ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Крым научился обходить санкции
Крым научился обходить санкции6-06-2017, 08:15. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Формально
Крым переживает катастрофическое падение внешней торговли, но в
реальности полуостров завален импортными товарами, а местные заводы,
в том числе государственные, без проблем продают свою продукцию
за границу. Поскольку в Крым не ходят иностранные суда, а самолеты
с полуострова не летают за границу, почти весь импорт и экспорт идет
в обход санкций — через порт Новороссийск, расположенный в материковой
части России.
Формально
импорт Республики Крым в 2016 году в сравнении с предыдущим годом упал
на 43,5% до 66,5 миллиона долларов, экспорт — на 40% до 47,7 миллиона
долларов, следует из данных Крымстата. Импорт Севастополя сократился
на 12,6% до 33,4 миллиона долларов, экспорт — на 73,3% до $5,9 миллиона
долларов, согласно материалам Севастопольстата.
Общий
внешнеторговый оборот полуострова в 2016 году, таким образом, составил
153,5 миллиона долларов, что на 92,1% меньше, чем в 2013 году, когда
полуостров контролировался Киевом (1 миллиард долларов импорта и 905
миллионов долларов экспорта).
Несмотря
на сильное формальное уменьшение внешнеторговой активности Крыма, она
остается весьма уверенной в условиях санкций. В крупных магазинах Крыма
не ощущается нехватки импорта. В отдельно взятом торговом центре
«Муссон» в Севастополе можно купить практически любой иностранный товар,
начиная от макарон итальянской фабрики Pastificio Gallo Natale,
заканчивая бытовой техникой Bosch, LG, Tefal и компьютерными
процессорами Intel.
Отметим,
что 67% импорта в республику Крым приходит из (по убыванию) Беларуси,
Италии, Турции, Швейцарии, Армении и Китая, следует из данных Крымской
таможни. Большая часть импорта приходится на продовольственные товары,
сельхозсырье, машины, оборудование и транспортные средства.
На
первый взгляд источник этого импорта выглядит сверхъестественно, если
учесть, что иностранные суда в Крым практически не ходят, а аэропорт
Симферополя, хоть и имеет грузовой терминал, не выполняет заграничные
рейсы, сообщил в EurasiaNet.org собеседник в аэропорту. «Часть рейсов
с товарами выполняются в направлении Москвы, но их дальнейшее движение
нам не известно», — сказал источник. Даже если аэропорт обслуживает
часть импорта или экспорта Крыма, его вклад во внешнеторговую
деятельность должен быть мизерным, поскольку авиационный транспорт —
самый дорогой.
Иностранные
судовладельцы стараются не связываться с морскими портами Крыма в связи
с политической обстановкой. «К нам обращались с просьбой организовать
экспорт товаров из Армянска в Индию, — отметил источник EurasiaNet.org
в ГУП «Крымские морские порты». — Но ни одна из иностранных компаний
не согласилась отправить к нам суда. В итоге решили проблему за счет
дополнительной перевалки груза в порту [российского города]
Новороссийск. Большая часть импорта и экспорта полуострова выполняется
именно через него. Между Новороссийском и Крымом ходят российские суда,
но возят в том числе импортные и экспортные грузы».
На
рынке есть несколько транспортно-экспедиторских компаний, которые
занимаются ввозом товаром в Крым и вывозом из него именно через порт
Новороссийска, однако во всех без исключения фирмах от комментариев
отказались. Петербургская компания «Мангуст» выполняет «международные
и внутренние перевозки грузов в Крым», новороссийская фирма
«Югтранс-Форвард» организует «морскую перевозку груза из любой точки
мира в Крым», симферопольская компания «Импорт Крым» предлагает
организовать ввоз товаров в Крым «из любой точки земного шара, в том
числе из Украины».
В
компанию «Югтранс-Форвард» корреспондент EurasiaNet.org обращался
под видом потенциального клиента, которому потребовалось доставить
в Севастополь 3,65 тонны плитки завода Polis Ceramiche, расположенного
в итальянском городе Модена. «Вообще мы не занимаемся сборными грузами,
но при желании это можно организовать. Правда, это будет очень дорого.
Вы пришлите предложение на почту, мы вам все посчитаем и проложим
маршрут», — сказали в компании, но на письмо не ответили.
Практика
вовлечения новороссийского порта во внешнюю экономику Крыма
подтверждается и одним из официальных источников. В начале мая
гонконгская компания Logistics Consulting Group представила на Ялтинском
международном экономическом форуме проект экспорта крымской пшеницы
в Китай в объеме 450-500 тысяч тонн в год. «В соответствии с условиями
китайской стороны, пшеница будет поставляться в мешках, которые будут
отправлены в Китай морем в контейнерах через порт Новороссийск. При этом
между Крымом и Новороссийском будет организована местная морская
контейнерная линия», — говорится на сайте форума, хотя на самом деле
такая линия уже существует (контейнеровозы из порта в порт идут двое
суток и в день прибытия опустошаются, загружаются и уходят обратно).
«Организация
регулярного контейнерного сообщения между Крымом и Китаем сделает
доступными для крымских экспортеров и импортеров рынки стран, в порты
которых заходят суда-контейнеровозы на пути из Новороссийска в Китай,
включая Ближний Восток, Иран, Пакистан, Индию, Юго-Восточную Азию, Корею
и Японию», — цитируют организаторы форума китайскую компанию.
Вероятно,
именно вовлечением новороссийского порта в снабжение Крыма объясняется
рост его грузооборота, который с 2004 по 2013 годы был достаточно
стабильным и колебался на уровне 110-120 миллиона тонн, а с 2014 года
вдруг начал неуклонно увеличиваться. В 2014 году он вырос до 121,5
миллиона тонн, в 2015-м — до 127,1 миллиона, в 2016-м — до 131,4
миллиона.
Среди
основных конечных получателей экспортной продукции республики Крым,
по данным ФТС, в порядке убывания — Китай, Украина, Беларусь и Индия. На
эти страны приходится 84% экспорта, в том числе, как ни странно,
на Украину — 29% (13,9 миллиона долларов). Почти весь экспорт состоит
из трех видов продукции — машины, оборудование и транспортные средства,
продукты химической промышленности и продовольственные товары
и сельскохозяйственное сырье.
Причем
многие крупные производители не скрывают этого. Например,
машиностроительный завод «Фиолент» продает Беларуси и Казахстану приборы
для кораблей и электроинструменты. Винный завод «Массандра»,
национализированный управлением делами президента РФ, в 2016 году
поставил почти 200 тысяч бутылок в Белоруссия, Китай и Украину. Крымский
содовый завод реализует за границу пищевую соду.
Вернуться назад |