Именно на торговых путях в удобных бухтах, волоках, эстуариях рек возникают цивилизации
Море не разъединяет, а соединяет. Если бы на земле был один материк, мы до сих пор бы не добрались до его центра. Который, в лучшем случае представлял бы Афганистан в середине 19 века. Примеры Центрально-африканской республики, Чада и Афганистана, беднейших стран мира перед глазами. У стран не имеющих выхода к морю, нет шансов стать ведущей мировой державой. Ведь море это доступ к торговым маршрутам, ведь самый дешевый в мире транспорт морской.
Богатство многих городов основано на контроле проливов. и ближайшего к проливу эстуария реки или бухты. К примеру Сингапур контролирует самый большой торговый путь в мире Малаккский пролив. 25% мирового торгового трафика. Панама-Сити растет бешеными темпами, имея контроль над десятой частью мировой торговли. Всем известен Константинополь на протяжении тысячи лет бывший столицей мира (контроль над черноморскими проливами и пути из Европу в Азию) . Пару сотен лет билась Англия с Голландией за титул главной мировой державы, за контроль Ла-Манша. Гигантские эстуарии Антверпена с Роттердамом , позволяли крошечной Голландии править миром. Громадный эстуарий Темзы позволил отобрать у Голландии титул владычицы морей и стать вместо Англии Великобританией. Да что уж там, Нью-Йорк стал торговой столицей мира опять на контроле торговли с США и мира. Канал Эри был построен в 1817 -1825 годах от Нью-Йорка до Великих Озер, а значит и к необъятному Среднему Западу. США отобрали контроль над миром у Великобритании
Сейчас Нью-Йорк столица мира
Треть американского экспорта и две-трети импорта шло через нью-йоркский порт.
Русь делала пару попыток занять какое-нибудь устье реки. Первая попытка была у Святослава сделать Переяславец столицей Руси в устье Дуная в 10 веке. Не было выхода у Петра, где делать новую столицу. Бухт и эстуариев в России тогда не было, кроме эстуария Северной Двины, работающего всего несколько месяцев в году. У исторической России есть только отрезок Невы 30 км длинной и то с порогами посередине. Причем город там начали ставить, когда эстуарий, находился еще в шведском владении. Но других не было. Это был последний шанс. Позже появились эстуарии Нижнего буга, и Днепра, перекрытые турками. Есть еще мелководный эстуарий Дона. Но все это не то, И хоть самый удобный эстуарий Невский, это слабое подобие сотнекилометрового эстуария Темзы. Сотни километров для строительства ангаров, складов, верфей. Я уж молчу про тупик Финского залива. Именно поэтому всегда при всех царях Русь жила мечтой о завоевании Констатинополя.
СССР предал эту мечту, большевики отдали проливы туркам Что и обусловило тупик советской цивилизации.
Развитие цивилизации требует высокого уровня монетизации, без денег как товара максимальной ликвидности не обойтись. Добыча драгоценных металлов, из которого чаще всего делали деньги, не пропорциональна потребностям экономики. А у многих цивилизаций нет даже этой добычи. А значит нужен другой источник денег, и этим источником являются торговые маршруты. А дальше рост числа товаров для обмена вызывает рост вариантов обмена, на этом растут налоги и пошлины. Экономика может черпать деньги из проходящего мимо денежного потока, и туда же отправлять избытки. Цивилизации которые не контролируют торговые маршруты, и не имеющие добычи драгоценных металлов вырождаются, а чаще поглощаются соседями которые эти маршруты контролируют. Кончились торговые маршруты "из варягов в греки", кончилась и Киевская Русь. Кончился торговый маршрут "из варяг в булгары", кончилась и Ростово-суздальская Русь.
Контроль цивилизации над территориями определяется контролем денежных потоков. Когда денежный поток исчезает, исчезает и контроль а часто и цивилизация . Это правило справедливо и для Киевской Руси и для СССР
СССР не развивал торговлю с миром и это было тупиком развития и вырождением. Отсутствие торговли и объясняло то, что порты в СССР не развивались. Естественно, что первым признаком краха СССР стало падение морской торговли. Исчезают торговые маршруты, исчезает цивилизация. СССР не стал исключением.
На пике развития, грузооборот морских портов СССР в 1984 году составил 456,0 млн.тонн, скатившись до 403,4 млн. тонн в 1990 году, примерно столько же было в 1980 году (392,6 млн.тонн). После того как коммунисты развалили Россию, портов ей практически не оставили. Весь грузооборот портов 1992 года составил примерно 110 млн.тонн.
Что было меньше, чем в 1913 году. Новой России пришлось становится торговой морской державой заново. Все было разграблено коммунистами. Весь внешнеторговый морской торговый оборот советской России был равен 2 румыским Костанцам.
С приходом Путина в августе 1999 года, порты России стали бурно развиваться, увеличившись в 6 раз. Теперь за 2 года их грузоооборот прирастает, на весь грузооборот советской России.
Санкции, развал России - это не про нас пока растет морская торговля с миром.
С расширением российских портов исчезает морская торговля на Украине и в Прибалтике, исчезает и их цивилизация.
В развитие морских портов при Путине вкладывалось много средств. Трудно сказать во сколько выросло это число, поскольку на ноль делить нельзя.
Мало того, что при Советской России было от силы несколько крупных портов, доставшихся от царской России: СПБ, Мурманск, Новороссийск, Владивосток. Так и эти порты были абсолютно необорудованными. Такой впечатление, что за 73 года советской власти, коммунисты в них не вложили ни копейки, развивать русские регионы им не хотелось, пусть спиваются. Грузооборот царской России в 1913 был таким же, как в России 1992 года.
На основе регулярных январских сообщений http://portnews.ru/news/
И уже заброшенной базы http://russianports.ru 2003-2012 год я попытался составить таблицу грузооборота крупнейших российских портов.
К сожалению, деление по бассейнам до 2009 года примерное. Ранее было другое деление на Северные, Южные и тихоокеанские порты+раскладка давалась не портам, а по хозяйствующим субъектам в портах
Все показатели, практически всех портов, выглядят чудесно, кроме трех исключений.
1. Падает каспийский бассейн. Баку забрал у Махачкалы и Астрахани все нефтеналивные грузы. + открытие железной дороги Астара — Решт — Казвин, соединит действующие железные дороги России, Азербайджана и Ирана и наверно окончательно убьет русские морские порты на Каспии. Делать 2 грузовые перевалки, на этом в сущности озере, будет не нужно. Проще поездом. По коридору "Север-Юг" планируется транспортировать шесть миллионов тонн грузов в год, а в дальнейшем - 15-20 миллионов тонн грузов.
Транспортный коридор "Север-Юг" призван соединить Северную Европу с Индией и Юго-Восточной Азией.
2. Падают показатели северных портов Витино и Архангельска. В Архангельске меняется руководство и ожидают еще больший спад в этом году. Витино вообще уже не публикует отчетов о своей работе. Впрочем новый порт Сабетта, легко восполнил потери грузооборота, а ведь уже строится АрктикСПГ. Да и по мере развития СМП, множество мелких портов получат развитие инфраструктуры и мощностей.
3. Грузооборот портов Крыма временно прекратил падение, дальше падать некуда.
Присоединенные крымские порты, находятся очень далеко до украинских показателей 2012 года. За всех отдувается Керчь, как связь с большой землей. Все остальные страдают от санкций. После пуска Крымского моста накроется и Керчь, зато наверно начнит расти Феодосия , Евпатория и Севастополь. Так что все надо замораживать до лучших времен. Строить суда и развивать туризм. Впрочем прекрасно видно, что при украинской власти падение грузооборота было бы точно таким же, если не большим. Сейчас хоть Керчь вытягивает.
Также еще источник Основные тренды развития морских портов России.