Знаменитый Вентспилсский порт, который раньше существенно пополнял бюджет Латвии, на грани окончательной гибели. Из-за русофобии властей, проявляющейся даже в отказе от выгодных сделок с Россией, лишь бы плыть в фарватере неоконсерваторов из США, некогда процветавшее предприятие практически остановлено. Из девяти терминалов действуют лишь два. Да и те загружены наполовину.
Официальные цифры такие. В 2016 году оборот Вентспилсского порта упал на 16,4 процента. В 2017-м — на 23,8 процента. В этом году — ещё на 19%.
Да, грузы постепенно уходят в российские порты — Приморск, Калининград и особенно — в стремительно развивающуюся Усть-Лугу. Оно и правильно. Ну, с какой стати Москве кормить недружественные страны, если есть возможность зарабатывать самим?
Но в апреле прошлого года у Вентспилсского порта появился было шанс на возрождение. Деньги сами шли в руки. Достаточно было лишь фактически просто «плыть по течению», не сопротивляться выгодному контракту: порт получил предложение участвовать в реализации проекта «Северный поток 2», обеспечить хранение и доставку труб морем. Однако и эту сделку в Риге упустили.
Мэр Вентспилса Айвар Лембергс, кстати, — сторонник спокойных прагматических отношений с Россией, сообщил тогда: латвийское народное хозяйство получило бы 25 млн евро дохода. Кроме того, порт ждало бы стремительное развитие: строительство объектов для хранения труб, устройство перевалочного терминала на площади в 7 гектаров.
Ожидались, инвестиции только в строительство в размере 14 млн евро.
Но сначала против проекта выступило министерство иностранных дел балтийской республики. «Если будет получено и правительственное вето, то я надеюсь, что Вентспилс, как и в шведском случае, получит, по меньшей мере, 20 млн евро компенсации. По имеющейся в моем распоряжении неофициальной информации, Слитский порт в Швеции отказался (от участия в „Северном потоке-2“ — „СП“), получив за это от правительства Швеции от 10 до 20 млн евро компенсации», — рассуждал Лембергс.
Только вот закавыка. Слитский порт отказался, а Вентпилсский — нет. Вот правительство Латвии и запретило ему какое-либо участие в проекте «Северный поток 2», а компенсация — шиш. Надо, мол, не деньги считать, а быть патриотом!
Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич заявил, будто «Северный поток 2»… угрожает безопасности страны, не соответствует ее экономическим интересам. Отверг увещевания Лембергса, назвав их спекуляциями. Лембергс же лишь сказал, что отказ от участия в «Северном потоке 2» стоил стране потери 40 процентов российского транзита.
Президент Латвии Раймонд Вейонис назвал проект «несуществующим бизнесом». А стало быть, заметил он, правительство — не тот адресат, к которому следует обращаться с просьбой компенсировать убытки.
Аналогичные проблемы испытывает и Рижский порт. В прошлом году объем перевалки в нем упал на 9,2 процента. Причем, самые большие потери произошли в обработке нефтяных грузов — на 30,3 процента. Что примерно соответствует росту перевалки таких грузов в наших Усть-Луге и Приморске. По сути, транзит нефтепродуктов постепенно «утекает» из стран Балтии.
Но больше всех в Прибалтике пострадал, пожалуй, Таллинский порт. Там обрушение грузооборота составило еще в 2015 году 20 процентов. И этот процесс аналитики тоже связали со стремительным наращиванием возможностей российской Усть-Луги.
Последние данные в Таллине, видимо, настолько катастрофические, что в открытом доступе найти их не удается.
А гендиректор Клайпедского порта Арвидас Вайткус в интервью литовскому еженедельнику «Экспресс-неделя», рассказывая о достижениях своего предприятия, так оценил положение соседей: «Ситуация в соседних Латвии и Эстонии действительно крайне сложная. В частности, Таллин теперь вообще не фигурирует в общих отчетах, так как порт, по сути, исчез — государству пришлось начать процесс приватизации».
Ну вот — даже не фигурирует…
Зато Клайпедский порт, пожалуй, — единственный в странах Балтии, не пострадавший из-за русофобии властей своей страны. «Мы не зависим от российских грузов», — объясняет причину Арвидас Вайткус.
В 2017 году клайпедские портовики побили исторический рекорд, перевалив 43,17 млн тонн. В июне этого года грузооборот сыпучих грузов увеличился здесь еще на 8 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Так в чем же секрет успеха? Кто «подменил» Россию в Клайпеде? Выручает литовский порт Белоруссия, переваливающая через него свои калийные удобрения. «Белорусские грузы создают порядка 40 процентов деятельности всего Клайпедского порта, присутствие белорусского капитала в порту очень значимо», — говорит Арвидас Вайткус.
Но вот кто поможет латвийским и эстонским портам, если не они сами себе?
«Нам нужно сотрудничать с Россией. Нам нужно быть открытыми для российских инвестиций в порты. Чтобы эти владельцы грузов, неважно российские это предприниматели или белорусские, инвестировали бы в наши порты и создали бы свои терминалы. И тогда они не допустят, чтобы эти терминалы простаивали бы пустыми», — сказал в интервью газете «Dienas bizness» бывший министр сообщения Латвии Анрийс Матисс.
«Стоит изучить опыт Финляндии. Отношения с Россией — это вопрос не только политической риторики, это вопрос экономической выгоды. Важны тарифы, условия в портах, конкретные условия в законодательстве, в банковской сфере», — рассуждает бывший министр. «Посмотрите на Финляндию! Экономическое сотрудничество с Россией превосходное. Риторика намного более приземленная, и экономическое сотрудничество происходит. Нам никоим образом не надо, чтобы государства потеряли свои ценности и свою политическую позицию. Но нам надо думать о вопросах, которые взаимовыгодны», — предлагает Матисс.
Прислушаются ли к его словам власти Латвии? Он ведь всего лишь «бывший».
К Лембергсу не прислушались ни разу, хотя он был одним из самых успешных бизнесменов страны.
Что еще должны себе «отморозить» представители местной элиты, чтобы к ним, наконец, пришло политическое отрезвление?
Сергей Орлов