Сразу оговорюсь: при рассмотрении экономической ситуации в Белоруссии я основывался на данных Национального статистического комитета РБ – при всей критике методик, применяемых данной организацией, иные данные представляются еще менее подтверждёнными.
Итак, последние годы ситуация с ВВП оставалась нестабильной. 2015-2016 годы демонстрировали его стабильное сокращение, достигающее в отдельные периоды 4%. Согласно планам белорусского руководства, ситуация должна была стабилизироваться, однако этого добиться не удалось – по итогам 2016 года ВВП упал по сравнению с 2015 годом на 2,6%.
Данная ситуация стала следствием целого ряда проблем, каждая из которых не была решающей или фатальной, однако в комплексе их сочетание и привело к падению ВВП страны. Перечислим основные из них: сокращение объёмов поставки нефти из России и последовавшая за этим рецессия в нефтеперерабатывающей сфере, проблемы в строительной отрасли и сельском хозяйстве, внешний долг и необходимость осуществлять валютные выплаты по внешним кредитам, дефицит во внешней торговле, спад во внутренней торговле в связи с падением реальных денежных доходов населения, рост просроченной задолженности.
Были и положительные моменты, но их не так много: профицит внешней торговли услугами, обеспечивший общий профицит внешней торговли и рост пищевой промышленности, а также её экспорт. Между тем этот профицит не может покрыть необходимых выплат по внешним заимствованиям. А пищевая промышленность остаётся в сильной зависимости как от рынков России (периодические запреты на ввоз в РФ продукции не способствуют стабильности в этой сфере), так и от общего состояния сельхозпредприятий.
Так или иначе, руководство Белоруссии поставило своей целью в 2017 году остановить спад экономики, спрогнозировав рост 101,7% к уровню 2016 года. Увы, в первые месяцы ВВП продолжал падать. Ситуация начала понемногу выправляться к середине года, а к 1 октября удалось достичь искомые в прогнозе 101,7%. Такое точное соответствие «прогнозу» вызывает некоторые вопросы, но судить окончательно можно будет после подведения итогов всего 2017 года. ВВП по итогам января-сентября составил 76,5 млрд. белорусских рублей, или приблизительно 38,3 млрд. долларов США.
Как мы видим, говорить о хотя бы примерном приближении к 76,1 млрд. долларов 2014 года к концу года нынешнего даже не приходится. При сохранении набранной динамики Белоруссия к 1 января 2018 года будет иметь примерно 51 млрд. долларов (или 67% к уровню 2014 года).
Теперь посмотрим на внешнюю торговлю. Так как Белоруссия вынуждена закупать большие объёмы энергоресурсов и сырья в обмен на свою готовую продукцию и предоставление услуг, баланс и объёмы внешней торговли являются критичными для страны. К сожалению, сохраняется тенденция к дефициту торговли. За январь-сентябрь продано товаров на 18,4 млрд. долларов, а куплено – на 21,2 млрд. Надежды были на компенсацию за счет профицита внешней торговлей услугами. За январь-февраль объём экспорта услуг составил 4,84 млрд. долларов, а импорта – 2,955 млрд. В конечном счете за 9 месяцев общий дефицит внешней торговли составил 900 млн. долларов и, вероятно, до конца года его ликвидировать не удастся.
Если учесть, что существенная часть внешней торговли осуществляется в кредит, то эти показатели должны быть скорректированы. Но в любом случае внешняя торговля балансирует где-то около нулевой точки.
Посмотрим на ситуацию с торговлей с основными партнёрами – Россией, странами ЕАЭС, странами ЕС и остальными государствами. За январь-август на долю экспорта из Белоруссии в страны ЕАЭС приходилось 47,7%, из них на Россию – 45,2%. На страны ЕС – 26,3%, остальные – 26%. При этом импорт за этот же период из стран ЕАЭС составил 57,1%, в том числе из России – 56,8%, из стран ЕС – 19,7%, остальных стран – 23,2%. Даже для не специалистов очевидна мизерность в объёме торговли РБ со странами ЕАЭС, кроме России. Строго говоря, страны ЕАЭС мало значат друг для друга во взаимной торговле, и эту ситуацию нужно срочно исправлять, иначе смысл ЕАЭС будет дискредитирован.
Если посмотреть на торговый оборот Белоруссии с Россией, то можно заметить, что критическое значение имеют поставки нефти и газа и чёрных металлов в РБ. Это напрямую влияет на профицит или дефицит внешней торговли, а также конкурентоспособность белорусской продукции.
Чтобы более не утомлять читателя цифрами, отмечу, что в завершающемся году Белоруссия нарастила экспорт в Россию грузовых автомобилей, сливочного масла, трамвайных и железнодорожных вагонов, сыров и творога, тракторов, седельных тягачей, сельскохозяйственной техники, запчастей, молока и сливок, калийных удобрений, лекарственных средств и т.д. Однако упала стоимость экспорта легковых автомобилей, автобусов, сухого и сгущенного молока и сливок, ЖК-устройств, полимеров этилена, шин, пшеницы и т.д.
При этом Белоруссия вынуждена была потратить значительно больше средств на импорт нефти, газового конденсата, нефтепродуктов, чёрных металлов, природного и сжиженного газа, двигателей и электрогенераторов, арматуры для трубопроводов, железнодорожных вагонов. При этом импорт сократился лишь по отдельным некритичным отраслям:самое большое снижение – на 92 млн. долларов - произошло при закупке в России легковых автомобилей.
Только по нефти, газу и чёрным металлам за январь-август Белоруссия заплатила России почти на 1,3 млрд. долларов больше, чем за соответствующий период прошлого года. Все остальные позиции также чувствительны для Белоруссии, так как речь идёт о сырье и компонентах для нормального производственного цикла, цены на них прямо отражаются на стоимости последующего экспорта как в Россию, так и в другие страны.
Рост цен на энергоносители и сырье толкает Белоруссию к активизации своего экспорта в страны ЕС и другие страны мира. Отсюда проистекает и так называемая многовекторность белорусской внешней политики, которая объясняется тем, что для компенсации импорта из России растущих в цене энергоносителей и сырья Белоруссия вынуждена пробиваться на рынки ЕС и других стран, что неизбежно требует определённых политических шагов в отношении этих государств, ЕС и США. Белоруссия осознаёт, что Россия является её основным торговым партнёром и стремится любой ценой сохранить российские рынки для своей продукции – как сельскохозяйственной и пищевой, так и для лёгкой промышленности и машиностроения. Но этот экспорт находится в частично подвешенном состоянии из-за периодических молочных, мясных и иных «войн» и «споров». Убежден, что белорусская «многовекторность» во многом вынуждена и вызвана нерешённостью вопросов, в т.ч. об общем рынке нефти и газа в рамках ЕАЭС.
Для Белоруссии важны торговые отношения не только с Россией, но и со странами ЕС и иными государствами. Основными торговыми партнерами республики в январе-августе являлись: Российская Федерация – 51,4%, Украина – 7,5%, Китай – 4,7%, Германия – 4,5%, Великобритания – 4,2%, Польша – 4%, Голландия – 1,9%, Литва – 1,8%, Турция – 1,5%, Италия – 1,2%, и лишь затем идёт Казахстан – 1,1%. Получается так, что торговые отношения с Украиной для Белоруссии оказались в 7 раз важнее, чем со вторым после России партнёром по ЕАЭС – Казахстаном.
Белоруссия стремится сделать серьёзный задел на будущее, что также требует расходов. Так, 17 ноября заработал завод по производству легковых автомобилей «Джили», построенный при помощи Китая, на котором будут собирать китайские кроссоверы Geely Atlas со значительной долей комплектующих от Volvo. Предприятие сможет выпускать до 60 тыс. автомобилей в год. Белорусы рассчитывают, что значительная часть продукции уйдёт на российский рынок. Заинтересованы в приобретении этих автомобилей и сами китайцы. В 2019 году заработает первый энергоблок Белорусской АЭС в Островце, а в 2020 году – второй. Станция, напомню, строится по российской технологии на российский кредит и с помощью России. Это позволит значительно снизить стоимость электроэнергии и сократить импорт энергоресурсов.
В любом случае экономика Белоруссии в 2017 году по ряду показателей превзошла прошлый год, «дно» достигнуто и начался микроскопический рост или же колебания возле нулевой точки. Но перечисленные выше проблемы ещё долго будут влиять на белорусские экономические реалии, поэтому возвращение к показателям 2014 года и уж тем более их превышение является не самой простой задачей.
Андрей Геращенко