ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Деградация инфраструктуры Украины - истинная причина ее ухода с Азовского моря

Деградация инфраструктуры Украины - истинная причина ее ухода с Азовского моря


10-07-2018, 13:57. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Деградация инфраструктуры Украины - истинная причина ее ухода с Азовского моря

Украина уходит из Азовского моря. Об этом сегодня уже открыто говорят украинские чиновники и эксперты. И киевские власти винят во всем Россию, которая не только ограничила предельные размеры проходящих Керченским проливом судов, но и начала чинить украинскому трафику массу других неудобств. Но все это говорится только для населения, чтобы снять с себя ответственность. Настоящие причины ухода Украины с Азова намного глубже и Россия тут совсем ни причем. Просто киевский режим решил воспользоваться удобным моментом, чтобы обвинить в своей очередной «зраде» своего северного соседа.

Кто виноват

Давайте по порядку. Первой и главной проблемой украинского трафика на Азовском море назван якобы Крымский мост. Действительно в связи с его строительством Россия ввела ограничения на проход судов вод его основной аркой. Сегодня в акваторию Азова допускаются суда длиной не более 160 м. и высотой не выше 33 м.

Казалось бы, вот оно удушение. Но не спешим с выводами. Громадные корабли в Азов и так не заходят и не потому, что мост мешает. Дело в том, что в Азовском море у Украины осталось всего два морских порта. И если в Бердянский порт большие суда не заходили никогда, то в Мариупольский порт они не заходят по другой причине. Местный порт из-за заиливания 7 ноября 2017 года ввел ограничения по осадке заходящих судов. Вместо проектных 9,75 м теперь в порт могут входить суда с осадкой не выше 7,5 м. И это сразу делает ограничения Крымским мостом для Украины бессмысленными. И Путин тут ни при чем.

Второй причиной, якобы ограничивающей украинское судоходство в Азовском море названы проверки и соответственно задержки всех судов, проходящих через пролив. Но винить тут надо не Москву, а опять самих себя. Ведь это именно Киев начал морскую азовскую войну захватом крымского судна «Норд» и именно его «патриоты» (в том числе и чиновники) заявляли о возможных украинских диверсиях против моста с использованием проходящих под ним торговых судов. И у меня к ним всем, которые заламывают сегодня руки по поводу «вероломства Москвы» вопрос, а на какую реакцию России вы при этом рассчитывали?

Итак, мы выяснили, что Россия никоим образом не виновна в том, что Киев «уходит» из Азовского моря. Наоборот, он сам делает все, чтобы побыстрее «убить» свои порты. А обвинения Москвы нужны только для прикрытия процесса и перекладывания вины с больной головы на здоровую. А мы попытаемся выяснить, а каковы истинные причины такого решения Киева.

Железнодорожный тупик

В 2014 году предприятия Мариуполя попали в очень непростую ситуацию. Дело в том, что их производственные цепочки были выстроены таким образом, что подвоз сырья (кокс, руда и т.д.) осуществлялся по железной дороге, а порт в основном использовался для вывоза готовой продукции металлургических предприятий города.

А между тем, основная железнодорожная магистраль через Донецк была перерезана созданной на его территории Донецкой народной республикой и порт «повис» на одноколейном перегоне «Камыш-Заря-Волноваха».

Пропускная способность этого участка была крайне низка и не могла удовлетворять потребности в грузоперевозках. Для стабильной работы металлургических предприятий города требовалось обеспечить проход минимум 25 пар грузовых составов в сутки. А между тем, «Укрзализныця» могла обеспечить в 2015-16 годах проход в среднем 12-17 пар составов. Чтобы не останавливать заводы холдинг Ахметова организовал в этот период подвоз сырья через море. При помощи каботажной линии Бердянск-Мариуполь. Это удорожало производство, но другого выхода тогда не было.

Понимая, что конфликт на Донбассе затягивается и проблему обеспечения грузоперевозок надо как-то решать Киев попытался в начале 2017 года провести первую очередь модернизации злосчастного перегона. Согласно проекта пропускная способность участка должна была возрасти до 29 пар составов, из которых минимум 24 должны были составлять грузовые эшелоны. Но статистика осени 2017 года показала, что среднемесячный максимум прохождения составил не более 21 грузового состава.

Причем, после очередной модернизации участка уже в 2018 году его пропускная способность должна была вырасти до 30 пар грузовых поездов в сутки. Но пока ничего на перегоне не изменилось.

Кому интересно, здесь приведена ежедневная статистика участка.

Более того, ситуация усугубляется тем, что в связи с износом тепловозов, количество вагонов в каждом составе сократилась вместо проектных 55 единиц до 29. И далее, она будет только ухудшаться.

И на этом фоне уже совсем иначе выглядят бодрые заявления руководства «Укрзализныци», что через три года удастся увеличить пропускную способность участка до 50 составов в каждую сторону. Скорее всего не удастся. А если даже их число достигнет 30 единиц, то на фоне деградации железнодорожного хозяйства Украины это не сможет обеспечить Мариуполь необходимым объемом перевозок (особенно с учетом постоянной ротации военных и других потребностей города).

В общем, «картина маслом». Но есть в этой истории и еще один неприятный для Киева момент.

Замкнутый круг.

Чтобы удвоить пропускную способность железных дорог в сторону Мариуполя нужно проложить вторую колею между станциями Камыш-Заря-Волноваха на всем участке. Но это сразу создаст проблемы для Бердянска, железнодорожная инфраструктура которого плотно завязана на станцию Пологи, находящуюся на той же ветке, только немного раньше. То есть в теории можно добавить эшелоны в сторону Мариуполя, но только за счет уменьшения их в сторону Бердянска. А чтобы сразу решить все эти проблемы, нужно гораздо более масштабная модернизация путей во всей Запорожской области. А это уже совершенно другие затраты. И к тому же нужны десятки новых локомотивов, которые будут таскать эти составы. А на все это тоже нужны деньги, которых, как мы знаем, нет.

И как мы понимаем тут придется выбирать. Либо везти в Мариуполь руду и кокс, либо … зерно на экспорт. В 2016 году было принято решение строить в порту два новых зерновых терминала. Но теперь все это выглядит очень смешно. Терминалы построить можно, только как обеспечить их наполняемость? По моему это просто невозможно.

И стоит ли теперь удивляться тому, что перевалка грузов Мариупольского порта постоянно снижается? В 2017 года его оборот упал на 14,3%, а за первые пять месяцев 2018 года еще на более чем 10%. Ситуация в Бердянске на фоне некоторого увеличения количества эшелонов в сторону Мариуполя и вовсе катастрофическая. Грузооборот порта в 2017 году упал на 36%, а за первые пять месяцев текущего года еще на 7%.

В общем, да Украина уходит из акватории Азовского моря. Только вот виновный указан неверно.

И именно на этом фоне Киев официально начал информационную «азовскую» кампанию против Москвы. А может все еще проще? Может «с верху» Киев просто получил приказ продолжать уничтожать экономику Донбасса и режим Порошенко просто взял под козырек?

Юрий Подоляка, специально для "Антифашист"


Вернуться назад