ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > ЗОЖ отбрасывает тень

ЗОЖ отбрасывает тень


10-08-2017, 10:10. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

ЗОЖ отбрасывает тень

Фото из открытых источников

На минувшей неделе с подачи газеты «Известия» ряд СМИ напомнил о намерении Минздрава России внести в Стратегию формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) населения положение о запрете на продажу спиртного в выходные дни

С такой инициативой выступил Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины Минздрава — главный разработчик проекта Стратегии ЗОЖ, представленной властями в начале этого года.

Разработчики проекта Стратегии — межотраслевого документа, бурно обсуждаемого десятками ведомств и экспертов вот уже несколько месяцев, — уверены, что в сфере государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения недостаточно предпринимаемых мер. В том числе направленных на снижение доступности алкоголя путем ограничения и жесткого контроля его розничной продажи по месту и времени. «Отсутствуют ограничения на продажу алкоголя в выходные дни», — указано в проекте.

Замминистра Минпромторга РФ Виктор Евтухов заявил на встрече с журналистами, что данная инициатива может привести к росту самогоноварения и, следовательно, к развитию нелегального рынка алкоголя. Отметил он также, что не знает примеров подобных ограничений в других странах. Аналогично категорично высказался об инициативе Минздрава и глава комитета палаты по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.

Надо признать, что пока игроки алкогольного рынка и представители федеральных министерств сходятся в одном: пить по выходным жители России не перестанут, а алкоголь будут покупать там, где его продают, пусть и нелегально.

По мнению управляющего по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям в регионе Сибирь пивоваренной компании «Балтика» Ольги Егоровой, положение о возможном запрете продавать алкоголь по выходным дням фактически противоречит обозначенным целям снижения злоупотребления алкогольной продукцией: «Абсолютно очевидно, что произойдет замещение спроса потоком нелегального алкоголя, который быстро заполнит рынок. То есть, запрет не только не решит проблему, но и усугубит ее: вырастет степень опасности для здоровья населения. А ведь уже сейчас контролирующие органы подтверждают, что более 50% рынка крепкого алкоголя — нелегальная продукция. В такой ситуации ограничивать легальный рынок — значит, способствовать росту подпольной торговли».

Дорогое здоровье, дешевые «градусы»

Не стоит забывать и о том, что на нынешний день экономическая ситуация в России оставляет желать лучшего, а учитывая, что цены на алкоголь с каждым годом становятся выше, благоприятная атмосфера для процветания производства нелегальной алкогольной продукции создается и без дополнительных инициатив Минздрава.

«Главное негативное последствие от введения такой инициативы будет заключаться в скачкообразном росте самогоноварения и нелегальных продаж, причем речь идет о контрафактном и некачественном крепком алкоголе, который уже сейчас имеет ценовое преимущество, — уверен представитель EFES RUS по связям с общественностью и органами власти Павел Филиппов. — В условиях экономического кризиса и низкой платежеспособности люди пойдут искать более дешевые «градусы». Для ритейлеров это также потеря продаж, а для малых форматов еще и вопрос выживания, т.к. алкогольная продукция — одна из наиболее рентабельных позиций в ассортименте».

Что касается ритейла, то он может пострадать не менее других участников рынка. Запрет продажи любой продукции влияет на положение сети, говорит генеральный директор торгового холдинга «Сибирский гигант» Александр Егоров. Он отмечает: выходные дни — основное время покупки алкогольных напитков, пик продаж у продуктового ритейла приходится как раз на время с вечера пятницы до конца воскресенья. Такой большой и одновременно неудовлетворенный спрос логично породит резкий рост нелегальных продаж, в том числе некачественной продукции, активизируются нелегальные производители и нелегальные торговые точки, считает Егоров.

По словам большинства экспертов отрасли, запрет на продажу алкоголя после 22 часов не оказал значительного влияния на рынок алкогольной продукции, поскольку ночное потребление все-таки человеку легко спрогнозировать и позаботиться о покупке заранее, то полный запрет торговли в выходные приведет к резкому росту теневого рынка. Если легальные, проверенные торговые точки, торгующие качественным продуктом, не смогут продавать алкоголь, человек просто будет вынужден искать другие «варианты». И эти «варианты» точно не приведут к снижению алкоголизации населения.

Этот тезис поддерживает и руководитель Новосибирского областного отделения общероссийской общественной организации МСП «ОПОРА РОССИИ» Сергей Соколов. По его мнению, одобрение данной инициативы приведет к тому, что цивилизованный рынок потеряет емкость и выручку, «причем общественно полезного результата мы увидеть внятно не сможем».

«Если у Минздрава есть задача снижения алкоголизации, то это комплекс решений, а не сегмент продаж, — поясняет Сергей Соколов. — Сложно предположить, что те потребители, которые регулярно употребляют алкоголь, не смогут найти альтернативного напитка! Не факт, что он будет качественным и безопасным. Среднестатистический же потребитель не купит, а предприниматель не сможет продать ему».

 09-02.jpg

Градус регулирования

По словам экспертов, существующее российское законодательство и так довольно жестко регулирует рынок алкогольных напитков, особенно крепких: ряд запретов и ограничений достаточен для того, чтобы избавить рынок от фальсифицированной продукции, а нарушителей закона строго карать. «Действующие на текущий момент ограничения вполне достаточны, если эффективно контролировать их выполнение. Если же принимать все новые и новые запреты, это будет способствовать только разрастанию нелегального рынка, — делится Алексей Соловьев, председатель Новосибирской областной общественной организации продавцов и производителей пива и алкогольной продукции. — Уже сейчас регулирующие органы подтверждают, что нелегальный крепкий алкоголь составляет более 50 процентов в этом сегменте. Есть предпосылки и по «серому» рынку пива. Нужно искать такие решения, которые способствовали бы «обелению» рынка, чтобы вся торговля алкогольной продукцией была контролируемой и цивилизованной».

По сути, необходимо не придумывать новые ограничения, а попросту усилить ответственность за соблюдение уже существующего законодательства, считают производители.

Как отмечает Алексей Соловьев, в РФ пивоваренная отрасль — одна из самых зарегулированных в мире: с 2007 по 2016 годы только акцизы на пиво выросли в 10 (!) раз, на федеральном и регио­нальном уровнях введено огромное количество ограничений для производителей и ритейлеров.

«Если таким образом регулятор надеется решить проблемы злоупотребления алкоголем, мы не думаем, что это эффективно. Напиток с небольшим содержанием алкоголя становится менее доступным, в том числе по цене. Потребитель ищет, где купить подешевле, в итоге — все более доступной альтернативой становятся суррогаты алкоголя. В Сибири этот вопрос как никогда актуален! История с «боярышником» в Иркутске и поддельным виски в Красноярске — это реальные человеческие жертвы. Полагаю, что очередной запрет не поможет решить эту проблему», — резюмирует Соловьев.

Для решения задач, озвученных Минздравом, необходимо формирование предсказуемых условий для ведения цивилизованного бизнеса, развитие процедуры оценки регулирующего воздействия законодательных инициатив, звучащих как на федеральном, так и на регио­нальном уровнях, уверены участники рынка.

Это поможет избежать принятия эмоцио­нальных популистских решений «по ситуации», которые в итоге имеют негативные последствия как для экономики, так и для здоровья жителей страны.

Инициатива одна — проблемы смежные

Если продажи алкогольных напитков в выходные дни ограничат, это скажется и на смежных отраслях, и заметней всего — на производстве стеклянной тары. Не успели стекольные заводы чуть вздохнуть и обрадоваться победе в истории с ПЭТом, на горизонте новая напасть. По мнению председателя Совета директоров АО «Завод «Экран» Павла Бобошика, прямым следствием введения ограничений — при падении потребления пива — может стать сокращение пивоварами объемов розлива напитков, в том числе в стеклянную тару. А это, безусловно, скажется и на деятельности стеклотарных предприятий, которые будут вынуждены искать дополнительные каналы сбыта, чтобы не снижать объемы производства. 

«Нет никаких проблем для потребителя, чтобы купить водку заранее, допустим, в пятницу. Таким образом, предлагаемая мера незначительно повлияет на объемы реализации крепких алкогольных напитков, — уверен топ-менеджер стеклотарного производства. — Вместе с тем, если кому-то понадобится приобрести крепкий алкоголь в выходные, то он будет вынужден обращаться к нелегальным продавцам, которым государство откроет новую нишу для «экономической» деятельности. Данная законодательная инициатива спровоцирует рост несанкционированной продажи водки, в том числе, контрафактной — именно ею чаще всего и торгуют в подполье. Тем самым будет нанесен ущерб интересам государства, которое стремится заботиться о здоровье населения».

Однако, как отмечает представитель EFES RUS по связям с общественностью и органами власти Павел Филиппов, паниковать пока рано: несмотря на то, что Минздрав сообщил о рассмотрении такой возможности, законодательно инициатива пока не оформлена. Кроме того, она не была одобрена Минпромторгом. Если же подобное предложение и будет принято, то, безусловно, рынок будет наблюдать существенное снижение продаж. Пока же, по словам Филиппова, количественно оценить негативное влияние на рынок трудно.

Стоит напомнить, что опыт введения жестких ограничений на производство и продажу алкогольных напитков у нашей страны уже есть. Антиалкогольная кампания 1985–1986 гг. предполагала сначала резкое сокращение производства горячительных напитков, а затем введение собственно «сухого закона». За годы его действия производство алкоголя сократилось более чем в два раза. Результатом также стало сокращение в разы налоговых поступлений в бюджет страны (монополия на водку приносила в казну до 50% всех доходов от продажи продуктов), резкий скачок продаж сахара, соков, карамели, томатной пасты, спиртсодержащих товаров и прочих ингредиентов для самогоноварения, и, как следствие — их дефицит. А главное, рост нелегального черного алкогольного рынка.

Вопрос — зачем спустя более чем 30 лет снова достаются старые грабли — остается открытым.

Вернуться назад