Пропускная способность южных нефтепортов Ирака выросла до беспрецедентных 4,6 млн баррелей в сутки. Об этом заявил министр нефтяной промышленности Джаббар аль-Луайби, пояснив, что такого успеха удалось добиться благодаря реализации проекта пятого комплекса рейдового налива нефти (single point mooring – SPM).
Это произошло раньше срока: новый SPM планировалось ввести в строй только в декабре, но обстоятельства заставили правительство поторопить события. После того, как правительственные войска взяли под контроль провинцию Киркук, экспорт нефти оттуда упал на 400 тыс баррелей в сутки.
Проблема в том, что единственный действующий нефтепровод из Киркука в турецкий экспортный порт Джейхан принадлежит Иракскому Курдистану. И по понятным причинам, Багдад не очень хочет им пользоваться. Однако другой нефтепровод, проходящий по территории, подконтрольной центральному правительству, был так поврежден в ходе боевых действий, что восстановить его удастся нескоро.
В результате Багдад решил раньше намеченного срока ввести в строй свой новый офшорный морской терминал в районе Басры. К этому комплексу рейдового налива уже встал под погрузку супертанкер Chloe вместимостью 2 млн баррелей.
У Ирака есть еще четыре установки рейдового налива, но их скорость загрузки каждой из них не превышает 480 тыс баррелей в день. Новая же SPM способна закачивать в танкеры 900 тыс баррелей в сутки.
А вообще, без таких установок Ирак просто не смог бы экспортировать через Персидский залив 3,25 млн баррелей нефти в сутки. Ведь его короткая береговая линия ограничивается с юга Кувейтом, а с востока — Ираном, и там просто нет места для большого количества береговых погрузочных терминалов. Кроме того, слишком мелкие воды не позволяют супертанкерам подходить к берегу. : |