В Новосибирске прошел круглый стол, посвященный проблемам «теневого» оборота в российской экономике
О том, сколько миллиардов ежегодно не досчитывается российский бюджет, где корни «серого» предпринимательства в России и что необходимо предпринять, чтобы законопослушный бизнес не переходил на «сторону зла» — в материале журнала «Эксперт-Сибирь».
Ситуация с контрафактом, фальсификатом и контрабандой в российской экономике, и сибирской в частности, стала темой встречи экспертов разных отраслей на площадке регионального отделения Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ», которая прошла 24 ноября в Новосибирске. Целью круглого стола, организованного с помощью делового журнала «Эксперт-Сибирь», стал не только обмен экспертами разных отраслей депрессивной статистикой потерь от незаконного оборота продукции, но и обсуждение возможных способов изменения положения, эффективного диалога власти и добросовестных предпринимателей.
Показатель теневой экономики в России почти на 84% выше, чем в среднем по миру. По экспертным оценкам, объем теневого оборота в российской экономике сегодня составляет более 35%, а ущерб от нелегального оборота продукции оценивается в 2,5 триллиона рублей. Наибольшая доля незаконного оборота приходится на алкогольную продукцию — более 40%, что, по сути, равнозначно действию в экономике «серого дублера» отрасли. О миллиардных потерях от нелегальной или полулегальной торговли заявляют и представители пищевой, фармацевтической, табачной и топливной отраслей промышленности. И это несмотря на все старания государства бороться с теневыми секторами экономики.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что внедряемые меры административного регулирования, включая ЕГАИС и безналичные расчеты, позволяют лишь частично выявлять теневой сектор, попутно создавая трудности для тех, кто работает в поле закона. Ведь в результате недополучения таможенных и налоговых платежей инвестиционная привлекательность национальной экономики изрядно снижается, а нагрузка на ответственный бизнес — в очередной раз — возрастает.
«Из-за высокого акциза и снижения доступности легальной недорогой продукции предприниматель, понимая, что он не может всю налоговую нагрузку целиком исполнить, уходит в «серую» зону, — констатирует Ольга Егорова, управляющий по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям в регионе Сибирь Пивоваренной компании «Балтика». — Весь рост налоговой нагрузки, любая регуляторная нагрузка падает, прежде всего, на тех, кто остался в «белой» зоне. Законопослушный производитель тем временем теряет конкурентоспособность на рынке: ведь все преимущества у того, у кого низкая цена».
Не меняет ситуацию и то, что количество государственных органов, наделенных функциями надзора за соблюдением законодательства в сфере производства и оборота товаров на территории России, превышает десяток. Действуя строго в рамках установленных регламентов и предписаний, «надзорники» зачастую просто не в силах скоординировать свои действия, а значит и повлиять на общую картину.
«Мы можем действовать только в рамках конкретного обращения. Если мне сказали, что эта точка торгует казахскими сигаретами без акциза РФ, я приму меры, но это будет точечно — я не смогу глобально вам помочь. Любой госорган действует строго согласно своим нормативам и правилам», — подтверждает Лада Самойлова, заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области.
О «теневой» составляющей в сфере оборота табачных изделий на территории России рассказал управляющий по корпоративным вопросам в регионе Сибирь и Дальний Восток компании «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Дмитрий Шарков: «За последние два года на табачном рынке России резко выросла доля нелегальных сигарет. Основная причина — усилившийся переток табачной продукции из Казахстана, Киргизии и Беларуси вследствие постепенного увеличения разрыва между ставками акциза и, соответственно, значительной разницы в цене за пачку сигарет в странах Евразийского экономического союза. В Сибири особенно острая ситуация сложилась в регионах на границе с Казахстаном. По данным Nielsen, доля нелегальных сигарет в третьем квартале 2017 года в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года выросла в Рубцовске Алтайского края — с 30 до 45%, в Барнауле — с 1,42 до 5,76%, в Новосибирске — с 4,4 до 4,9%, в Бердске — с нулевого значения до 14,29%. Сокращение за этот период Nielsen отметил лишь в Омске — с 10,15 до 8,14%. В целом же в России за этот период доля нелегальных сигарет выросла с 2,45 до 4,5%. При этом в 2015 году она составляла всего лишь 1,09%. Для борьбы со столь резко разрастающимся нелегальным оборотом табачной продукции необходимы комплексные усилия на межведомственном и межгосударственном уровнях. Прежде всего, это гармонизация акцизных ставок на сигареты в государствах-членах Союза, предсказуемая взвешенная налоговая политика в России, а также ужесточение санкций за производство и сбыт нелегальной табачной продукции, повышение эффективности правоприменительной практики. Также мы считаем, что введение единой минимальной цены на сигареты дополнило бы комплекс мер по противодействию росту нелегального рынка, поскольку этот механизм стал бы действенным индикатором для контролирующих органов и потребителей, позволяя быстро и эффективно определять нелегальную продукцию и выводить ее из розничного оборота».
Еще более специфична ситуация на рынке топлива. «У нас на нынешний день государственного контроля оборота нефтепродуктов нет, — пояснила президент Ассоциации независимых нефтетрейдеров Юлия Золотовская. — Потому что Росстандарт контролирует только АЗС и не имеет права осуществлять проверку без предварительного уведомления, а все «превращения» с продуктом происходят либо в процессе транспортировки, либо в процессе хранения. То есть, нефтебазы на предмет качества того, что там производится, никто не контролирует, и транспортные организации — тоже. Поэтому мы подготовили свою резолюцию для круглого стола: по нашему мнению, оборот должен включать в себя контроль на всех этапах — от производства каждого литра бензина и дизельного топлива до конечной его реализации на АЗС».
Усилиями участников Ассоциации нефтетрейдеров собирается информация о местах действия нелегальных продавцов — бензовозов, торгующих на трассе контрафактным бензином без документов по низким ценам. Однако эта информация не интересует ни внутренние органы, ни Росстандарт. В чьей компетенции пресечение деятельности «серых» продавцов — вопрос открытый.
Для решения проблемы нелегального оборота промышленной продукции в общероссийском масштабе в соответствии указом президента России была создана Государственная комиссия под председательством министра промышленности и торговли. Аналогичные межведомственные комиссии должны работать при губернаторах во всех регионах страны и призваны координировать действия всех участников борьбы с теневой экономикой — региональных органов власти и федеральных ведомств, наделенных контрольно-надзорными полномочиями.
О вероятно слабой скоординированности надзорных ведомств в Новосибирской области сегодня говорит тот факт, что их представители, ответственные за защиту региональной экономики от незаконного оборота промышленной продукции, к диалогу с бизнесом и общественностью оказались не готовы. Из списка приглашенных к участию в круглых столах на данную непростую тему в течение года своим видением положения дел поделились только представители региональной таможни, прокуратуры и Роспотребнадзора.
Участниками круглого стола на площадке ОНФ стали преимущественно представители бизнеса и профессиональных отраслевых союзов. По итогу дискуссии они пришли к выводу о необходимости создания резолюции, в которой будут отражены все прозвучавшие в ходе круглого стола предложения, касающиеся в первую очередь налаживания механизма эффективного взаимодействия как между членами региональной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, так и между бизнесом и органами власти.
«Хотелось бы в резолюцию нашего круглого стола внести один важный тезис, — подытожила Ольга Егорова. — Необходимо повысить эффективность исполнения контролирующих мероприятий по тем законодательным ограничениям, которые действуют сейчас. Не надо даже вводить никаких новелл, которые усложняют жизнь цивилизованным участникам рынка, давайте исполним то, что уже придумали. Ведь может статься, что если все просто выполнят свою работу, то 70 процентов нелегального рынка уйдет».
Большинством участников круглого стола было поддержано предложение направить в региональную межведомственную комиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции предложение провести следующее заседание в открытом для дискуссий режиме на площадке ОНФ.