ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Эффект Amazon, или что мешает цели ФРС по инфляции
Эффект Amazon, или что мешает цели ФРС по инфляции14-09-2017, 18:35. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Эффект Amazon, или что мешает цели ФРС по инфляцииМосква, 14 сентября - "Вести.Экономика". Для прогнозистов инфляции это был плохой год: ежемесячно экономисты ожидали, что базовый индекс потребительских цен вырастет на 0,2%, и ежемесячно с марта эта цифра оказывалась слишком высокой, что привело к пяти последовательным ошибкам в отношении инфляции и самым слабым участкам роста базовой инфляции с 2010 г.И все же после стабилизации расходов на мобильные телефоны, отскока цен на отели и продолжающейся слабости доллара достичь цели по базовому индексу потребительских цен в 0,2% должно быть легче. И хотя ожидается, что основной рост в годовом исчислении замедлится до 1,6%, чиновники ФРС, говоря о повышении ставок в декабре, указали, что они более внимательно следят за ежемесячными тенденциями развития инфляции. Как отметил Джонатан Райт, профессор экономики Университета Джона Хопкинса и бывший экономист ФРС, если к концу года рост базовой цены останется низким, "будет сложно настаивать на том, что инфляция развивается по плану". Ожидается, что общая инфляция усилится: 0,3% месяц к месяц и 1,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на фоне значительного скачка цен на бензин после урагана "Харви". И все же, несмотря на то что бесчисленные алгоритмы будут мгновенно реагировать на индекс потребительских цен, особо пристальное внимание уделяя тому, вырастет базовый индекс потребительских цен в США на 0,1%, 0,2% или на 0,3%, легко упустить из виду рост инфляции. Например, в США каждое десятилетие средняя инфляция была представлена следующим образом:
Аналогичная картина в Европе и Японии, хотя в последней за 20 лет она опустилась на отметку около нуля. В США этому способствовало сильное снижение инфляции товаров до нуля с начала 2000-х гг. Между тем инфляция в сфере услуг упала, но намного медленнее, и, похоже, она останется на отметке 2%. Билал Хафиз из Nomura заявил, что неудивительно, что в начале 2000-х гг. произошло крупное расширение торговли США (и мира) с Китаем. Президент Клинтон при помощи республиканцев в конгрессе принял закон о нормализации торговых отношений с Китаем в 2000 г. Вскоре после этого значительно расширилась торговля с Китаем, что способствовало снижению давления на инфляцию товаров. Хотя нынешняя администрация и высказывалась о вероятности изменения этих мер, ничего не произошло. Более того, растет торговля США с другими экономичными азиатскими производителями, такими как Вьетнам, который в настоящее время является пятым по величине экспортером нетто-товаров в США. Вьетнам пока не показал никакого антиторгового настроя. Тем не менее показатели в будущем будут сильно зависеть от того, какие шаги предпримет ФРС: при базовой инфляции, которая окажется ниже целевого уровня ФРС в 2%, члены Федерального комитета по открытому рынку пытались оправдать их постоянное повышение ставок на фоне сохраняющейся слабости цены. "Руководители ФРС считают, что слабость инфляции – временное явление. И это не лишено смысла. Но чем слабее данные мы получаем, тем более неопределенными будет их интерпретация и выше вероятность отсрочки", - отметил Роберто Перли из Cornerstone Macro LLC. Однако одним из ключевых факторов, которые могут испортить ситуацию, является дефляционное влияние технологий, которое в последние месяцы признала даже ФРС, особенно в том, что касается роли таких гигантов, как Amazon. Nomura отмечает, что хотя глобализация была мемом 2000-х гг., это десятилетие должно стать "амазонизацией" торговли. Хафиз, приписывая Amazon большую часть дезинфляции в последние годы, предполагает, что одним из решений было бы ослабить доллар и сократить ставки, либо участвовать в QE, просто чтобы компенсировать эффект Amazon! Учитывая, что основная часть стоимости товаров – это расходы, связанные со сбытом, уникальная модель сбыта Amazon и расширяющийся ассортимент продуктов могут создать новый дезинфляционный импульс на цены на товары. Возможно, уже есть признаки этого, если мы сравним ожидаемый рост на Amazon с показателями более традиционных торговых точек, выраженных через их цены на акции. Итак, что могут сделать политики для создания инфляции? Инфляция в сфере услуг уже составляет около 2% - при этом основная часть услуг приходится на расходы на жилье, медицинское обслуживание и образование, дальнейшее увеличение может быть политически нежизнеспособным. Это приводит к росту инфляции товаров. Но силы мировой торговли и "амазонизации" вряд ли скоро поменяются, препятствуя достижению политических целей Трампа. Таким образом, самым очевидным шагом могло бы стать ослабление национальной валюты. Это произошло в Японии, когда была впервые запущена "абэномика" со слабой иеной в 2012 г. (инфляция выросла до 1,7% к 2014 г.), а в последнее время слабый фунт продвинул инфляцию в Великобритании до уровня 3%. В США инфляция товаров кажется привязанной к долларовому циклу, поэтому слабый доллар в 2000-х гг. привел к росту инфляции, а сильный доллар с 2012 г. привел к падению инфляции товаров. Но действительно ли Amazon ответствененна за то, что ФРС не может достичь цели инфляции? В недавнем исследовании Capital Economics обнаружено, что, в отличие от членов FOMC, ищущих козла отпущения, Джефф Безос не ответственен за то, что ФРС не справилась с одним из своих двух ключевых мандатов в течение почти десятилетия. Вот что пишет Пол Ашворт: "Снижение базовой инфляции ниже целевой ставки ФРС в 2% в этом году заставило полагать, что цены падают на фоне структурных изменений, связанных с растущей значимостью онлайн-продаж. Учитывая, что Amazon регулярно появляется в новостях благодаря растущим доходам и огромным ценам акций, понятно, что люди сложили два и два. К сожалению, данные не подкрепляют теорию о том, что конкуренция между онлайн-трейдингом и традиционными магазинами объясняет низкий уровень инфляции". Вот то, что разбивает его аргументы:
Короче говоря, CapEco считает, что "падение базовой инфляции в этом году связано главным образом с переходными факторами", а не с Amazon, и, как результат, "в следующем году она восстановится, поскольку эти факторы исчезнут, а слабость доллара начнет расти". Или по крайней мере так должно быть. И все же, если индекс потребительских цен станет шестой по счету ошибкой, ФРС будет лучше взглянуть на собственные ошибочные решения, ошибочные модели и ошибочную схему индекса потребительских цен, прежде чем пытаться вновь обвинять некие внешние силы. Подробнее: http://www.vestifinance.ru/articles/90929 Вернуться назад |