ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > О программе закупки и обновления подвижного состава российских железных дорог в 2015-2017 годах

О программе закупки и обновления подвижного состава российских железных дорог в 2015-2017 годах


4-04-2017, 06:00. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

О программе закупки и обновления подвижного состава российских железных дорог в 2015-2017 годах

Счетная палата Российской Федерации опубликовала результаты проверки использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Приобретение тягового подвижного состава». Документ содержит некоторые подробности состояния и перспектив подвижного состава российских железных дорог.

Так, в 2015-2016 годы на реализацию проекта были направлены средства Фонда национального благосостояния в размере 60,2 млрд руб. За их счет было приобретено 502 локомотива. Объем собственных средств ОАО «РЖД», направленных на реализацию инвестиционного проекта в 2016 году, составил 67,6 млрд руб. На них был приобретен 491 локомотив.

3es5kЭлектровоз магистральный грузовой переменного тока типа 3ЭС5К с бустерной секцией (с) ООО «Производственная компания «Новочеркасский электровозостроительный завод»

Инфраструктурный проект направлен на достижение целей Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. в части повышения объемов перевозок и грузооборота. Однако по итогам 2016 г. значения целевых показателей, установленные Стратегией развития железнодорожного транспорта, достигнуты не были. В частности, объем перевозки пассажиров железнодорожным транспортом составил 1 млрд человек, при установленном на 2016 г. значении – 1,2 млрд человек. Объем погрузки грузов составил 1,2 млрд тонн при установленном на 2016 г. значении – 1,8 млрд тонн.

По итогам реализации Инфраструктурного проекта в 2016 г. ОАО «РЖД» не выполнена Программа импортозамещения в части снижения импортозависимости Дирекции тяги. Так, Программой импортозамещения РЖД на 2016 г. было предусмотрено приобретение 42 локомотивов с низким уровнем импортных комплектующих на сумму 9 млрд руб. Фактически приобретено 34 локомотива общей стоимостью 8 млрд руб.

Закупка локомотивов в рамках проекта осуществляется без проведения конкурентных процедур с единственными поставщиками по решению руководства РЖД. При этом использование конкурентных способов закупок могло бы способствовать повышению качества поставляемых локомотивов, сокращению издержек РЖД и снижению стоимости продукции.

Реализация инфраструктурного проекта завершается в конце 2017 г. Финансирование проекта в текущем году будет осуществляться только за счет собственных средств РЖД.

В соответствии с Паспортом проекта общее количество приобретаемых локомотивов составляет 1,5 тыс. единиц, расходы за счет собственных средств - 143 млрд руб. Проверка показала, что объемы финансирования проекта за счет средств РЖД, утвержденные Инвестиционной программой на 2017 г. и Детальным планом реализации проекта, не соответствуют объему собственных средств компании на приобретение необходимого количества локомотивов, установленных Паспортом проекта. Так, Детальным планом реализации проекта на 2017 г. предусмотрены расходы за счет собственных средств РЖД в размере 57 млрд руб. на закупку 450 локомотивов. Вместе с тем, для достижения установленных Паспортом проекта значений по количеству закупаемых локомотивов, ОАО «РЖД» в 2017 г. необходимо приобрести за счет собственных средств 515 локомотивов на общую сумму 76 млрд руб. Инвестиционной программой ОАО «РЖД» на 2017-2019 гг. объем финансирования проекта на 2017 г. за счет собственных средств установлен в размере 63 млрд руб., что на 13 млрд руб. меньше необходимого объема финансирования в соответствии с Паспортом проекта.

В течение 2016 г. локомотивный парк сократился на 300 единиц. Это связано со списанием локомотивов, выработавших свой ресурс. Уровень износа пассажирских тепловозов в течение 2016 г. вырос на 2% и составил 45%. Количество локомотивов, срок службы которых истек, на начало 2017 г. составило 864 единицы. Несмотря на это, в декабре 2016 г. РЖД направило в Минфин и Минэкономразвития предложения по сокращению объемов финансирования и количества закупаемых локомотивов в рамках реализации проекта.


Вернуться назад