ЕАЭС это часть плана перестройки международного (в первую очередь экономического) пространства вокруг России (наряду с ОДКБ и еще рядом структур), вписанного в переустройство мирового глобального переустройства, включающего такие институты, как институт глобальной интеграции - БРИКС и БРИКС+ и институт трансрегиональной интеграции ШОС.
ЕАЭС за время своего существования уже сделал ряд очень больших вещей, связанных с унификацией хозяйственной деятельности в ряде государств, а это очень важно. Напомню, что в СССР у каждой республики были свои уголовные кодексы, но гражданский кодекс (определяющий правила хозяйственной жизни) был один. Так вот, главной идеей ЕАЭС была унификация правил экономической деятельности - единое таможенное пространство (принимаемый таможенный Кодекс ЕАЭС), единая система технического регулирования (техрегламенты ЕАЭС), системы контроля учета товаров в отдельных сферах (реестр лекарст, маркировка мехов), создание Зон Свободной Торговли (ЗСТ) с разными странами, Первый опыт был с Вьетнамом, т.к. это был бы наш ключ к разваливающемуся Транстихоокеанскому партнерству при Обаме (когда оно еще не разваливалось), на очереди такие зоны с Ираном (первая фаза экономической интеграции, коридор Север-Юг) Индией (коридор Север-Юг), Пакистаном (коридор Север-Юг), Израилем (создание механизма выравнивания потенциалов при перспективе включения в ЕАЭС некоторых стран Ближнего Востока), Сингапур (продвижение в ЮВА), Бразилия (выход на рынки Южной Америки) и т.д.
При этом инструменты экономической интеграции в ЕАЭС настолько продвинулись, что даже заключение Арменией соглашения с ЕС не является проблемой, т.к. в отличие от украинского варианта она не предполагает выламывания страны экономического пространства ЕАЭС (России), в связи с чем гораздо менее опасно (при условии, конечно, сохранения Армении в ЕАЭС).
В ЕАЭС есть два важных момента
1. Фиксация отдельных мировых экономических стратегических направлений развития. Это направление "Пояса и Пути" в рамках которого мы заинтересованы в том, чтобы Китай и ЕС торговали друг с другом через нашу территорию (территорию ЕАЭС), либо поставляли товары через Северный морской путь. Эля этого ведется работа по вовлечению в ЕАЭС Таджикистана (если не Таджикистана то Узбекистана, если не Узбекистана, то Туркменистана, если никого из всех перечисленных, то Ирана и Азербайджана). Любая из этих комбинаций фактически выключает для Китая сухопутный маршрут на рынки Европы, причем включение Ирана и Азербайджана совершено наглухо. А включение Таджикистана (который с чисто экономических позиций в ЕАЭС совершенно не нужен) позволяет оставить Китаю только слабо пригодные каналы в обход ЕАЭС через: Афганистан (ну Вы прекрасно понимаете, что это очень плохой вариант), или через Пакистан и Иран, что лучше, но транспортные магистрали придется тянуть через Тибет ...
В этой же концепции решается вопрос зачем нужна в ЕАЭС Монголия. По большому счету вступление в ЕАЭС Монголии делает ее не съедаемой Китаем. Из за разных экономических порядков. До сих пор Монголия тормозила экономические отношения с Китае прекрасно осознавая, что если Китай экономически продвинется в Монголию при наличии 8 миллионов монголов, живущих в провинции Внутренняя Монголия КНР (в самой Монголии население всего 3 миллиона человек) практически стопроцентно означает полную утрату государственности монголов. Китайцы это прекрасно осознают, потому в условиях жесткой демографической политики (в т.ч. ныне отретушированной системы 1 семья 1 ребенок, монголы КНР имели право иметь 3 детей). Так что для нас Монголия в ЕАЭС это гарантия того, что Монголия не в Китае и в Монголии не пасутся американские и японские "друзья".
И это направление "Север-Юг" связанное с выведением на наши транспортные пути и на нашу экономику торговых связей с Ираном, Пакистаном, Индией и Юго-Восточной Азией. Огромный по потенциальным доходам проект. Для этого уже сделано многое. В том числе формирование к имеющемся морскому пути по Каспийскому морю, двух сухопутных (железнодорожных) транспортных коридоров - "Россия - Казахстан - Туркменистан - Иран" и "Россия-Азербайджан-Иран". При этом в рамках этого проекта очень интересным было бы включение в проект транзитных стран - Азербайджана и Туркмении, и примыкающих узловых стран Армении (уже в ЕАЭС) и Узбекистана.
Присоединение к ЕАЭС Пакистана и Индии практически невозможно из-за особенностей экономики, но их подключение будет осуществлено через договоры о ЗСТ с ЕАЭС и двусторонние договоры Россия-Пакистан и Россия-Индия.
2. ЕАЭС обречен на последующую политическую интеграцию. Даже, учитывая то, что и руководство Казахстана и руководство Белоруссии смертельно перепугались от возврата Россией Крыма и от событий в ДНР/ЛНР. Дело в том, что у Казахстана есть Северный Казахстан с Гурьевым, Целиноградом, Усть-Каменогорском, Павлодаром, которые к казахским джузам имеют менее чем никакое отношение. В результате казахские власти предпринимают титанические усилия для того, чтобы они не ушли, это и перенос столицы, и латинизация алфавита. Они правда не понимают до конца, что это бессмысленно, т.к. экономика первична, государство вторично. И государство это машина в руках людей производящих товары, а не людей производящих "призрачные образы".
Так что ЕАЭС обречен на то, что он будет пополняться другими участниками, т.к. это удобный экономический формат. На пространстве ЕАЭС постепенно будет вызревать политический союз в который практически обречены войти страны ЕАЭС бывшего СССР.