Наблюдается утечка летных кадров гражданской авиации России за рубеж
Как пишет Елизавета Кузнецова в статье "Перелетчики гражданской авиации", опубликованной в сегодняшнем номере газеты "Коммерсантъ",
российские авиакомпании всерьез обеспокоены утечкой летных кадров в
Азию: по данным "Ъ", за последние 2,5 года туда уехали на работу более
300 командиров воздушных судов (КВС) и инструкторов (около 100 из них в
Китай), еще 400 человек — в процессе трудоустройства. Основной причиной и
в отрасли, и в Минтрансе считают высокий разрыв в зарплатах на фоне
слабого рубля. Отток кадров начал сказываться на рынке: нехватку пилотов
источник "Ъ" называет одной из причин скандального сокращения полетной
программы "ВИМ-Авиа". Не исключено, что для решения проблемы
авиакомпании РФ могут опять запросить расширение квоты на наем
иностранных пилотов.
(с) Александр Подгорчук / Коммерсантъ
Российские авиакомпании обеспокоены утечкой кадров в Азию, в частности
Китай и Корею, рассказали "Ъ" источники в отрасли. По их сведениям, за
последние 2,5 года в регион уехало более 300 "наиболее подготовленных
пилотов с отличными знаниями английского" — КВС и КВС-инструкторов. Еще
порядка 400 пилотов этих категорий — "в процессе оформления документов".
По данным "Ъ", утечка затронула, в частности, S7, "Уральские
авиалинии", "Волга-Днепр" и "ВИМ-Авиа".
Собеседник "Ъ" замечает, что уход из "ВИМ-Авиа" сразу 12 КВС мог стать
одной из причин масштабных сбоев полетной программы (о ней см. "Ъ" от 8
июня). В авиакомпании подтвердили "Ъ", что некоторые пилоты уехали
работать в Китай, Индию и Вьетнам. Основная причина оттока, по мнению
"ВИМ-Авиа", "имеет экономический характер": в странах Азии государством
созданы условия, благоприятствующие привлечению иностранного летного
состава. Здесь нет ограничений и квот для пилотов-иностранцев, лояльная
система валидации летного состава, и рекрутинговые агентства подбирают
кадры в РФ и других странах.
В Китае в 2016 году насчитывалось 50,5 тыс. пилотов, из них — 25,2 тыс.
коммерческих (за год их число выросло на 2,3 тыс. человек). По данным
Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по 5,5 тыс.
пилотов в год — 111 тыс. человек к 2035 году. В 2016 году в стране было
59 авиакомпаний и 218 аэропортов, их перевозки выросли на 12%, до 488
млн пассажиров, а всего через аэропорты КНР прошло более 1 млрд человек.
Авиакомпании РФ с 2011 года из-за дефицита КВС также боролись за право
нанимать иностранных пилотов, и в 2014 году правительство выделило им
квоту — до 200 иностранцев в год. Но это совпало со спадом
пассажиропотока (в 2015 году — на 1,2%, в 2016-м — на 3,8%) и
ослаблением рубля, спрос на работу в РФ упал. У "Аэрофлота" 21
иностранный пилот (18 человек — из Чехии), квота компании — 80 человек.
Источник "Ъ" в одном из зарубежных рекрутинговых агентств, ищущих
пилотов для КНР, согласен, что приток летчиков из РФ совпал с падением
пассажиропотока и прекращением полетов "Трансаэро" (осень 2015 года),
когда из компании было уволено более 10 тыс. человек. По его словам,
зарплата пилота в Китае в среднем в четыре раза выше, чем в РФ,— от
$17-25 тыс. в месяц. График работы — 80 часов налета в месяц (в РФ —
90), не менее 96 дней отпуска (в России — 70 дней). С 2016 года в Китае
упрощена выдача пилотам разрешений на работу, что "лишь стимулирует
приход летного состава из России", говорит источник "Ъ". Интерес к
россиянам проявляют десять китайских авиакомпаний, основной спрос — на
КВС с налетом от 2,5 тыс. часов. Сейчас в КНР порядка 100 российских КВС
и инструкторов, еще столько же готовятся к приему на работу.
Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев в кулуарах ПМЭФ-2017 рассказал,
что в компании есть дефицит российских КВС, и подтвердил, что "пилоты
гурьбой уходят в Азию и Китай, где заработные платы в 1,5-2 раза выше".
Авиакомпания уже пять раз увеличивала зарплату, но "больше не видит
возможностей для ее роста", поскольку второй пилот получает 320-350 тыс.
руб. в месяц, КВС — 470 тыс. руб., а инструктор — более 500 тыс. руб.
"Аэрофлот" запросил новую квоту на 40 иностранных пилотов. По данным
"Ъ", на 20% выросла зарплата летного состава "Уральских авиалиний" (там
отказались от комментариев). В S7 "Ъ" подтвердили наличие проблемы, но
"пока только в единичных случаях". В "Волга-Днепр" на запрос "Ъ" не
ответили.
В "ВИМ-Авиа" подчеркивают, что иностранные компании не несут затрат на
подготовку пилотов, не имеют обязательств по их пенсионному и
соцобеспечению по окончании контракта, поэтому предлагают более выгодные
условия оплаты труда. Утечка кадров наносит ущерб не только
перевозчикам, но и экономике РФ в целом, считают в компании, так как
большинство уезжающих получили образование за госсчет, а при работе за
рубежом по краткосрочным контрактам не платят отчисления в Пенсионный и
другие фонды. Проблему утечки кадров нужно поднять с отраслевого до
государственного уровня, говорят в "ВИМ-Авиа".
В Минтрансе "Ъ" подтвердили тенденцию утечки кадров, но заверили, что
"проблема гораздо меньшего масштаба". Там согласны, что отток вызван
"прежде всего курсовой разницей валют". Предложения для предотвращения
ухода пилотов обсуждаются с Ассоциацией эксплуатантов воздушного
транспорта и скоро "будут представлены на общественное обсуждение". В S7
добавили, что планируют обсудить варианты решения проблемы с
участниками отрасли. Пока, по словам источника "Ъ", российские
авиавласти лишь формально затрудняют пилотам доступ к работе за рубежом —
например, отказываясь подтверждать иностранным компаниям лицензию
пилота или предоставлять другие документы, ссылаясь на закон о защите
персональных данных.
Исполнительный директор "Авиапорта" Олег Пантелеев говорит, что с
открытием рынков необходимо смириться с оттоком персонала или начать
реально повышать зарплаты. Эксперт не исключил, что для покрытия
дефицита кадров может быть принято решение расширить квоты по найму
иностранных КВС.
Вернуться назад
|