ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Российская карта МИР: в чём плюсы и минусы?

Российская карта МИР: в чём плюсы и минусы?


6-02-2018, 12:06. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Уже многим бюджетникам и пенсионерам раздали новые карты российской платежной системы. В чём плюсы и минусы карты МИР, о которых стоит знать каждому? Карты национальной платежной системы “МИР” стали выпускаться банками с 2015 года после того, как в отношении России были введены санкции. Ряд российских банков, в том числе Генбанк, Крайинвестбанк, банк «Верхневолжский» и Севастопольский морской банк (СМБ), а также Инресбанк и Мособлбанк отключили от международных систем Visa и MasterCard. Риск дальнейшего расширения санкций и на остальные банки стал одним из главных поводов создания собственной платежной системы. Ведь в случае отключения, банковская карта превратится в обычный кусок пластика.

 

Впрочем, создавать свою систему хотели ещё с 90-х годов, просто это решение всё время откладывалось в долгий ящик. Собственные платежные системы есть во многих странах, и работают они весьма эффективно. Например, в Китае есть China UnionPay, которая даже смогла выйти на международный рынок, а в Беларуси была создана система «Белкарт». На данный момент в России выпущено карт “МИР”, половину которых получили бюджетники. Три четверти из них можно использовать для бесконтактной оплаты 31 миллион карт Вокруг новых карт ходит немало противоречивых слухов. Есть как ярые сторонники, так и противники, утверждающие, что государство таким образом пытается отобрать деньги у населения. И недоверие вполне объяснимо – ещё никто не забыл, сколько денег было потеряно в девяностые годы. Тем не менее, давайте посмотрим на карты “МИР” объективно, в чём их главные преимущества и недостатки? "Плюсы"

1. Наша отечественная. Главный плюс системы в том, что она автономна и независима от иностранных платежных систем, от политической обстановки. Так что дальнейшие санкции не поставят под угрозу операции рядовых граждан.

2. Бесплатный перевод на карты Visa или Mastercard. Большинство банков предоставляет такую услугу бесплатно

3. Принимается в оплате в крупных магазинах. Карта «Мир» принимается к оплате во всех организациях, у кого денежный оборот свыше 40 млн рублей. Например, “Ашан”, Metro, “Карусель”, “Лента”, а также в ресторанах быстрого питания и т. д. С каждым годом список магазинов, кафе и других мест обслуживания, где принимают карту, становится всё шире.

4. Есть кэшбек. Карта “МИР” постепенно обрастает партнерскими проектами, по которым расходуя деньги на покупку товаров или услуг у партнеров, можно получить проценты со своих расходов. Можно купить бытовую технику, оплачивать покупки и бензин.

5. Бесплатный выпуск карты. Большинство российских банков выпускают карту Мир бесплатно. Оформить карту Мир на сегодняшний день можно более чем в 110 банках, в том числе и самых крупных, таких как Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и др. Кроме того, она бесплатна для тех, кто получает выплаты от государства, в частности, работников бюджетной сферы или пенсионеров.

6. Снять наличные можно в любом банкомате. Закон обязал все банки с 01.07.2017 начать прием карт “МИР”.

 

Спорные моменты

1. Дешевизна. для многих граждан стоимость годового обслуживания может быть выше, чем обычных карт Visa и MasterCard. Стоимость обслуживания карты Мир в Сбербанке составляет 750 рублей в год, в Газпромбанке – 1000 рублей в год. В то же время карта Мир может быть и с бесплатным обслуживанием для пенсионеров и бюджетников.

2. Безопасность. Разработчики карты “МИР” отмечают, что новая карточка имеет чип, голограмму и магнитную полосу. А к карте также подключена система безопасности при совершении платежей в интернете, аналогичная 3D-Secure работающей на банковских картах Visa и MasterCard.Однако это утверждение вызывает много споров, пользователи считают, что система защиты уступает своим зарубежным коллегам.

3. Навязчивость. Многих смущает тот факт, что государство навязывает карту “МИР” населению. Согласно Федеральному закону от 01.05.2017 № 88-ФЗ денежные расчеты с бюджетниками должны быть переведены на новые карты до 1 июля 2018 года. Теперь на карту “МИР” будут начисляться зарплаты бюджетников и госслужащих, стипендии, пенсии и социальные выплаты, зарплаты военных и другие выплаты. Принудительное введение системы чревато тем, что в условиях отсутствия конкуренции её качество будет сильно страдать.

 

"Минусы"

 

1. География. Самый главный минус карты в том, что ей можно расплачиваться только в России и Армении. В перспективе её собираются расширить на Беларусь, Казахстан, Таиланд и ОАЭ.

2. Не работает с интернет-магазинами. Очень немногие онлайн-ритейлеры сотрудничают с “МИРом”. С такой картой нельзя совершить покупку на таких крупных онлайн-площадках, как Ebay или Amazon. Среди гигантов рынка исключение – Ali-Express, однако о магазинах поменьше пока владельцам такой карты стоит забыть. Кроме того, серьезной проблемой остается тот факт, что карту нельзя подключить к системе платежей Paypal, и вывод средств на такие карты пока не возможен.

3. Нельзя совершать покупки за границей. Ещё одна серьезная проблема – карта может быть только в рублях, и за границей ими оплатить ничего не получится. Рабочий вариант – приобрести кобеджинговую карту, т.е. карту двух платежных систем, которая в России будет работать как “МИР”, а в международной сети как “Maestro”.

4. Нет поддержки для смартфонов. В России набирает популярность оплата со смартфонов – Apple Pay, Samsung Pay. Интеграция с этими системами была объявлена давно, однако пока сервис стал доступен только для владельцев Samsung Pay, а возможность расплачиваться картами «Мир» с помощью Apple Pay и Android Pay появится в 2018 году. В сухом остатке... Сам факт разработки национальной платежной системы – это правильный и полезный шаг. И пускай даже сделанный поздно. Тем не менее, пока отечественные карты “МИР” сильно проигрывают своим зарубежным коллегам в силу действующих ограничений. Цена их обслуживания не просто равна, а даже выше чем у других карт, а кэшбеки и партнерские программы – у карт конкурентов пока “вкуснее”. Чтобы система работала добровольно, а не принудительно необходимо совершенствовать сервисы, снижать стоимость обслуживания и придумывать новые бонусные программы.

Екатерина Быркова


Вернуться назад