Фото: Christian Lagerek / shutterstock.com
Не в Киеве, а в Варшаве обеспокоились тотальной зависимостью Украины от российских энергоресурсов. По результатам анализа рынка дизельного топлива (ДТ) и сжиженного углеводородного газа (СУГ) на Украине автор издания Defence24 Павел Кост предрекает, что Кремль устроит Украине управляемый кризис уже летом следующего года. Правда, пока РФ активно снабжает ее энергоресурсами как напрямую, так и через Белоруссию, а порвать все экономические связи старается именно украинская сторона. Но если Москва действительно решит оставить Киев без дизеля и СУГ, бензина, угля, ядерного топлива, то экономику Украины, без шуток, ждет коллапс.
Путь в никуда начинается с первого шага
Несмотря на опасения польской прессы, пока насолить соседу путем разрыва экономических отношений пытается именно Киев, а не Кремль. Еще 31 июля секретарь СНБОУ Александр Турчинов назвал позором растущий товарооборот с Россией и предположил, «что нужна не только моральная, но и уголовная ответственность за финансовую поддержку страны-агрессора для тех, кто закупает в России вещи, которые могут производиться на Украине». А 16 августа бывший руководитель главного следственного управления СБУ генерал-майор Василий Вовк четко сформулировал то, что давно крутится на языке у большинства украинских политиков, общественных деятелей, экспертов и журналистов. Он предложил «закрывать все», вплоть до любых переходов границы с РФ, поскольку «оно так и должно быть, если у нас война».
Огромную часть этого пути Киев уже прошел. Запрет на военно-техническое сотрудничество, санкции против российских транспортных компаний, продуктовое эмбарго, фактический выход из зоны свободной торговли СНГ после намеренного провала трехсторонних переговоров в Брюсселе, энергоблокада Крыма, а также антидемпинговые пошлины и полный запрет на импорт удобрений. Вот далеко не полный список «достижений» на тернистой дороге самоизоляции. Но вопреки всем этим усилиям товарооборот растет в первую очередь за счет поставок российских энергоресурсов на украинский рынок (+58,2% за январь-июль 2018-го). Именно энергетический импорт является основой двусторонней торговли и удерживает РФ на первом месте среди торговых партнеров Киева.
За январь-июль Киев купил в РФ товаров по категории «топлива минеральные, нефть и продукты ее перегонки» на $2,42 млрд., что больше, чем весь украинский экспорт в Россию за тот же период ($2,15 млрд.). Потому главное: для разрыва всех экономических связей со «страной-агрессором» Киев должен прекратить закупку энергоресурсов в РФ. Но если это сделать резко, то можно опуститься в каменный век. Российский антрацит, кокс, ДТ, СУГ, бензин, ядерное топливо – это тот самый критический импорт, от которого нельзя полностью отказаться и нечем заменить. По крайней мере, пока.
«Россия в любой момент перекроет поставки, и что в таком случае мы будем делать?»
Взять хотя бы ядерное топливо для атомных электростанций (АЭС). Их доля в энергобалансе Украины на фоне проблем с тепловой генерацией возросла до небывалых высот. В первом полугодии она составила 51,7%, в июле увеличилась до 54%, а в сентябре атомные электростанции выработали уже 58% всей электроэнергии. Проблема в том, что без поставок российского ядерного топлива электроэнергетика не работает от слова «совсем». Хотя в декабре министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик обещал сократить долю его импорта из России с 60% до 45% общего баланса потребления, на практике вышло иначе.
По данным Госстата, за январь-июль украинский «Энергоатом» купил в России 153,7 тонны тепловыделяющих сборок на сумму $173,2 млн., что составляет 69,8% в общей структуре закупок топлива для АЭС. Остальные 104,9 тонны стоимостью $74,87 млн. (30,2%) приобрели в Швеции – у американо-японской компании Westinghouse. То есть если завтра полностью перекрыть «ядерный» импорт, свет на Украине в лучшем случае будут включать по часам.
Схожая картина и с антрацитом для теплоэлектростанций (ТЭС) и теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), которые покрывают пиковые нагрузки в сети. По данным таможни, за январь-сентябрь Украина закупила в России антрацита на $1,37 млрд. (62,72% импорта). А если говорить о физических объемах, то к концу года Киев планирует завезти из РФ 4,881 млн. тонн (87%) антрацита, из США – 664 тыс. тонн, а из ЮАР – 123 тыс. тонн. В следующем году ситуация коренным образом не изменится. В 2019-м Минэнергоугля Украины запланировало получить из России 3,815 млн. тонн (72%) и еще 418 тыс. тонн из США, что, конечно, провоцирует истерику у украинской партии войны.
«Это вопрос национальной безопасности. Это вопрос стабильной энергосистемы. Россия в любой момент перекроет поставки угля, и что в таком случае мы будем делать», - ужасается советник Федерации работодателей топливо-энергетического комплекса Украины Руслан Богданов. Но вот уже пятый год «войны» как эти поставки «агрессор» все не перекрывает и не перекрывает. Возможно потому, что боится потерять главный канал сбыта своего «грязного» и «никому не нужного» энергоресурса?
Ничего подобного. Сегодня Россия прочно занимает третье место в мире среди экспортеров угля (после Индонезии и Австралии), а Украина в ее структуре продаж занимает лишь 8,1% (конкретно по антрациту 10%). Причем главные покупатели российского угля находятся в Юго-Восточной Азии, именно на наращивание поставок в этот региона Москва делает серьезную ставку, проводя масштабную модернизацию инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока (железная дорога, порты, и т. д.).
Запутаннее дело обстоит с нефтепродуктами, поскольку здесь важную роль играет «белорусский фактор». В январе-сентябре главными их поставщиками на Украину оставались Минск (41,19%) и Москва (36,45%). Они периодически даже меняются местами. К примеру, за 9 месяцев этого года импорт ДТ из Белоруссии составил 35% в балансе украинского рынка, а из России – 37%, хотя в 2017-м лидером был Минск. Принципиального значения эта рокировка не имеет. «Когда мы говорим: Украина покупает бензин из Белоруссии… Это бензин из российской нефти. На сегодняшний момент хотим мы этого или не хотим, бензин в Украине российский», - считает глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко. При желании Москва может быстро перекрыть как прямые, так и косвенные поставки нефтепродуктов на Украину.
Заместить их Киеву будет банально нечем. Возникнет дефицит, передвижение на машине станет предметом роскоши, что спровоцирует взлет цен не только на бензин, но и на другие товары и услуги, так или иначе связанные с автомобильным топливом. Больнее всего будет аграриям: без солярки ни засеять, ни убрать урожай. Все, что смогут сделать польские и литовские компании в таком случае, – это реэкспортировать российский ресурс со своей наценкой. Такие же последствия будет иметь резкий разрыв торговых отношений со «страной-агрессором» со стороны Киева. «Разорвать можно, а бензин где покупать будем?» - спрашивает А. Охрименко.
Нет ничего невозможного
Впрочем, как показывает опыт реверсных поставок российского газа через Словакию (51,12% импорта за январь-сентябрь) и Венгрию (23,64%), для Киева нет ничего невозможного. Первую пробную попытку купить газ у немецкой компании RWE «Нафтогаз» сделал еще в ноябре 2012 года. После трехгодичного переходного периода в ноябре 2015-го Украина прекратила прямые закупки газа у «Газпрома» и до сих пор предпочитает получать российский ресурс через прокладку в виде европейских трейдеров.
Доходит до смешного. Находясь под боком у крупнейшего поставщика, Киев покупает газ у своих западных соседей, поскольку «на Украине оптовая цена выше, чем в Европе с того момента, как Киев перестал закупать голубое топливо у “Газпрома”», объясняет сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Не до смеха только предприятиям и населению страны. Такая самоизоляция от «агрессора» обернулась ударом по собственной промышленности (химии) и несовместимой с зарплатой «коммуналкой».
Аналогичная ситуация с нефтью. Вместо того чтобы получать ее по трубе напрямую из РФ, Киев предпочитает покупать ее в Азербайджане (94,62% импорта), переваливать в грузинском порту, затем в Одессе и перекачивать ее по той же трубе до Кременчугского НПЗ. Такая забота об энергетической безопасности страны фактически убила целую отрасль, из шести (Кременчугский, Лисичанский, Надвирнянский, Дрогобычский, Одесский, Херсонский) работает только один, и то не в полную мощность.
Но Киев не намерен сдаваться, и старается, насколько позволяют возможности собственных портов, покупать уголь в Пенсильвании, а топливо для АЭС в Швеции. Чего только не сделаешь для наказания «страны-агрессора».
А пока Порошенко рвёт связи с Российской империей и Россией, борется с Русским миром, идеей «Москва – Третий Рим», присутствует на тактических учениях ВСУ, сил ООС, техника которых заправляется российским и белорусским топливом…
Николай Кучеров
Вернуться назад
|