Все ожидали, что апрель будет «интересным» месяцем для иностранных инвесторов и бизнеса в России. Предполагалось, что именно в апреле возникнет ясность в отношении изменений в составе кабинета, которые произойдут после инаугурации президента 7 мая, а также в отношении политических перемен, которые станут главными приоритетами следующего правительства. Было также много сигналов от министра финансов США о том, что в апреле должен вступить в силу очередной пакет санкций, главным образом, чтобы удовлетворить требования Конгресса. В конце концов, апрель «не оправдал надежд» и оказался вполне обычным, но зато создал еще более интересный и даже в какой-то мере опасный фон для мая.
Американские санкции, о которых было объявлено 6 апреля, являются решающим фактором, с сточки зрения риска, как фактического так и воспринимаемого, для иностранных инвесторов и компаний, работающих в России или с Россией. Министерство финансов США значительно усилило параметры риска, направив удар против олигархов и их бизнес-структур, хотя ранее предполагалось, что расширение санкций будет ограничено политическими целями, и они будут направлены на отдельных лиц, близких к президенту России, и на кремлевскую элиту.
Тот факт, что Министерство финансов США ошиблось относительно последствий внесения в список корпорации «Русал» для мировых рынков металлов, и теперь ищет пути к отступлению, не отменяет справедливости мнения, что любые будущие санкции , хотя и с меньшей вероятностью, могут нанести удар по олигархам и компаниям, имеющим значимое присутствие в важнейших отраслях мировой экономики. Например, компании нефтегазового сектора или другие крупные металлургические компании вряд ли окажутся в санкционном «Списке лиц особых категорий и запрещённых лиц» (SDN List).
Можно потратить много дней на попытки выяснить, кто по сценарию будет следующим и почему, но уже сегодня можно с уверенностью говорить о двух главных тенденциях. Во-первых, американский Конгресс не намерен ослаблять давления на исполнительную власть, с тем, чтобы усиливать санкции против российских структур при любой возможности или поводе. Во-вторых, восприятие риска, связанного с инвестициями в Россию или бизнесом в этой стране, которое заметно снизилось с конца 2016 года, снова возросло, и будет оставаться на этом уровне в течение некоторого времени. Это приведет к тому, что новое правительство России будет ограничено в своих возможностях, а экономическая активность в целом будет сталкиваться с ограничениями, по крайней мере, в нынешнем и следующем году.
Преимущество России заключается в том, что она находится в прочном финансовом положении, особенно учитывая тот факт, что цена на нефть марки Brent превышает 74 доллара за баррель. Если эта цена сохранится до конца года, федеральный бюджет России сможет генерировать профицит в размере 25 миллиардов долларов или почти 2 процента ВВП. Из-за так называемого бюджетного правила и жесткой финансовой дисциплины, к которой годы санкций приучили правительство России, бюджет будет сбалансирован в нынешнем году даже при средней цене нефти на уровне 54 доллара за баррель. Это значительное улучшение по сравнению с 2013 годом, когда Минфину требовалась цена 115 долларов за баррель. Такая бюджетная политика ставит Москву в гораздо более выгодное положение, чем, например, Саудовская Аравия и большинство других стран ОПЕК. Кроме того, это означает, что у министра энергетики Александра Новака будет сильная позиция в переговорах о новой сделке с ОПЕК, которая должна заменить существующее соглашение о сокращении добычи нефти, заключенное на срок до конца нынешнего года.
Москва может оказать финансовую поддержку компаниям, пострадавшим от санкций и снова предоставить доступ к финансовым резервам Центрального банка для тех компаний, которые сталкиваются с нежеланием иностранных банков рефинансировать их задолженность. Финансового кризиса из-за эскалации санкций в этом году не будет, даже в случае их дальнейшего усиления. Президент Владимир Путин последовательно придерживался своей позиции, согласно которой ни одна крупная российская компания не должна ни при каких обстоятельствах оказаться вынуждена объявить о дефолте по внешней задолженности.
Реальная проблема состоит в том, какие факторы будут влиять на экономический рост на протяжении очередного президентского срока Путина, и сумеет ли он найти источники финансирования обещаний, данных российским избирателям, сохранив при этом общую консервативную фискальную и долговую политику под влиянием экономических санкций.
Существует достаточный начальный импульс и внутренние ресурсы экономики для того, чтобы сохранить темп роста примерно на уровне 1,5 процента в течение ближайших нескольких лет. Однако, экономика нуждается в ежегодном росте на уровне 3,5-4,0 процентов, и единственный способ добиться этого – резкое наращивание инвестиционных расходов. Именно этим объясняется нежелание Кремля поддерживать какие-либо контр-санкции, предложенные Думой, которые могли бы еще больше затруднить работу иностранных компаний и инвесторов в России.
Как бы то ни было, сегодня можно с уверенностью сказать, что недавняя эскалация санкций приведет к тому, что многим российским компаниям станет еще сложнее привлекать деньги на международных рынках. В то же время, многие иностранные компании будут дальновидно откладывать планы расширения, чтобы подождать и посмотреть, что будет дальше, с целью не допустить чрезмерного риска для бизнеса.
Одним из позитивных факторов, связанных с нынешними событиями, по крайней мере, с точки зрения российского правительства – это слабый рубль. До 2015 года российский рубль по праву считался нефте-валютой. Обменный курс рубля к доллару в точности повторял все изгибы кривой цены на нефть. На самом деле ситуация стала меняться уже с начала 2015 года, когда Центральный банк отказался от поддержки рубля, однако, доказательства преимуществ слабого рубля стали хорошо заметны начиная с осени того же года. Президента, который ранее был сторонником сильной валюты, наконец, прозрел и с тех пор является решительным сторонником политики слабого рубля. Рост производства сельскохозяйственной продукции, растущий спрос на отечественные товары на фоне более дорогого импорта, повышение конкурентоспособности российского экспорта в целом, а также более управляемый дефицит бюджета с 2015 года, — все это стало возможным, благодаря, прежде всего, слабому рублю.
Чтобы найти убедительные доказательства того, что рубль прекращает быть нефтяной валютой, достаточно обратить внимание, что хотя нефть выросла на 41 процент начиная с 1 июля прошлого года, курс рубля вырос за тот же период всего на 2,4 процента по отношению к доллару, и снизился на 4,9 процента по отношению к евро.
Кроме того, Центральный банк не предпринимал никаких усилий, чтобы остановить резкое падение рубля в ответ на последние новости о санкциях. Дело в том, что правительство не только не выражало недовольства в связи с этой тенденцией, но, напротив, было, вероятно, счастливо видеть, что курс рубля возвращается в диапазон 60-64 рубля за доллар США. Именно такой диапазон обменного курса ранее был объявлен официальными представителями администрации Путина в качестве оптимального на последующие один-три года.
Впрочем, это вовсе не означает, что правительство выступает за еще более слабый рубль. Судя по всему, правительству прекрасно известно, что чрезмерно слабый рубль, например, в диапазоне 66-70 рублей за доллар, нанесет ущерб некоторым важным секторам экономики. Так, например, в случае с фармацевтическими препаратами, которые Россия вынуждена импортировать в виде конечного продукта или ингредиентов, снижение курса рубля привело бы к росту цен и повышению инфляции. Слишком слабый рубль также затрудняет модернизацию промышленности из-за более высокой стоимости импортного оборудования.
В настоящее время более важным приоритетом является продолжение восстановления роста в экспортных секторах и поддержание конкурентоспособности отечественной промышленности. Скорее всего, в течение 24-36 месяцев эта политика должна будет принести свои плоды и можно будет позволить рублю вырасти, разумеется, при условии, что цена на нефть останется на нынешнем высоком уровне.
Первые две неделя мая в России традиционно бывают спокойными из-за праздничного периода. Однако, ситуация начнет очень быстро меняться сразу после военного парада на Красной Площади в Москве в честь Дня Победы 9 Мая. Изменения в правительстве последуют столь же быстро, как и политические заявления. На этом фоне депутаты Думы уже с 15 мая начнут обсуждать предполагаемые меры по противодействию санкциям, и это вызовет большой политический и националистический шум. Остается надеяться, что к моменту начала Санкт-Петербургского международного экономического форума 24 июня уровень шума снизится и снова восторжествует прагматизм.