Срок, в течение которого можно отказаться от навязанной или ненужной страховки - так называемый период охлаждения - увеличится с 1 января 2018 года с пяти до 14 календарных дней. В этот день вступает в силу соответствующее указание Центрального банка РФ.
В ЦБ рассчитывают, что это мера поможет бороться с навязыванием дополнительных услуг, в первую очередь при продаже полисов ОСАГО и оформлении кредитов. В период охлаждения можно получить обратно деньги за страховку в полном объеме по большинству популярных видов добровольного страхования.
Единственный сегмент, на который не распространяется «период охлаждения» - коллективные договоры страхования жизни заемщиков, когда банк страхует сразу группу своих заемщиков, а клиент платит банку за подключение к программе страхования. В этом случае банк не обязан возвращать плату за возврат страховки, но некоторые банки делают это добровольно. Заемщики, застрахованные по индивидуальной схеме, - когда договор заключается между страховщиком и клиентом, а банк выступает как агент по продаже полиса - могут воспользоваться «периодом охлаждения».
В Банке России ранее сообщали ТАСС, что регулятор работает над поправками в закон о потребительском кредитовании, которые обяжут банки возвращать плату за навязанную коллективную страховку, если договор не вступил в силу.
Возможность в течение пяти рабочих дней вернуть полностью или частично уплаченную страховую премию появилась летом 2016 года. Благодаря «периоду охлаждения» число жалоб в Банк России на навязывание дополнительных услуг при страховании снижалось. Так, по итогам девяти месяцев 2017 года доля таких обращений составила 3% всех жалоб в сфере ОСАГО против 12% годом ранее.
Информационное агентство России ТАСС