Уже несколько месяцев звучат заявления о том, что перенасыщения рынка удалось избежать благодаря договорённости об ограничении добычи между ОПЕК и не входящими в ОПЕК странами, а идея о «глобальном синхронном восстановлении» поддерживает спрос – цены на нефть оказались на высочайшем за четыре года уровне (на это повлияла премия за геополитические риски, и сегодня это сильнее отражается на стоимости нефти Brent, а не WTI)
Как бы то ни было, в последние две недели рекордные показатели упали (а Трамп пожаловался на высокую стоимость нефти).
Некоторые беспокоятся, что увеличение цены на нефть на 50 процентов и параллельное повышение стоимости бензина приведёт к спаду спроса. Однако Wall Street Journal сообщает, что инвесторы не учитывают замедление роста спроса в Китае, который в прошлом году стал крупнейшим в мире импортёром нефти.
Потребление бензина в Китае всё ещё остаётся на хорошем уровне. Рост спроса пришёл в норму и составил 9 процентов в апреле – это в два раза больше, чем мартовский показатель. Бензиновая жажда в апреле выгодно смотрелась на фоне крайне низкого спроса в прошлом году, а также благодаря прекращению действия мер, принятых правительством Китая для снижения уровня загрязнения воздуха в зимний период. Всё это оживило китайскую промышленность весной.
К сожалению, в целом положение промышленного и транспортного сектора, на которые приходится около 70 процентов спроса на нефть в Китае, остаётся шатким.
Рост в сфере грузоперевозок и производства электроэнергии в третьем квартале 2017 года достиг пика, за исключением января и февраля – это связано с празднованием Нового года по лунному календарю.
Рост объёма грузоперевозок едва достигает половины уровня середины 2017 года, который составлял 11-12 процентов.
Эти цифры будут уменьшаться из-за ослабления мировой торговли, которое частично связано со спадом в Европе.
В этих обстоятельствах спрос на бензин в Китае вряд ли продержится на уровне в 10 процентов во второй половине 2018 года.
Более того, Wall Street Journal отмечает, что ситуацию осложняет ослабление юаня, в результате которого китайским импортёрам нефть обходится дороже.
Только за последние три месяца стоимость нефти Brent в юанях поднялась на 20 процентов. Но цены на дизельное топливо повысились лишь на 12 процентов.
Если установленные государством цены в Китае в ближайшие недели не будут повышены, китайские нефтепереработчики могут уменьшить закупку нефти.
Издание Wall Street Journal замечает, что рост поставок нефти (без Венесуэлы и Ирана) ведёт к образованию пузыря. Если спрос на нефть в Китае упадёт, то это грозит колебаниями стоимости нефти и акций во второй половине 2018 года.