По многочисленным просьбам трудящихся рассказываю о подключении мелкого (малого и микро) бизнеса к онлайн-кассам. На этот раз делаю статью вместе со знаменитой Робокассой, платформой приёма платежей для предпринимателей. Вопросы задавайте в комментариях: представитель «Робокассы» пообещал, что будет на них отвечать.
Для тех, кто всё пропустил: наша Налоговая крепко ухватила бизнес за уши и постепенно вытаскивает его из тени на яркий солнечный свет. Так как одной из главных чёрных дыр экономики являются наличные деньги, налоговая решила с максимально возможным тщанием отслеживать именно розничные продажи. Уже почти 2 года кассы по всей стране принудительно подключаются к интернету, чтобы данные о продажах практически в режиме реального времени стекались на сервера ФНС:
https://fritzmorgen.livejourna...
Вот тут можно узнать подробнее, кому нужна онлайн-касса, а кому ещё не нужна. Если вкратце, уже очень скоро она будет нужна почти всем, за исключением торговцев арбузами вразвал, а также носящих чай проводников и тому подобных мелких лотошников счастливчиков:
http://www.pd-news.ru/news/201...
Сильнее всего нервничают представители микробизнеса, торгующие через интернет каким-нибудь вязаными шапочками или, допустим, онлайн-курсами. Они уже предвкушают, как им придётся установить себе кассовый аппарат за несколько десятков тысяч рублей, ежегодно отдавать под 10 тысяч рублей за соединение с Налоговой и плату за обслуживание у ОФД, операторов фискальных данных. На последней статье расходов, конечно, можно сэкономить, воспользовавшись «бесплатным» ОФД, однако такая экономия иногда выливается в совсем уж неприятные проблемы.
Так, например, некоторые ОФД торгуют данными клиентов под видом статистики. Это может стать отличным рычагом для рейдерства — имея подробную информацию по всем продажам небольшой фирмы, относительно несложно задушить её, открыв по соседству аналогичный магазин или кафе, но с временно сниженными ценами:
https://fritzmorgen.livejourna...
Вариант «работать по-чёрному» я бы не стал рассматривать в принципе: и развитие технологий, и рост навыков Налоговой ведёт нас по дороге, по которой прошли уже многие страны Запада — прятаться от налогов с каждым годом становится всё опаснее и всё дороже. Так как с микробизнеса государство собирает довольно скромные суммы, экономического смысла работать вчёрную, на мой взгляд, уже нет — экономия больше не окупает риска.
Из этого следует нехитрый вывод: представителям микробизнеса разумно будет или привести свой бизнес к легальной работе в новых условиях самостоятельно, или сделать это через агента.
Давайте рассмотрим плюсы и минусы каждого варианта.
Вариант 1. Самостоятельно
Плюс — полный личный контроль за происходящим.
Минус — суматоха с открытием нового счета. Банки, как правило, открывают эквайринг с онлайн-фискализацией только тем, у кого есть уже расчётный счёт. Следовательно, вам понадобится дополнительный счёт. На его открытие потребуется время: лично съездить в банк, пройти проверку службы безопасности. Также за дополнительный счёт с вас будут снимать ежемесячную комиссию, при этом вам сильно повезёт, если банк не навесит на вас дополнительных платных сервисов типа смс-информирования.
Минус — нужно будет оформлять все документы для Налоговой. Делать всё лично с непривычки будет долго и тяжело, нанимать бухгалтера — лишние хлопоты плюс оплата труда бухгалтера.
Минус — покупка кассового аппарата и оплата всех сопутствующих расходов. Стоимость я уже называл выше, по умолчанию стоит рассчитывать на несколько десятков тысяч рублей в первый год (из которых, впрочем, можно будет вычесть некоторую сумму), дальше дешевле.
Вариант 2. При помощи платёжных агрегаторов/агентов
Платёжный агрегатор берёт на себя все вопросы с получением денег от клиента и с отправкой отчёта о получении этих денег в Налоговую. Можно уклониться от почётной обязанности поставить кассовый аппарат у себя в дома или в офисе, пустив вместо этого платежи через агрегатора.
Минус: работа с Налоговой не напрямую, а через посредника, который теоретически может закрыться или разориться в самый ответственный момент.
Конечно, агрегатору придётся платить комиссию: как и в случае с банком, с каждого платежа. Отличие между банком и агрегатором состоит в том, что у агрегатора (в упомянутом решении «Робочеки» от «Робокассы») услуга онлайн-кассы включена в стандартный тариф. За одну и ту же цену у агрегатора можно получить как собственно обслуживание платежей, так и обслуживание платежей в комплекте с онлайн-кассой от агрегатора. Это больше, чем то, что может предложить банк.
Плюс: скорость и простота. У больших агрегаторов работает принцип «одного окна», подключиться к ним можно очень быстро — за 2-3 дня у Яндекс.Кассы или даже за один день у «Робокассы»:
http://robokassa.ru/
Некоторые агрегаторы при этом также помогают клиентам оформить ИП и настроить его бухгалтерское сопровождение. Конкретно «Робокасса» работает с банком «Точка», который специализируется на работе с предпринимателями. В этом банке можно заказать расчет налогов и сдачу отчётности для своего ИП за 3 500 рублей в год, что дешевле сдельной платы наемному бухгалтеру.
Плюс: цена. На объёмах микробизнеса работать через агрегатор обычно оказывается дешевле.
Плюс: возможность принимать платежи от клиентов кучей разных способов. Яндекс.Касса на своём сайте заявляет 20 способов оплаты, «Робокасса» — целых 26 способов: начиная от традиционных банковских карт и заканчивая всякой экзотикой типа редких интернет-кошельков или терминалов моментальной оплаты. Этот плюс лично я считаю основным, так как у значительной части покупающих через интернет клиентов терпение отсутствует начисто. Или предприниматель предлагает клиенту максимально удобный ему, клиенту, способ оплаты (через «Киви-кошелёк» или, допустим, через оператора сотовой связи), или клиент легко может передумать делать покупку.
Плюс: для любого начинающего бизнесмена, который еще не открыл ИП и хочет понять, а пойдет ли его дело вообще — у «Робокассы» есть специальный сервис, «Робомаркет». Это площадка для продажи всякой всячины через интернет, которая помогает «присмотреться». С неё стоит начинать новичку:
https://robo.market/shopregist...
Когда дело пойдет, можно регистрировать юрлицо (партнеры «Робокассы», как обычно, к вашим услугам), и продолжать продавать в своем магазине на Робомаркете:
https://www.robokassa.ru/ru/Ro...
Можно даже выбрать имя домена типа «vashmagazin.robo.market».
Как видите, при умеренных оборотах явно выгоднее работать с агрегатором, при серьёзных оборотах выбор уже не так очевиден. Теперь пара слов не обо всех агрегаторах вместе, а конкретно о «Робокассе».
1. «Робокасса» интегрирована в 48 самых популярных движков сайтов, её можно подключить к большей части современных сайтов в пару кликов, через установку соответствующего плагина. Именно из-за простоты установки Робокассу рекомендует большинство сисадминов. Впрочем, самостоятельно тоже легко осилить подключение.
2. «Робокасса» работает сразу через три расчётных банка. Это важно, так как у трёх банков сразу проблемы возникнут навряд ли, а один банк легко может приостановить платежи по самым разным причинам, начиная от банального технического сбоя.
3. У «Робокассы» по мере увеличения оборота комиссия снижается с 3,9% до 2,3%. В целом по рынку комиссия агрегаторов колеблется в пределах от 2% до 7%.
Справедливости ради: все агрегаторы стараются быть гибкими в комиссии. Как правило, у всех ставка комиссии уменьшается с ростом оборота бизнеса. Однако здесь важно, какова комиссия «на входе», и как быстро (на каких цифрах оборота) её можно снизить. Для сравнения, у RBK Money — 3,9%, у Яндекс.Кассы — 3,5%, у Next Pay — от 3% плюс еще дополнительная комиссия с плательщика (за одну сделку — двойная комиссия).
4. «Робокасса» предлагает сразу несколько законных «кассовых» решений. Есть своя кассовая техника — пожалуйста, подключайся и работай. Но, когда речь идет о микробизнесах, типа торговли вязаными шапочками через паблик Вконтакте, то, как правило, о кассовом аппарате (или ККТ, как это точно называется по закону) речи не идет. Микробизнесам интересны «фермы онлайн-касс» и «аренда касс», которые помогут экономить на оборудовании и работать в легальном поле:
http://www.forbes.ru/tehnologi...
У «Робокассы», например, есть «Робочеки». Там все покупки совершаются в полном соответствии с требованиями 54-ФЗ — только через онлайн-кассу сервиса «Робокасса». От микробизнеса не требуется установка своей кассы — нужно только заключить договор и потратить немного времени, настроив передачу в «Робокассу» данных о заказах покупательской корзины. После этого можно работать, не беспокоясь об исполнении 54-ФЗ.
Ещё один вариант — арендовать кассу её у партнера «Робокассы» и по совместительству крупнейшего в России производителя ККТ компании АТОЛ.
Подведу итог
Уже к 01 июля торгующим через интернет гражданам необходимо официально перевести свою торговлю к соответствующему закону виду. Сделать это можно или самостоятельно, или через агрегаторов. Оба варианта вполне рабочие, при этом даже у самых начинающих бизнесменов, желающих продать, допустим, с пяток самодельных деревянных огурцов, чтобы протестировать спрос на них на «Робомаркете», есть сейчас способы оформить всё быстро и без головной боли.
Если же у вас магазин, лавка прикольных футболок с принтами или автомойка, которые показывают приличные обороты, но свободные средства от которых вы вкладываете в развитие, из-за чего на ККТ денег не хватает... стоит искать варианты аренды кассы — и, какого бы агрегатора вы не рассматривали, уточняйте условия, по которым производитель касс сдаст вам ККТ в аренду.
Как вариант, можно решиться на «Робочеки» от «Робокассы». Выбирайте мудро.