Объём транзита нефтепродуктов через территорию Украины в первом квартале 2018 г. снизился в 9 раз и составил 17,5 тыс. т. В первом квартале прошлого года этот показатель равнялся 140 тыс. т.
На 15% сократился транзит сжиженного природного газа (СПГ), снизившись до 347 тыс.т. Загрузка транзитных украинских портов упала на 38%. Железнодорожный транзит тоже показал отрицательную динамику. За отчетный период 2017 г. он составил 112 тыс. т., в текущем 201 году – 74,5 тыс. т., что на 33% меньше.
Лидером по транзиту газа через Украину по-прежнему остаётся Россия. В январе 2018 г. таковым стал Казахстан, но в марте 2018 г. российский транзит вновь вышел на первое место.
Европе придётся принять во внимание, что Украину может ожидать ещё большее сокращение транзита. Ведущий казахстанский экспортёр СПГ «Тенгизшевройл» планирует перевести часть транзита в грузинский порт Батуми и в российскую Тамань, что обернётся убытками для Одесского порта, через который сейчас «Тенгизшевройл» поставляет на европейские рынки основную часть экспорта.
Зампредседателя Еврокомиссии по энергетическому сотрудничеству Марош Шефчович заявил, что Брюссель намерен добиваться от Газпрома сохранения за Украиной статуса страны-транзитёра. Намерение Брюсселя очень понятно, и принципиальных возражений против этого намерения нет. Непонятно лишь, как господин Шевкович и его коллеги-еврокомиссары из Брюсселя предполагают сочетать расширение недружественных акций Европы по отношению к России (выдворение российских дипломатов, торможение проекта «Северный поток-2», присоединение Франции к американскому ракетному удару по Сирии) и «ноль проблем» с украинским транзитом российского газа в страны ЕС. А о финансово-экономических потерях Украины из-за антироссийской политики нынешнего киевского режима и говорить нечего.
Соб. корр. ФСК