ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Зачем банкам, «ВКонтакте» и РЖД понадобились виртуальные операторы
Зачем банкам, «ВКонтакте» и РЖД понадобились виртуальные операторы8-04-2017, 08:45. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Мнение аналитиков о стремлении крупных компаний развивать MVNO.
Основатель «Тинькофф банка» Олег Тиньков 5 апреля рассказал о планах банка запустить виртуального оператора связи на базе Tele2. «Я понимаю, как вас достала монополия "тройки операторов", их ужасный сервис, конские тарифы и обманы. Tele2 пытается изменить ситуацию, и вот мы идём к ним на помощь», — написал он. Проект «Тинькофф мобайл» должен начать работать в конце 2017 года. По словам Тинькова, абоненты получат «удобные тарифы, много бесплатного, крутые фишки и, конечно, суперпредложения по интернет-трафику, включая международный роуминг». «Запуск собственного виртуального оператора сотовой связи — ожидаемый и логичный для нас шаг, который вписывается в нашу стратегию по строительству полноценной финансовой экосистемы на базе платформы Tinkoff.ru», — пояснил председатель правления банка Оливер Хьюз. Накануне, 4 апреля, «ВКонтакте» запустила внутреннее тестирование своего виртуального оператора VK Mobile и приложения для управления его услугами. Сроки запуска и другие детали проекта в социальной сети не раскрывают. Известно лишь, что VK Mobile будет работать на сети «Мегафона», который в феврале 2017 года приобрёл контроль над холдингом Mail.Ru Group, владеющим «ВКонтакте». «Мегафон» и Mail.Ru Group принадлежат структурам Алишера Усманова. В феврале финансовый директор Mail.Ru Group Мэттью Хэммонд говорил, что запуск VK Mobile может состояться в июле 2017 года в рамках фестиваля VK Fest. Однако он не исключил, что планы могут измениться.
Управляющий партнёр фонда Russian Ventures Евгений Гордеев, развивающий проект сотового оператора «Атлас», считает, что «Тинькофф банк» способен нарастить крупную абонентскую базу, чтобы затем продать её кому-то из федеральных операторов.
Затраты «Тинькофф банка» на запуск оператора не превысят $10 млн, предположил в разговоре с «Ведомостями» Анатолий Сморгонский, ранее руководивший MVNO-направлением Tele2, а также «Скартелом» (бренд Yota, MVNO-проект «Мегафона»). По его словам, в эту сумму обойдётся базовый набор программного обеспечения и оборудования для обслуживания 3 млн клиентов виртуального оператора. Сумма вложений в подобные проекты зависит от целого ряда факторов, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. «Например, есть модель light-MVNO, при которой нет жёсткой интеграции с сетями, а идёт только выпуск SIM-карт и организация распространения SIM-карт, то это небольшие инвестиции. Есть full-MVNO с полной интеграцией и сетей, и процессов обслуживания, это уже другие деньги», — пояснил он. Конкретные суммы Солодовников назвать затруднился, пояснив, что цены зависят от количества закупаемого трафика, условий обслуживания и других параметров. Партнёрство с «Тинькофф банком» для Tele2 уже не первый проект в сфере MVNO. Из банков с оператором уже сотрудничает «Сбербанк». В октябре 2016 года дочерняя структура банка «СБ-Телеком» и оператор подписали соответствующее соглашение. В декабре 2016 года глава «Сбербанка» Герман Греф говорил, что проект уже «зарабатывает деньги» и позволяет банку экономить.
В начале апреля 2017 года источники Comnews рассказали, что «Сбербанк» планирует запустить тестирование своего виртуального оператора летом 2017 года. По данным издания, коммерческий запуск проекта намечен на конец 2017 года. На сети Tele2 работает также MVNO-оператор «Ростелекома», запущенный в ноябре 2016 года. SIM-карты проекта могут приобрести только новые и действующие клиенты «Ростелекома», которые пользуются как минимум одной из его основных услуг — домашний телефон, домашний интернет или платное ТВ. «Ростелеком» владеет 45% Tele2, остальное принадлежит Tele2 Russia Holding AB, 50% которого принадлежит ВТБ, 40% — Invintel B.V. Алексея Мордашова, 10% — банку «Россия» Юрия Ковальчука. О планах создать виртуального оператора связи говорила и дочерняя структура РЖД — «Транстелеком» (ТТК). По данным «Известий», компания также рассматривает вариант сотрудничества с Tele2. Активное участие Tele2 в развитии виртуальных операторов связано со стремлением компании привлечь как можно больше новых абонентов, поскольку сейчас оператор испытывает проблемы с наращиванием базы, рассказал vc.ru источник на телеком-рынке. По его словам, ради привлечения новых абонентов Tele2 готов продавать пакеты трафика по большой скидке, чтобы в будущем получить хоть какой-то доход. До сих пор Tele2 оставалась убыточной компанией. Из отчётности «Ростелекома» следует, что в третьем квартале 2016 года сотовый оператор принёс госпровайдеру 1,3 млрд рублей убытка. Начиная с третьего квартала 2016 года Tele2 перестала раскрывать отчётность. В компании объяснили это решение «жёсткой и фокусной реакцией других участников рынка». Доля рынка виртуальных операторовРазвитие MVNO в России началось очень поздно, говорит гендиректор аналитической компании Telecom Daily Денис Кусков. По его оценке, сейчас в России около 2,5 млн абонентов MVNO, при том, что всего в стране более 260 млн SIM-карт. «То есть на абонентов виртуальных операторов приходится менее 1%», — констатирует Кусков. По оценке управляющего партнёра управляющего партнёра «ТМТ Консалтинг» Константина Анкилова, MVNO обслуживают свыше 4 млн абонентов — это 1,5% рынка. Большинство абонентов, по его словам, контролируются оператором Yota. Любые данные по долям рынка будут лукавыми, утверждает гендиректор группы компаний Comnews Леонид Коник. «Если мы считаем Yota виртуальным оператором, то данные по рынку будут одни, а если отбросить квази—MVNO, аффилированные с операторами "большой тройки", — другими», — пояснил он. Партнёр ACM-Consulting Антон Погребинский также считает, что Yota сложно назвать в полной мере виртуальным оператором, так как компания принадлежит «Мегафону». Представители Yota отказались от комментариев, сказав, что оператор не раскрывает свою аудиторию. Почему только сейчасПозднее начало развития MVNO в России опрошенные vc.ru аналитики объясняют долгим отсутствием необходимой нормативно-правовой базы и нежеланием федеральных операторов пускать на этот рынок новых игроков.
Коник объясняет логику операторов «детскими страхами»: «Проникновение услуг сотовой связи в РФ составляет около 180%, и они считают, что любой MVNO станет каннибализировать их собственную абонентскую базу». Несмотря на это, федеральные операторы понимают, что MVNO способны компенсировать падение доходов, указывает глава Comnews. Операторы понимают, что их выручка сейчас не растёт, в особенности доход от абонентов, согласен Кусков. «Им выгодно, чтобы какая-нибудь крупная компания выкупала большие объёмы трафика», — говорит он. Операторы перестали увеличивать поступления от традиционных услуг, поэтому им необходимо либо увеличить количество оказываемых услуг, либо искать новые источники поступлений, рассуждает Кусков. По его словам, операторы готовы продавать трафик со значительными скидками, лишь бы получить дополнительный доход. «Развитие MVNO окажет скорее негативное влияние на доходы рынка из-за усиления конкуренции», — резюмирует Анкилов из «ТМТ Консалтинг» Что это даст компаниямКомпании ищут новые модели монетизации своей клиентской базы, говорит Анкилов. По его мнению, одновременное оказание услуг мобильной связи поможет повысить лояльности клиентов и способствует привлечению новой аудитории. Развитием MVNO интересуются в основном компании с широкой аудиторией, отмечает Кусков. Это РЖД, у которой есть собственные сотрудники, это «Сбербанк» и «Тинькофф банк» с большим количеством клиентов, перечисляет он. По его словам, они заинтересовались этой темой, поскольку очень сильно используют рынок телекома в своей работе: например, для рассылки уведомлений и информации через SMS или интернет.
Сотрудничество одновременно с несколькими операторамиСейчас участники рынка изучают возможность развивать MVNO по модели Always Best Connection (ABC), когда виртуальный оператор работает сразу на нескольких сотовых сетях и предоставляет абоненту услуги на сети того оператора, качество связи которого оптимально в нужный момент. С технической точки зрения, такой подход лучше, проблема лишь в том, что российские операторы не хотят допускать MVNO на свои сети, рассуждает Коник.
С другой стороны, указывает Кусков, из-за работы с несколькими сотовыми операторами под одним брендом может страдать техническая поддержка. Кроме того, в этом случае операторы не дадут партнёрам большую скидку, предупреждает он. По мнению Погребинского из ACM-Consulting, российские операторы неохотно идут на развитие MVNO по модели ABC, поскольку опасаются внутренней конкуренции с собственными абонентами. Появление новых виртуальных операторов с большим количеством пользователей вряд ли приведёт к высоким нагрузкам на сети сотовых операторов, считают опрошенные vc.ru аналитики. «Это лишь дополнительные абоненты, почти собственные. Полагаю, операторы в состоянии оперативно оптимизировать сеть и добавить ёмкости при необходимости», — говорит Погребинский. Сети построены таким образом, что они должны выдерживать в том числе переходы других абонентов. В любом случае, это вряд ли нарушит баланс, считает Кусков. Кто ещё пытается развивать MVNOРанее проекты в сфере MVNO пытались развивать крупные продовольственные и сотовые ритейлеры. В 2010 году о создании виртуального оператора договорились X5 Retail Group (торговые сети «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель»). Их проект «Аллё» просуществовал примерно полтора года и был закрыт в феврале 2012 года. «Актуальность альтернативных каналов продаж (новых контрактов МТС) за последний год значительно снизилась, и мы приняли решение закрыть проект», — говорили тогда представители МТС. В 2015 году «Связной» заморозил развитие запущенного в ноябре 2013 года на сети МТС виртуального оператора «Связной Мобайл». Это произошло вскоре после того, как стороны разорвали соглашение о продаже контрактов оператора в салонах ритейлера. К концу 2014 года оператором «Связной Мобайл» пользовались около 800 тысяч абонентов, говорили тогда представители «Связного» и МТС. Сейчас на сети «Мегафона» работают виртуальные операторы для NetbyNet, «Глонасс» и «Газпром телекома», «Вымпелком» (бренд «Билайн») предлагает услуги для приезжих в виде MVNO-проекта Sim Sim, а сети МТС со своими тарифами используют «МТТ-групп» и МГТС. По словам Солодовникова, аудитория этих проектов на московском рынке составляет около 180 тысяч пользователей. Вернуться назад |