Неприкосновенный запас
Москва, 24 ноября - "Вести.Экономика". Государственные банки получили весомый аргумент в споре с правительством по вопросу величины выплачиваемых дивидендов: против распределения в пользу основного акционера не менее 50% прибыли выступила Эльвира Набиуллина. Тем самым ЦБ РФ продолжает последовательно отстаивать единство подходов к надзору за кредитными организациями вне зависимости от структуры их собственности. Логика госпожи Набиуллиной полностью соответствует тренду на ужесточение контроля достаточности капитала банков, новый импульс которому дала санация банка "Открытие", считает Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК РЕГИОН.
Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК "РЕГИОН"
У банков капитал является значительно более существенным элементом бизнеса, чем у других организаций. Это не просто обязательства перед акционерами, но и "подушка безопасности" для вкладчиков и кредиторов. Привлекая средства третьих лиц, банк выдает кредиты, аккуратность обслуживания которых меняется в зависимости от экономической ситуации. В условиях кризиса финансовое положение заемщиков, как правило, ухудшается, например в связи со снижением оборотов бизнеса и ростом издержек у компаний или потерей работы, или сокращением зарплат у розничных клиентов.
Кредиты, по которым банк не получает предусмотренные договором платежи, постепенно переходят в категорию "плохих". Чтобы гарантировать выполнение собственных обязательств перед вкладчиками, кредитная организация создает резервы – запасы денежных средств, покрывающие полностью или частично потенциальный объем невыплат по выданным займам. Эти резервы создаются за счет текущих доходов, а если их не хватает – за счет прибыли, накопленной в прошлые годы. Если не хватает и ранее накопленной прибыли, банку приходится обращаться за помощью к акционеру.
Для того чтобы банки в период экономического роста не могли бесконечно наращивать свой кредитный портфель и подвергать себя необоснованно высокому риску, Банк России ограничивает их активность, привязывая размер активов к капиталу. Несколько месяцев назад регулятор выступил с инициативой ограничить выплату дивидендов в кредитных организациях, не соблюдающих этот норматив. Таким образом, перекрывается один из каналов вывода средств из банка, попавшего в сложную финансовую ситуацию.
В период кризисов 2008-2009 и 2014-2016 гг. государственные банки получили значительный объем помощи от правительства и Банка России. Увеличение капитала проводилось как за счет размещения новых акций, так и за счет специальных финансовых инструментов – субординированных кредитов и депозитов. Помощь не была безвозмездной: на полученные суммы начисляются дивиденды или проценты. При этом правительство и Банк России справедливо надеются на возврат предоставленных средств за счет будущей прибыли банков.
Если мы посмотрим на структуру капитала крупнейших банков с прямым государственным участием, обнаружится, что лишь один из них смог покрыть помощь основного акционера прибылью. Это Сбербанк, в капитале которого учтен субординированный депозит Банка России на сумму порядка 530 млрд руб. И в прошлом, и в нынешнем году Сбербанк получил чистую прибыль, превышающую эту величину. Сегодня доля нераспределенной прибыли в капитале первого уровня у Сбербанка составляет 90%. Для сравнения, крупнейший банк мира - "Торгово-промышленный банк Китая" - имеет аналогичный показатель на уровне 52%.
Что касается других российских государственных банков, то ситуация в них сильно далека от идеала. У ВТБ доля нераспределенной прибыли в капитале первого уровня составляет 13%. В таких условиях требование правительства о выплате крупных дивидендов абсолютно неразумно. Если государственные банки не получат возможность аккумулировать достаточно прибыли, в период очередного кризиса они будут вынуждены вновь обратиться за помощью к государству. При этом от правительства может потребоваться значительно больший объем средств, чем тот, что ранее был получен в форме дивидендов.
Вернуться назад
|