ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Внешние факторы способствуют экономическому росту в Армении

Внешние факторы способствуют экономическому росту в Армении


15-05-2017, 08:44. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Парламентские выборы в Армении, состоявшиеся 2 апреля, отодвинули на второй план процессы, происходящие в экономике с начала нынешнего года. Между тем по итогам первых четырёх месяцев можно констатировать, что здесь происходит много интересного, как, впрочем, и дискуссионного.

Отметим, что к концу первой декады мая официальная статистика так и не опубликовала данные о росте ВВП, взамен чего, как обычно, были представлены сведения о росте экономической активности, который составил 6,7% по сравнению с тем же периодом 2016 года. Обычно эти данные совпадают с данными по росту ВВП. Если судить по официальным статистическим данным, то первый квартал, несомненно, был весьма благоприятным для экономики страны. Более того, можно даже констатировать, что в течение последних нескольких лет такого удачного периода не было.

Рост экономической активности за упомянутый период обеспечили три сферы – промышленность, торговля и услуги. Так, промышленной продукции было произведено примерно на 361,8 млрд. драмов (при курсе 1 доллар США = 485 драм), увеличившись на 16,1%, сфера услуг принесла 301,9 млрд. драмов (рост на 10%), а оборот внутренней торговли – 489,2 млрд. драмов (рост на 11,3%). Кроме того, в энергетическом комплексе рост составил 9,3%.

В то же время одновременно с ростом в промышленности, сфере услуг и обороте внутренней торговли был зафиксирован существенный спад в строительстве (на 13,6%, или на 17,1 млрд. драм) и небольшой (на 1,5%) спад в сельском хозяйстве, объем валовой продукции которого составил 69,5 млрд. (заметим, что спад в сельском хозяйстве можно оценивать как сезонный).

Напомним, что, согласно бюджету, рост ВВП Армении на 2017 г. заложен в размере 3,2%. Всемирный банк прогнозирует рост экономики страны до 2,7%, ООН – до 2,7%, Fitch – 2,1% и ЕАБР – 2,9%, АБР – 2,2%. Кроме того, в первом квартале в Армении была зафиксирована дефляция в размере 0,3%.

Глава армянской миссии МВФ Хоссейн Самиеи по итогам первого квартала заявил, что потенциал экономического роста в Армении по итогам года может составить 4% с перспективой увеличения до 6-7%. «Данного показателя можно будет достичь, если правительство Армении проведет структурные реформы, улучшит конкурентные условия в стране, что позволит активизировать экономику», – выдал традиционные рецепты г-н Самиеи. При этом он сообщил, что МВФ с учетом показателя экономической активности в Армении за первый квартал 2017 г. повысил прогноз роста ВВП страны по итогам  года на 0,2% – до 2,9%.

По его словам, повышение прогноза обусловлено более высоким, чем было запланировано, уровнем реализации капитальных программ, финансируемых из внешних источников. Кроме того, на повышение прогноза оказали воздействие также более высокий уровень собираемости налогов, относительный рост трансфертов из-за рубежа, повышение цен на медь (один из основных экспортных товаров из Армении) на мировом рынке и повышение прогнозов по экономическому росту в России.

Согласно отчёту Комитета государственных доходов Армении, объемы теневой экономики за последние четыре месяца сократились с 48,8% до 33,2%. По данным главы ведомства Вардана Арутюняна, с октября 2016 по апрель 2017 г. удалось обеспечить 653,8 млрд. драмов налоговых сборов. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост составил 46,1 млрд. драмов, или 7,6%.

Комментируя итоги первого квартала, глава правительства Карен Карапетян записал на своей страничке в Facebook: «В частности, объемы промышленного производства за первый квартал 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года выросли на 16,1%. Подобные показатели удовлетворительны, но недостаточны, и в этом направлении нашей команде еще предстоит огромная работа». А в интервью Общественному радио Австрии глава правительства подтвердил амбициозные планы на вложения в размере более 3 млрд. долл., источниками которых предполагается сделать инвестиции частного бизнеса, кредиты, программы доноров, госбюджет, региональные бюджеты. «Мы считаем реалистичным реализацию проектов на общую сумму в 830−840 млн. долл. в течение 2017 года», – заявил премьер-министр, добавив, что правительство сознательно установило для себя «очень высокую планку, которая вынуждает работать всех членов команды с максимальным напряжением сил».

«Мы говорим потенциальным инвесторам, что приходя в Армению, они получают также возможности для выхода на рынок Евразийского союза, а также – Ирана, с которым мы сейчас создаем свободную экономическую зону на границе», – напоминает К. Карапетян, и на этом фоне проявляются некоторые признаки улучшения инвестиционного климата в стране. Может быть, не в той степени, как этого ждут внутренние и внешние хозяйствующие субъекты, но тем не менее подписано несколько интересных инвестиционных соглашений.


Перечислим некоторые из них. Согласно сообщению пресс-службы правительства Армении, полностью готов проект строительства мусороперерабатывающего завода, стоимость которого оценивается в 65 млн. евро. Планируется, что завод ежегодно будет перерабатывать 200 тыс. тонн мусора. Также предприятие займется сбором мусора.

На площадях старого консервного завода в Армении планируется основать новое предприятие по переработке овощей и фруктов. Стоимость строительства нового завода составит 1,15 млрд. драмов. Предусмотрено создание 150 новых рабочих мест. При этом объемы собственных инвестиций составят всего лишь 400 тыс. драмов, а оставшаяся сумма будет получена за счет привлечения кредитных ресурсов.

Принято решение о начала строительства нового блока Ереванской ТЭС мощностью в 250 МВт и выводе из эксплуатации её третьего энергоблока. Инвестиции в строительство составят 250 млн. долл. Предполагается, что станция будет экспортировать электроэнергию в Иран и Грузию. Строительные работы продлятся 26 месяцев и завершатся во второй половине 2019 г. Их будет осуществлять итальянская компания Renco. Напомним, что в том же 2019 г. завершатся работы по строительству третьей ЛЭП Армения – Иран (400 кВ) и новой ЛЭП Армения – Грузия (400 кВ), что совместно со строительством Ереванской ТЭЦ позволит обеспечить надежность и бесперебойность поставок электроэнергии в соседние с Арменией страны и даст возможность Армении стать важным участником регионального электроэнергетического рынка.

Также подписано соглашение между Министерством экономического развития и инвестиций Армении и чешской компанией «Грандера» по созданию в стране завода по производству систем светодиодного освещения. Его строительство позволит создать конкурентоспособную армянскую продукцию, которую планируется экспортировать в Иран и страны ЕАЭС. Строительство завода должно быть осуществлено в течение 15 месяцев. Согласно предварительным данным, мощность предприятия на начальной стадии составит 18 тыс. единиц продукции ежегодно. На первом этапе планируется создание 170 рабочих мест, а после расширения производства общее количество сотрудников будет доведено до 400. 

Следует отметить, что экономическому росту Армении способствует и благоприятная внешняя конъюнктура. Об этом говорится в последнем ежемесячном Макроэкономическом обзоре, подготовленном Группой главного экономиста Евразийского банка развития (ЕАБР). «…Тенденции последних месяцев указывают на возможность выхода всех стран ЕАБР в зону положительных темпов экономического роста по итогам текущего года. Это в свою очередь будет расширять возможности стран региона в наращивании экспорта и использовании интеграционных процессов для дальнейшего восстановления экономической активности», – отмечает главный экономист ЕАБР Ярослав Лисоволик. Эти тенденции для Армении оценены как «благоприятные». По словам специалиста, с учетом стабилизации цен на сырье, а также обменных курсов большинства стран ЕАБР улучшаются и перспективы для выхода динамики товарооборота взаимной торговли региона ЕАБР в положительную зону по итогам нынешнего года.

Вторым внешним фактором, который позитивно отразился на повышении уровня экономической активности, оказались цены на медь, которые демонстрируют устойчивую тенденцию к росту. В частности, аналитики банка UBS прогнозируют рост средней по году цены на медь в 2017 г. до 6612 долл. за тонну, а в 2018 г. – 7165 долл. за тонну. Таким образом, цена этого металла обладает большим потенциалом роста с нынешнего уровня в 5682 долл. за тонну. В банке рассчитывают, что увеличение спроса в Китае в сочетании с вялым ростом поставок с горнодобывающих предприятий в 2017 г. приведет к образованию дефицита меди на рынке, что, в свою очередь, вызовет беспокойство участников рынка и рост цен.

В связи с вышеизложенным примечательно, что среди перспективных проектов, способных придать развитию экономики страны качественно новый импульс, премьер-министр упомянул «строительство медеплавильного завода».

Наконец, третьим внешним фактором роста стало увеличение объемов денежных трансфертов, прежде всего из России. В частности, по итогам первого квартала в Армению из России была переведена сумма, эквивалентная 99 млн. долларов. За аналогичный период прошлого года было переведено 50,5 млн. долларов, и таким образом рост составил без малого 100% (скорее всего, именно здесь нужно искать хотя бы частичное объяснение резких колебаний цен на отдельные продовольственные товары).

По вопросу роста трансфертов в Армению есть и неожиданности. В частности, налицо почти четырёхкратный рост трансфертов «из других стран», т.е. исключая Россию, США и Германию. Центральный банк пока не уточняет перечень этих «других стран».

Таким образом, несмотря на множество проблем и сдержанность в прогнозах, касающихся экономических перспектив Армении в этом году, можно констатировать, что правительство в целом и премьер-министр имеют полное право говорить о своей удовлетворительной работе. Экономические успехи будут важным фактором укрепления внутриполитических позиций Карена Карапетяна в условиях вполне возможного обострения внутривластной конкуренции по крайней мере на период завершения конституционной реформы в стране. В упомянутом интервью глава правительства заявил, что готов оставаться на своём посту (приобретающем в связи с конституционной реформой качественно иное значение) и после 2018 г.


Вернуться назад