Транспортное кольцо Юга Западной Сибири
Большое значение для развития любого общества имеет понятие качества
жизни. Именно на удовлетворении этой потребности должны быть
сосредоточены немалые усилия любого государства. Для континентальной
России эта проблема во многом упирается в развитие транспортных
коммуникаций. Всё большее значение получают тут автомобильные дороги.
Давайте теперь посмотрим на такую часть страны как Юг Западной
Сибири, её сердцевину. Транспортная система автомобильных дорог
напоминает «висюльки на ниточке»: Федеральная автомобильная дорога М53
(Р255), а от неё на юг отходят те или иные дороги. Любопытно то, что
основная цепочка городов сердцевины Юга Западной Сибири расположена по
периметру ломаного кольца или квадрата: Новосибирск – Томск – Кемерово –
Прокопьевск – Новокузнецк – Барнаул – Новосибирск. Это всё
административные, научные, промышленные центры. На территориях,
примыкающих к этим городам, проживает около 9 млн человек. Это
компактное ядро сибирского населения России.
Очевидно, что существующая транспортная система в чем-то выгодна
Новосибирску, но не отвечает задачам интенсивного и гармоничного
развития всей данной территории. От благополучия данного района зависит
сила русского могущества в Сибири и реализация возможных планов промышленной экспансии из Сибири на юг Азии, в Индию krupnov.
Считаю, что эти города должны быть соединены кольцеобразной скоростной
магистралью первой категории. Товары, услуги, идеи, знания, люди должны
перемещаться по кратчайшим маршрутам между этими городами. Это позволит
резко повысить качество жизни региона, сократить издержки, запустить
факторы интенсивного роста. Эти города должны стать единым целым и
взаимно дополнять друг друга.
Рассмотрим отдельные участки этого проекта. Например, участок Барнаул –
Новокузнецк. Это два города полумиллионника, вокруг Новокузнецка
миллионная агломерация. Расстояние по прямой 200 км. Но прямой дороги не
существует. До революции дорога была и называлась она
Кузнецко-Барнаульский тракт. Сейчас его нет. По нормальной дороге через
Белово – 417 км. Автобус проезжает это расстояние за 5 часов, автомобиль
идет немного быстрее. Южный маршрут через Кузедеево (дорога в сторону
Бийска) чуть короче, но там не дорога, а направление… То есть, то, что
должно преодолеваться легко за 2–3 часа по дороге 1 категории, в
реальности занимает 4–5 и даже 7 часов, если ехать через Кузедеево. При
такой ситуации говорить об интенсивном обмене между этими двумя городами
не приходится, хотя это возможно (всё это упущенные возможности). А
потребность в этом существует, и немалая. Алтай – традиционный поставщик
сельхозпродукции (чего стоит, например, экспансия барнаульской торговой
сети «Мария-Ра», у которой 750 магазинов по Сибири). Новокузнецкие
металлургические гиганты, угольные предприятия всё больше отказываются
от услуг железной дороги и поставки продукции осуществляют
автотранспортом. Это существенно дешевле (экономия составляет 500 рублей с тонны).
Прямая дорога на Барнаул, которая открывает путь на глобальный Юг, для
них жизненно необходима. Также население индустриального Кузбасса
нуждается в курортах Горного и Степного Алтая. Степной Алтай летом для
Сибири – это местное Черноморское побережье с многочисленными солеными и
пресными озерами. Появление прямых транспортных коридоров до них
повысит качество жизни не только кузбассовцев, но и существенно оживит
экономику Алтайского края, отстающего от среднесибирского уровня. Зимой
жители Барнаула ездят через Новокузнецк на курорты Горной Шории, в
Шерегеш. Печально и то, что благоприятный для проживания человека юг
Южной Сибири до сих пор не имеет своей полноценной широтной
автомобильной инфраструктуры. Новосибирск, Томск и Кемерово имеют
среднегодовую температуру по итогам длительных наблюдений около нуля.
Новокузнецк и Барнаул – в районе + 1, что увеличивает вегетационный
период здесь на 25–35 дней. Для Сибири это имеет колоссальное значение.
Трасса Барнаул – Новосибирск на протяжении 233 км идет практически по
прямой. Это часть Федеральной автомобильной дороги М52 (Чуйский тракт) с
весьма интенсивным движением, которая давно нуждается в расширении до 4
полос.
Дорога Новокузнецк – Кемерово имеет протяженность 222 км. Практически на
всем протяжении – это 4-полосная магистраль, готовый участок
транспортного кольца на Юге Сибири.
Новосибирск и Кемерово (по прямой около 180 км) связаны двумя дорогами:
через Юргу (260 км) и через трассу Ленинск-Кузнецк – Новосибирск. Здесь
возможны разные варианты пролегания кольцевой автомагистрали: либо через
Ленинск-Кузнецкий в Новосибирск, либо через Юргу по федеральной трассе,
либо прямой маршрут.
Томск стоит немного в стороне и должен получить два дополнительных
прямых выхода к этому транспортному кольцу: помимо существующей дороги
на Юргу, должна появиться уже планируемая дорога Томск – Тайга, которая
кратчайшим путем свяжет Томск и Кемерово, и прямая дорога Томск –
Новосибирск, которая есть в планах.
Важно указать, что появление это кольцевой магистрали длиной 800–900 км
имеет более приоритетное значение перед сквозными федеральными трассами
(хотя вопрос этот дискуссионный). Так как только в таком случае
улучшается качество жизни жителей данного региона, ибо только тогда
начинает нормально развиваться наиболее близкая к человеку местная
экономика. Строительство сквозных федеральных и международных дорог
должно интенсивно начаться только после возведения данной магистрали.
Таковы должны быть приоритеты.
Первым здесь на очереди стоит Чуйский тракт, который связывает Юг
Западной Сибири с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая, Монголией
и с дорогой до Пакистана и Индии. Дорогу давно пора расширять до 4
полос.
Большое значение получат дороги в районе Новокузнецка после
строительства автомагистрали до Абакана, что позволит связать
Новосибирск и Кызыл по прямой с выходом на Монголию и Китай. Но не
только этим будет важен новокузнецкий транспортный узел. Земля круглая и
кратчайшие расстояния на карте имеют изогнутую линию, что хорошо
показывает сайт «Яндекс Карты». Прямая дорога от Пекина до района Праги и
Дрездена идет через Новокузнецк, Новосибирск, Тобольск, Тверь… Это
где-то 7500 км. Южный маршрут через Казахстан на 700 и более километров
длиннее. Когда-нибудь этот проект будет реализован.
Андрей Полухин
Оригинал
Вернуться назад
|