На этой неделе исполнится десять лет с тех пор, как в мировой экономике произошел коллапс — разразился кризис, ознаменованный крахом американского инвестиционного банка Lehman Brothers, который 15 сентября 2008 года обратился в суд с заявлением о банкротстве — крупнейшем в истории. Затем началась знакомая история: сокращение расходов во всем мире, в правительствах, компаниях и предприятиях, в домашних хозяйствах, и все пребывали в состоянии неопределенности, не зная, как долго будет продолжаться рецессия.
Десять лет спустя издание Nature решило посмотреть, как в мире улучшилось финансирование научных исследований и разработок, основанном как на государственных, так и на частных инвестициях, и на каком уровне оно находится сегодня.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сразу же после кризиса финансирование научных исследований и разработок (НИОКР) в целом неуклонно растет.
Среди 36 стран-членов организации, включая США, Японию и многие европейские страны, частное финансирование НИОКР на некоторое время сократилось, а затем восстановилось и с тех пор увеличилось.
Государственное финансирование росло в основном в течение двух лет после кризиса, что возможно, стало отражением попыток стимулировать экономику этих стран.
Однако между странами существуют различия. Некоторые все еще приходят в себя после экономического кризиса, и даже те страны, которые уже встали на ноги, вынуждены менять подход к финансированию.
Европа
Различные направления финансирования НИОКР в Европе отражают экономическое неравенство между странами.
В таких странах, как Германия, Дания и Великобритания, имеющих сильную экономику и инновационные отрасли, уровень финансирования научных исследований — как государственного, так и частного — остался высоким. Германия, например, увеличила государственное финансирование с 2008 года на 46% — с 23 миллиардов долларов до 34 миллиардов долларов в 2016 году.
В странах Центральной и Восточной Европы, таких как Чехия, Венгрия и Польша, частное и государственное финансирование НИОКР после кризиса в целом увеличилось.
Правда, эта стабильность в значительной степени была обеспечена благодаря структурным фондам Евросоюза, средства из которых обычно предоставляются государствам-членам, чтобы помочь сократить региональное неравенство в материальном положении в Европе. Как показало исследование, проведенное в 2017 году, эти средства позволили в значительной степени компенсировать негативные последствия кризиса.
Однако в странах Южной Европы, наиболее пострадавших от рецессии, таких как Греция и Испания, государственное финансирование НИОКР резко сократилось и прежнего уровня так и не достигает. Государственное финансирование в Испании сократилось в период с 2009 по 2016 год на 25% — с 9,6 миллиарда долларов до 7,1 миллиарда долларов. В результате многие страны Южной Европы стали зависеть от структурных фондов ЕС.
Следовательно, разрыв между объемами инвестиций в науку в разных странах растет, говорит Тээму Макконен (Teemu Makkonen), экономист Университета Восточной Финляндии в Йоэнсуу. «Если средств для этого меньше, то приходится сокращать финансирование».
США
Во многом в соответствии с общей тенденцией в странах-членах ОЭСР расходы частного бизнеса на НИОКР в Соединенных Штатах первоначально снизились примерно на 10% — с 259 миллиардов долларов в 2008 году до 233 миллиардов долларов в 2010 году текущих ценах.
А государственные расходы, напротив, увеличились на 8% — со 124 миллиардов долларов в 2008 году до 134 миллиардов долларов в 2010 году. Эти изменения в основном связаны с принятием закона «Об оздоровлении американской экономики и реинвестировании» (American Recovery and Reinvestment Act), с помощью которого правительство США пыталось стимулировать развитие экономики, инвестируя в инновации.
После 2010 года расходы предприятий на исследования и разработки начали и продолжают расти. В 2016 году, последнем году, за который имеются данные, объем инвестиций со стороны частного бизнеса достиг 319 миллиардов долларов.
Однако государственное финансирование после кризиса уменьшилось и в процентах от ВВП сократилось с 0,88% в 2009 году до 0,62% в 2015 году.
По словам экономиста из Нью-Йоркского университета Джулии Лейн (Julia Lane), ученые, подавая заявки на государственное финансирование, теперь должны демонстрировать более высокий практический выход и роль своих исследований и разработок — особенно их экономическую эффективность. Университеты взяли на себя задачу продемонстрировать эту взаимосвязь, говорит Лейн. «И они с большим успехом выступают в Конгрессе и в законодательных органах своих штатов, излагают свои доводы и обосновывают необходимость финансирования».
Но появились и другие источники финансирования. «Значительно активизировали свою деятельность благотворительные фонды», — говорит Лейн. За последние несколько лет такие организации, как Фонд Альфреда Слоуна (Alfred Sloan Foundation), а также Фонд Билла и Мелинды Гейтс (Bill and Melinda Gates Foundation), вложили в науку миллионы долларов.
Восточная Азия
В странах-членах ОЭСР из Восточной Азии рост финансирования научных исследований — как со стороны правительства, так и со стороны частного бизнеса — сохранился. Исключением является Япония, где частное финансирование в период с 2008 по 2009 год (до оздоровления экономики) сократилось на 11% со 116 миллиардов долларов до 103 миллиардов долларов.
Но, несмотря на ежегодный рост общего объема финансирования, темпы роста в некоторых странах замедлились.
В Южной Корее, где уровень инвестиций в исследования является одним из самых высоких в мире, государственное финансирование исследований и разработок в период с 2008 по 2009 годы увеличилось на 11%, однако с 2017 по 2018 годы его рост составил лишь 1%. В результате молодым исследователям пришлось конкурировать за получение ограниченных средств с более опытными исследователями, говорит политолог Со Ён Ким (So Young Kim) из южно-корейского университета передовых технологий KAIST в Тэджоне.
В стране также растет разрыв между объемами государственного и частного финансирования НИОКР. Частные инвестиции в исследования и разработки, в 2009 году превышавшие государственные на 20 миллиардов долларов, увеличились, и в 2016 году разрыв в объемах частных и государственных инвестиций составил 42 миллиарда долларов.
«В настоящее время финансируются в основном те направления исследований и разработок, которые принесут наиболее ощутимые результаты — те из них, которые окупят инвестиции, — говорит Ким. — Но ученые сегодня обращаются с просьбой о финансировании тех научных проектов, работа над которыми ведется ради простого интереса и любопытства».
Следующее десятилетие
Никто точно не знает, как будут финансироваться исследования и научные разработки в будущем.
Макконен говорит, что если Евросоюз хочет добиться сплочения и равенства стран на всем континенте, то странам, которые по-прежнему находятся в состоянии экономического кризиса, для начала работы необходимо дополнительное финансирование.
В США, по словам Лейн, уровень государственного финансирования зависит от того, произойдут ли изменения в президентской администрации.
Нынешняя администрация «делает все, чтобы убить науку», говорит она.
И в Южной Корее, говорит Ким, после кризиса отношение общества к науке сильно изменилось — в основном из-за экологически опасных проектов, запущенных при прежнем правительстве. Такое изменившееся отношение, видимо, и способствовало замедлению роста государственных инвестиций в научные исследования.
«Сейчас общественность все более критически относится к тому, чем занимаются ученые, — говорит она. — Кто выступит в поддержку и скажет, что нам необходимо дополнительное финансирование науки? Переломить эту тенденцию должны не только ученые. Научное сообщество должна поддержать общественность. Но сейчас это крайне маловероятно».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.