесь стоит отметить, что с 2016 г. преградой на пути развития российской газомоторной отрасли стали новые нормы регистрации транспорта, работающего на газе. Они были составлены таким образом, что не только не способствовали переходу на метан и пропан-бутан, но наоборот – вынуждали потребителей снимать газобаллонное оборудование. К счастью, эти нормы были вновь пересмотрены и приведены в некое соответствие с государственными задачами. А государство справедливо продолжает настаивать на переводе техники на газ. На 100 заправок большеСегодня в нашей стране более 350 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) – метановых заправок. Большая их часть – около 300 – принадлежит "Газпрому". Притом, по оценке Минэнерго, уже в начале 2017 г. у нас насчитывалось 149 тыс. ГБА на природном газе, из которых 69 тыс. – это автобусы и грузовики. Есть и более скромные оценки российского метанового автопарка. В любом случае его размер довольно мал в сравнении с Ираном и Китаем.
Глобальной целью автопробега было "показать масштаб использования действующей и определить локации перспективной газозаправочной инфраструктуры на трансконтинентальном транспортном коридоре". Также в рамках мероприятия испытывалась российская заводская техника, работающая на природном газе. Вернуться назад |