Президент США Дональд Трамп на прошлой неделе подписал закон "Меры противодействия врагам Америки путем санкций".
Основную обеспокоенность российских властей и нефтегазовых компаний
вызывает пункт о санкциях в отношении экспортных трубопроводов. И хотя
конкретные санкции пока не введены, эксперты полагают, что само
упоминание о них в законе даст шанс союзникам США, покупающим Российские
энергоресурсы, торговаться с Россией об условиях поставок сырья.
А нас не спросили?
В
ходе одобрения текста законопроекта Конгрессом США члены Еврокомиссии
высказали озабоченность его влиянием на энергетическую независимость
ЕС, поскольку почти все экспортные нефте- и газопроводы из России,
идущие в Европу, построены с участием европейских компаний как с точки
зрения инвестиций, так и поставок оборудования. При этом законопроект
предусматривает введение санкций в отношении любой компании, в том
числе и европейской, которая вносит вклад в разработку, техническое
обслуживание, модернизацию или ремонт трубопроводов для экспорта
энергоносителей Российской Федерацией.
"Это может также повлиять
на проекты, имеющие решающее значение для целей диверсификации ЕС,
таких, как проект по балтийскому сжиженному природному газу (Baltic LNG, ТЭО которого разрабатывают "Газпром" и Shell - ИФ)", - говорилось в коммюнике ЕК.
Еврокомиссия
посчитала, что под санкциями могут оказаться 8 проектов: Baltic LNG,
"Голубой поток" (Eni и "Газпром"), нефтепровод "Каспийский
трубопроводный консорциум" (Shell, Eni и "Роснефть" , "Северный поток 1"
(европейские компании и "Газпром"), "Северный поток 2" (европейские
компании и "Газпром"), расширение "Сахалин-2" (Shell и "Газпром");
месторождение Шах-Дениз и Южно-Кавказский трубопровод (ВР и "ЛУКОЙЛ" ,
месторождение Zhor Field (BP, Eni и "Роснефть").
Право имею
Статья
подписанного Дональдом Трампом закона получила название "Санкции в
отношении строительства трубопроводов в Российской Федерации".
Возмущение европейцев привело к тому, что подписанный закон содержит
оговорку, что президент "может" ввести 5 или более санкций только "в
координации с союзниками США".
"При этом закон предусматривает,
что это право Президента США (в отличие от многих других положений, где
говорится либо о фактическом введении санкций, либо об обязанности их
ввести)", - прокомментировал "Интерфаксу" директор нефтегазовой группы
департамента налогового и юридического консультирования KPMG Павел
Кондуков.
Так, например, относительно санкций по инвестированию
или в содействии приватизации российских госактивов или, например, в
отношении поставок оружия в Сирию, в законе применена другая
формулировка - "президенту следует ввести" санкции.
Санкции
могут быть наложены на физическое или юридическое лицо, "которые
напрямую осуществляют значимый вклад в усиление способности Российской
Федерации строить экспортные трубопроводы по поставкам энергоресурсов",
а также если лицо "сознательно продает, сдает в лизинг или поставляет в
Россию для строительства экспортных энергетических трубопроводов
товары, услуги, технологии, информацию, или оказывает поддержку
товарам, услугам, технологиям и информации, которые могут существенно
способствовать эксплуатации или расширению строительства, модернизации
или ремонту экспортных трубопроводов Российской Федерацией".
Значимыми
считаются отдельные инвестиции, справедливая рыночная стоимость
которых составляет $1 млн, или совокупные инвестиции, если их общая
справедливая рыночная стоимость составит не менее $5 млн в течение
12-месячного периода.
"Северный поток" и не только
Стоит
отметить, что основные публичные комментарии касаются проекта
строительства газопровода "Северный поток 2". В то время как в законе
нет указания, что речь лишь конкретно об этом газопроводе.
Однако
в документе есть отдельная статья под названием "Энергетическая
безопасность Украины", где США обозначают 10 положений своей политики, в
том числе то, что США будут "продолжать противодействовать газопроводу
"Северный поток 2" с учетом его вредного влияния на энергобезопасность
Европы, развитие газовых рынков Центральной и Восточной Европы, и
энергетических реформ Украины".
Кроме того, целями политики США
указаны следующие: поддерживать украинское правительство в
восстановлении суверенной и территориальной целостности; никогда не
признавать незаконную аннексию Крыма; удерживать Россию от дальнейшей
дестабилизации и оккупации Украины и других независимых государств
Центральной и Восточной Европы и Кавказа.
США намерены
стимулировать и поддерживать конкуренцию и либерализацию на украинском
энергорынке, "помогать Украине и союзникам США и партнерам в Европе
снижать зависимость от российских энергоресурсов, особенно от
природного газа, которое Россия использует как оружие принуждения,
запугивания и влияния на другие страны".
США также нацелены
работать с членами Евросоюза и европейскими институтами в содействии
энергобезопасности путем развития диверсифицированных и
либерализованных рынков, которые обеспечивают диверсифицированные
источники, поставщики и маршруты.
И отдельным пунктом указано,
что "правительство США должно отдавать предпочтение экспорту
энергоресурсов США, чтобы стимулировать рабочие места для американцев,
помогать союзникам и партнерам США и усиливать зарубежную политику
США".
Вместе с тем, как заявил "Интерфаксу" партнер американской
юридической фирмы Baker&McKenzie Александр Лэми (Alexandre Lamy),
основания, по которым президент США может наложить санкции в отношении
российских трубопроводов, необязательно связаны с положениями
"Энергобезопасности Украины".
В соответствии со статьей о
санкциях по трубопроводам "президент может по своему усмотрению ввести
санкции в отношении любой персоны (как физического, так и юридического
лица), которая, как выяснится, инвестирует" в такие проекты.
"Президент
имеет значительную свободу в определении того, кто может быть вовлечен
в подсанкционную деятельность, и стоит ли вводить эти санкции", -
подчеркнул партнер Baker&McKenzie.
"Объявление зарубежной
политики США может как повлиять, так и не повлиять на любое решение
президента, которое должно приниматься в "координации с союзниками
США", - подчеркнул юрист.
Привет, оружие
Однако,
по мнению управляющего партнера консалтинговой компании IVJ Business
Partners Дениса Королева, с учетом списка российских экспортных
трубопроводных проектов можно предположить, кто имеется ввиду под
союзниками США в данном вопросе: страны ЕС в отношении проекта "Северный
поток 2", Китай - в отношении газопровода "Сила Сибири" и нефтепровода
"ВСТО" и Турция - в отношении проекта "Турецкий поток".
"Не
является ли эта статья механизмом решения как самими США, так и
упомянутыми союзниками своих чисто экономических вопросов? Особенно,
если исходить из того, что санкции нацелены непосредственно не на
"Газпром", а на тех, кто ему в этом помогает, то есть, на инвесторов,
подрядчиков и поставщиков из стран - "союзников" США", - сказал эксперт.
"Такой
механизм фактически создает пространство для торга. Тем более, что
оговорка про "координацию с союзниками" достаточно аморфная - в какой
форме она будет осуществляться и какое решение примут США, если
договориться не удастся, пока непонятно", - сказал Королев.
"Не
надо забывать, что партнеры "Газпрома" по проекту "Северный поток 2" -
крупные игроки на рынках природного газа и СПГ (например, Shell
обладает крупнейшим в мире портфелем СПГ), конкуренция на которых
стремительно возросла за последние 3 года (и продолжает расти), а
доходность - существенно снизилась", - сказал эксперт.
"Эти же
самые факторы, наряду с тем, что предложение газа в Европе превышает
спрос, вполне могут в сочетании с новым аргументом про "координацию" с
США дать в руки ЕС дополнительный рычаг давления на РФ в вопросах
реализации энергетической - и не только - политики ЕС, в том числе в
вопросах ценообразования на российский газ", - сказал Королев.
Юрист
отмечает также, что Китай в настоящее время является крупнейшим
торговым партнером США, и аргумент о "координации" с США в вопросе
антироссийских "трубопроводных" санкций позволит ему при необходимости
занять более жесткую коммерческую позицию в вопросе пересмотра цены на
российский газ по подписанному в 2014 году 30-летнему контракту, а также
привести к осложнению ценовых переговоров с Китаем в отношении
поставок по второму "западному" трубопроводному проекту.
"Однако
из всех перечисленных "союзников" в наиболее трудном - хотя
одновременно и в наиболее потенциально выгодном - положении окажется
Турция. На протяжении последних 4 лет президент Турции демонстрировал
чудеса политической гибкости, умело лавируя между США, Россией и ЕС", -
считает Королев. По его мнению, Турция на фоне осложнения политических
отношений с ЕС и непростой ситуации в ценовых переговорах по поставкам
газа из России может использовать потенциальные санкции США в качестве
аргумента на переговорах по цене поставок российского газа как по
строящемуся газопроводу "Турецкий поток", а также относительно длящегося
арбитража по цене текущих поставок.
12 санкций
Вариантов
санкций, которые могут быть наложены на помогающих России строить или
просто ремонтировать экспортные трубопроводы, - 12. Во-первых,
президент может указать экспортно-импортному банку США (Ex-Im Bank) не
давать разрешения на предоставление гарантии или расширение кредита или
участие в расширении кредита в связи с экспортом любых товаров или
услуг лицу, которое нарушит санкции.
Во-вторых, президент может
приказать правительству США не давать лицензии или разрешения на
экспорт товаров или услуг по ряду подзаконных актов.
В-третьих,
президент может запретить любому финансовому институту США осуществлять
займы или давать кредиты нарушителю в размере, превышающем $10 млн в
любой 12-месячный период за исключением случаев, если лицо вовлечено в
деятельность по облегчению человеческих страданий, и займы и кредиты
обеспечивают эту деятельность.
В-четвертых, президент может
указать представителям США в международных финансовых институтах
голосовать против предоставления любых займов в пользу нарушителей.
Если
нарушитель является финансовой организацией, он не сможет быть
первичным дилером или оказывать услуги или хранителем госфондов.
В-шестых, США могут не покупать или не заключить контракт по покупке любых товаров или услуг с нарушителем.
Президент
может, в тех рамках, где он может предписывать, запретить любые сделки
на бирже, находящейся под юрисдикцией США, и в которой нарушитель
имеет любой интерес.
Аналогично президент может запретить любые
переводы кредитов или платежей между финансовыми институтами в той
степени, в которой такие переводы подпадают под юрисдикцию США и
затрагивают интересы нарушителя.
Президент может запретить
покупку, хранение, транспортировку, импорт или экспорт любой
собственности нарушителя, которая находится под юрисдикцией США.
Президент
может запретить любому лицу США инвестировать или покупать
значительное количество акций или долговых инструментов нарушителя.
Любому
иностранцу, которого президент идентифицирует как должностное лицо или
руководителя компании, нарушившей запрет, может быть отказано в визе
или его могут выгнать из США.
И последним пунктов значится
возможность подвергнуть всем вышеперечисленным санкциям главных
должностных лиц или служащих лица, подвергающегося наказанию. |