ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Эффект Amazon, или что мешает цели ФРС по инфляции

Эффект Amazon, или что мешает цели ФРС по инфляции


14-09-2017, 18:35. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Эффект Amazon, или что мешает цели ФРС по инфляции

Москва, 14 сентября - "Вести.Экономика". Для прогнозистов инфляции это был плохой год: ежемесячно экономисты ожидали, что базовый индекс потребительских цен вырастет на 0,2%, и ежемесячно с марта эта цифра оказывалась слишком высокой, что привело к пяти последовательным ошибкам в отношении инфляции и самым слабым участкам роста базовой инфляции с 2010 г.

И все же после стабилизации расходов на мобильные телефоны, отскока цен на отели и продолжающейся слабости доллара достичь цели по базовому индексу потребительских цен в 0,2% должно быть легче.

И хотя ожидается, что основной рост в годовом исчислении замедлится до 1,6%, чиновники ФРС, говоря о повышении ставок в декабре, указали, что они более внимательно следят за ежемесячными тенденциями развития инфляции.

Как отметил Джонатан Райт, профессор экономики Университета Джона Хопкинса и бывший экономист ФРС, если к концу года рост базовой цены останется низким, "будет сложно настаивать на том, что инфляция развивается по плану".

Ожидается, что общая инфляция усилится: 0,3% месяц к месяц и 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне значительного скачка цен на бензин после урагана "Харви".

И все же, несмотря на то что бесчисленные алгоритмы будут мгновенно реагировать на индекс потребительских цен, особо пристальное внимание уделяя тому, вырастет базовый индекс потребительских цен в США на 0,1%, 0,2% или на 0,3%, легко упустить из виду рост инфляции.

Например, в США каждое десятилетие средняя инфляция была представлена следующим образом:

  • 1970-е годы: 7,1%
  • 1980-е годы: 5,6%
  • 1990-е годы: 3,0%
  • 2000-е годы: 2,6%
  • 2010-е годы: 1,7%


Аналогичная картина в Европе и Японии, хотя в последней за 20 лет она опустилась на отметку около нуля. В США этому способствовало сильное снижение инфляции товаров до нуля с начала 2000-х гг. Между тем инфляция в сфере услуг упала, но намного медленнее, и, похоже, она останется на отметке 2%.

Билал Хафиз из Nomura заявил, что неудивительно, что в начале 2000-х гг. произошло крупное расширение торговли США (и мира) с Китаем.

Президент Клинтон при помощи республиканцев в конгрессе принял закон о нормализации торговых отношений с Китаем в 2000 г. Вскоре после этого значительно расширилась торговля с Китаем, что способствовало снижению давления на инфляцию товаров.

Хотя нынешняя администрация и высказывалась о вероятности изменения этих мер, ничего не произошло. Более того, растет торговля США с другими экономичными азиатскими производителями, такими как Вьетнам, который в настоящее время является пятым по величине экспортером нетто-товаров в США. Вьетнам пока не показал никакого антиторгового настроя.

Тем не менее показатели в будущем будут сильно зависеть от того, какие шаги предпримет ФРС: при базовой инфляции, которая окажется ниже целевого уровня ФРС в 2%, члены Федерального комитета по открытому рынку пытались оправдать их постоянное повышение ставок на фоне сохраняющейся слабости цены.

"Руководители ФРС считают, что слабость инфляции – временное явление. И это не лишено смысла. Но чем слабее данные мы получаем, тем более неопределенными будет их интерпретация и выше вероятность отсрочки", - отметил Роберто Перли из Cornerstone Macro LLC.

Однако одним из ключевых факторов, которые могут испортить ситуацию, является дефляционное влияние технологий, которое в последние месяцы признала даже ФРС, особенно в том, что касается роли таких гигантов, как Amazon.

Nomura отмечает, что хотя глобализация была мемом 2000-х гг., это десятилетие должно стать "амазонизацией" торговли. Хафиз, приписывая Amazon большую часть дезинфляции в последние годы, предполагает, что одним из решений было бы ослабить доллар и сократить ставки, либо участвовать в QE, просто чтобы компенсировать эффект Amazon!

Учитывая, что основная часть стоимости товаров – это расходы, связанные со сбытом, уникальная модель сбыта Amazon и расширяющийся ассортимент продуктов могут создать новый дезинфляционный импульс на цены на товары. Возможно, уже есть признаки этого, если мы сравним ожидаемый рост на Amazon с показателями более традиционных торговых точек, выраженных через их цены на акции.

Итак, что могут сделать политики для создания инфляции? Инфляция в сфере услуг уже составляет около 2% - при этом основная часть услуг приходится на расходы на жилье, медицинское обслуживание и образование, дальнейшее увеличение может быть политически нежизнеспособным.

Это приводит к росту инфляции товаров. Но силы мировой торговли и "амазонизации" вряд ли скоро поменяются, препятствуя достижению политических целей Трампа.

Таким образом, самым очевидным шагом могло бы стать ослабление национальной валюты. Это произошло в Японии, когда была впервые запущена "абэномика" со слабой иеной в 2012 г. (инфляция выросла до 1,7% к 2014 г.), а в последнее время слабый фунт продвинул инфляцию в Великобритании до уровня 3%.

В США инфляция товаров кажется привязанной к долларовому циклу, поэтому слабый доллар в 2000-х гг. привел к росту инфляции, а сильный доллар с 2012 г. привел к падению инфляции товаров.

Но действительно ли Amazon ответствененна за то, что ФРС не может достичь цели инфляции?

В недавнем исследовании Capital Economics обнаружено, что, в отличие от членов FOMC, ищущих козла отпущения, Джефф Безос не ответственен за то, что ФРС не справилась с одним из своих двух ключевых мандатов в течение почти десятилетия.

Вот что пишет Пол Ашворт: "Снижение базовой инфляции ниже целевой ставки ФРС в 2% в этом году заставило полагать, что цены падают на фоне структурных изменений, связанных с растущей значимостью онлайн-продаж. Учитывая, что Amazon регулярно появляется в новостях благодаря растущим доходам и огромным ценам акций, понятно, что люди сложили два и два. К сожалению, данные не подкрепляют теорию о том, что конкуренция между онлайн-трейдингом и традиционными магазинами объясняет низкий уровень инфляции".

Вот то, что разбивает его аргументы:

  • Переход на онлайн-продажи оказывает преобразующее влияние на розничную торговлю, но не объясняет слабость базовой инфляции, как в этом году, так и в результате неспособности ФРС достичь цели в 2% в последние годы.


  • Розничная торговля в интернете должна повышать производительность, поскольку она отменяет затраты на эксплуатацию дорогих магазинов в лучших районах и снижает потребность в персонале.

    Это повышение производительности должно отражаться в более низких ценах.

    Но цены на товары падают с начала 2000-х гг., когда производство было впервые переведено в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой, а бегемоты типа Walmart произвели собственную революцию в сфере розничной торговли.


  • Благодаря быстрому росту розничных продаж, не связанных с магазинами, доля общих розничных продаж, которая приходится на электронную торговлю, удвоилась с 2010 г. Но она по-прежнему составляет незначительные 8,4%.

    Глядя на Amazon, его недавние выступления были, несомненно, впечатляющими. Тем не менее важность Amazon на общем рынке розничной торговли США по-прежнему бледнеет по сравнению с традиционными розничными трейдерами. Даже после многих лет сильного роста доходы Amazon по-прежнему составляют лишь одну пятую от Walmart.


  • Крупнейшими категориями онлайн-продаж являются одежда, мебель и предметы домашнего обихода и электроника. Рассматривая инфляцию цен в трех ведущих категориях, возникает довольно смешанная картина.

    Есть мало свидетельств того, что сейчас цены на одежду падают быстрее. Напротив, есть свидетельства того, что за последние пять лет цены на предметы домашнего обихода и спортивные товары падают быстрее. Прежде чем мы пришли к выводу, что все это из-за структурных сдвигов в онлайн-торговле, которая противопоставляется торговле в обычных магазинах, стоит иметь в виду, что, вероятно, сыграла свою роль и сила доллара.


  • В секторе услуг электронная торговля в настоящее время составляет почти треть доходов в секторе авиаперевозок и в туристических агентствах. Но тарифы на авиабилеты по-прежнему почти полностью зависят от цен на топливо. Несмотря на огромное количество краткосрочной аренды через такие сайты, как Airbnb, цены на гостиничные номера продолжают расти.


Короче говоря, CapEco считает, что "падение базовой инфляции в этом году связано главным образом с переходными факторами", а не с Amazon, и, как результат, "в следующем году она восстановится, поскольку эти факторы исчезнут, а слабость доллара начнет расти".

Или по крайней мере так должно быть. И все же, если индекс потребительских цен станет шестой по счету ошибкой, ФРС будет лучше взглянуть на собственные ошибочные решения, ошибочные модели и ошибочную схему индекса потребительских цен, прежде чем пытаться вновь обвинять некие внешние силы.
Подробнее: http://www.vestifinance.ru/articles/90929

Вернуться назад