ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Бюджетный парадокс: зависимость от нефти снижается параллельно падению ее цены
Бюджетный парадокс: зависимость от нефти снижается параллельно падению ее цены4-07-2017, 09:07. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Заместитель министра финансов РФ Владимир Колычев заявил, что федеральный бюджет нашей страны в 2018 году будет балансироваться при среднегодовой цене на нефть в диапазоне в 50-55 долларов за один баррель, в отличие от диапазона в 60-65 долларов в этом году.
Требования бюджета по ценам на нефть в 2018 году будут ниже, чем сегодняЭто заявление подтверждает недавний тезис председателя правительства РФ Дмитрия Медведева о том, что дефицит федерального бюджета в 2018 году сократится почти в два раза. Напомним, что запланированный на 2017 дефицит равнялся 2,75 трлн рублей или 3,2 процента от национального ВВП, но благодаря соглашению России и ОПЕК по сокращению добычи нефти и урегулированию ситуации рынке, положение дел здесь оказалось значительно лучше. Достаточно сказать, что федеральный бюджет на 2017 год рассчитан, исходя из среднегодовой цены в 40 долларов за баррель, а сейчас она держится в диапазоне 50-55 долларов. Вследствие этого, прогнозируемый дефицит федерального бюджета за 2017 год сократился до 2,1 процента от национального ВВП или суммы объемом в 1,8 трлн рублей. И на этом фоне прогноз Колычева говорит о том, что у России есть шанс в 2018 году получить бездефицитный бюджет.
Доцент РАНХиГС Сергей Хестанов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что прогноз Колычева не свидетельствует, что в следующем году ситуация будет легче, чем сегодня. Бюджет будет балансироваться, исходя из консервативного прогноза«Ориентировочная цена на нефть, при которой федеральный бюджет балансируется по доходам и расходам, оказывает серьезное влияние на его формирование на будущий год, но в контексте нашей ситуации – это далеко не единственный подобный фактор», - заключает Хестанов. Например, как замечает Сергей Александрович, если оглянуться назад, то бюджетирование в нашей стране всегда происходит на фоне самого консервативного прогноза цен на нефть. «Поэтому, скорее всего, какого-либо тактического влияния на процесс составления бюджета на следующий год этот прогноз Колычева оказывать не будет, но вот в стратегическом плане он может сыграть существенную роль в этом важном вопросе», - констатирует Хестанов.
Дело в том, как считает эксперт, от уровня цен на нефть, на котором будут сбалансированы доходы и расходы федерального бюджета, зависит сохранение средств резервных фондов. «Чем ниже цена на нефть, при которой бюджет балансируется, тем меньше нужно участие средств резервных фондов для балансирования его доходов и расходов», - резюмирует Хестанов. Правительству, в любом случае, придется сокращать расходы бюджетаЭто важное обстоятельство для текущей российской ситуации, когда средства резервного фонда на исходе, и уже даже существует вероятность задействования ресурсов Фонда национального благосостояния – можно вспомнить дискуссию об объединении этих структур воедино. «Здесь всегда присутствует определенный компромисс – существует смысл заложения высокой цены на нефть в расчет федерального бюджета, но нужно понимать, что это дает прямой риск чрезмерному расходованию средств бюджетных фондов. С другой стороны, заложенная низкая цена на нефть в рамках расчетов нашего федерального бюджета на практике означает очень серьезный секвестр многих его расходных статей», - заключает Хестанов. Ведь даже сегодня, когда в бюджете на 2017 год уровень цен на нефть заложен на отметке в 40 долларов за баррель, все дополнительные доходы не идут напрямую на покрытие расходных статей, а увеличивают российские золотовалютные резервы и резервный фонд.
Вследствие этого, независимо от того, какие цены на нефть будут в будущем году, если точка отсчета в виде 40 долларов за баррель, сохранится в рамках расчетов федерального бюджета, нам предстоит выдержать очередное сокращение государственных расходов. При этом, надо сказать, что очень многие эксперты предлагают здесь уменьшить объем российского военного бюджета. Проблема здесь заключается в том, что расходы на социальный сектор у нас на практике заморожены, расходы на госуправление также урезаться не будут и в итоге остается наш военный бюджет с его программой перевооружения на ближайшие 3 года. Так что, есть вероятность, что эти расходы будут в итоге растянуты во времени с 3 до пяти календарных лет. Среднегодовая цена на нефть в 2018 году будет ниже чем в 2017«Таким образом, выбор цены на нефть в расчетах федерального бюджета всегда является этаким компромиссом между сторонниками разных подходов, но чем ниже цена этого компромисса, тем ниже риски для российских государственных резервов», - констатирует Хестанов. Именно поэтому очень много экспертов предлагают сократить не только военные расходы, но и провести так называемые структурные реформы по изменению системы расходования средств федерального бюджета для интенсификации роста нашей национальной экономики.
«В данной ситуации большое значение играет среднегодовая стоимость нефти в будущем году, но на практике это такой макроэкономический показатель, который очень плохо поддается прогнозу. Ведь достаточно сказать, что случаев, когда цена нефти на мировом рынке сильно откланялась от прогнозов известно очень много и все их хорошо помнят», - резюмирует Хестанов. Главный фактор, который давит на цены на нефть – это успехи, которые сегодня достигли, производители сланцевой нефти в США даже в условиях текущих ценовых диапазонов. «Надо понимать, что сланцевики в США постоянно снижают свои издержки, из-за чего можно сделать вывод, что цена на нефть в следующем году будет не выше, чем в этом году. Поэтому наиболее вероятно, что диапазон цен на нефть в 2018 году будет находиться на уровне в 40-50 долларов за баррель, причем с трендом на дальнейшее понижение», - заключает Хестанов. Вернуться назад |