Первый, исторический приход газовоза "Кристоф Де Маржери" в Сабетту.
Вчера наш Президент принимал доклад с борта танкера-газовоза СПГ
"Кристоф Де Маржери" об успешном приходе судна в только что построенный
за полярным кругом порт Сабетта.
Многие СМИ осветили это событие. Я лишь добавлю немного слов и изображений описывающих события, предшествующие торжеству.
Немного обидно за родной атомный ледокольный флот - ни порта, ни
газовоза в порту не было бы без помощи атомных ледоколов. Справедливости
ради надо сказать, что и строительство новых атомных ледоколов не было
бы , не будь этого грандиозного проекта - "Ямал СПГ".
Итак:27 марта 2017 года в кординатах 73 гр. 3 мин. СШ, 72 гр. 44 мин.
ВД, в точно обозначенное время - 22.00 Мск, ледокол "50 лет Победы"
начал проводку газовоза "Кристоф Де Маржери" на юг от Карского моря
вглубь Обской губы.
1.
2.
Многих удивляет название. Почему объясню - Кристоф
Де Маржери был президентом французкского концерна "Total" и трагически
погиб в ночь с 20 на 21 октября 2014 в авиакатастрофе в московском
аэропорту «Внуково», когда самолёт Dassault Falcon столкнулся с
аэродромной снегоуборочной машиной.
20% проекта "Ямал СПГ" принадлежит концерну "Total". И во время
санкционного бума, "Тоtal" под руководством Кристофа не отвернулся от
этого проекта.
Отдавая дань уважения, было принято решение о наречении первого танкера из серии в 15 газовозов именем погибшего.
Про имена следующих танекров этого проекта я писал ранее - Газовозам - имена исследователей Арктики
Интересный факт - с появлением этой серии танкеров появилась и новая классификация типоразера - YAMALMAX
Попробую в картинках объяснить происхождение этого типоразмера.
Суда больших размеров строят, делят или приписывают по их габаритам к разным типам.
Такая классификация учитывает особенности района плавания, а именно
глубины в проливах и акваториях портов, габариты шлюзов, условия
навигации на искусственных каналах и внутренних водных путях. Собственно
навигационная обстановка на океанских и морских путях и есть та
причина, по которой размеры судов имеют четкие требования. (см. - Классификация размеров грузовых судов )
Так вот- порт Сабетта расположен на восточном побережье полуострова
Ямал, путь к нему лежит по мелководному участку Обской губы, где глубины
на фарватере были 9-10 метров.
а)
Газовзы для проекта "Ямал СПГ" имеют в грузу осадку 11,8 м. Для того,
чтобы они могли пройти в порт, погрузиться и выйти на просторы океана,
был прорыт канал шириной 290 м и длиной 26 морских миль (48 км). Он
такой узкий, что на карте крупного масштаба (а) его и не видно, почему
ниже представляю карту рукотворного канала с контуром атомного ледокола,
который имеет габариты скромнее газовоза, всего 160 м длиной, 30 м
шириной. Но осадка у нас 11 м, поэтому мы тоже можем пересекать это
мелководье лишь по каналу.
Этот канал и определил новый типоразмер - Yamalmax.
b)
Уже начало светать и мы, как раз втягиваемся с газовозом на канал.
3.
Ледокол сделал канал во льду, но идет сжатие. Большнство судов, которых
мы водим, было бы зажато и остановилось. Но "Кристоф" имеет мощност 60
тыс. л.с и раздвигает разрушенный нами лёд, уверенно следуя за нами.
4.
5.
Последний поворот на строго прямой курс канала. Видно насколько газовоз шире ледокола (мы 30 м - газовоз - 50 м).
Это был первый, экспериментальный проход сложного по навигации и льду
участка пути, поэтому был привлечен для подстраховки а/л "Вайгач".
Большие ледоколы типа "Арктика", к которым принадлежит а/л "50 лет
Победы", не могут окалывать суда на канале. А у "Вайгача" осадка меньше,
и он более вольготно ощущает себя на глубинах окружающих наш путь.
6.
Идем по каналу и тяжелым льдам.
7.
Но, последнее время дули благоприятные ветра, и на середине канал
остался лишь молодой лёд, который "по зубам" не только такому гиганту.
Посему "Вайгач" пошел на обгон, чтобы бежать на помощь другим
нуждающимся в помощи ледокола.
8.
Мы тоже оставляем газовоз самостоятельно следовать в порт назначения. А
сами бежим вперед. Но по дороге встречаемся с "Вайгачем" пересаживаем
ему людей, передаем запчасти. (К сожалению не заснял этот процесс).
За это время "Кристоф Де Маржери" обогнал нас на счастье фотографу.
Вторым помощником фотграфу оказалось Солнце, сделавшее небо голубым и
подсвечивающее бока газовоза сквозь тучи.
Прошу прощения за нижепредставленную кучу - не мог удержаться и публикую много фотографий.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
А вот и порт Сабетта. Причал к которому предстоит швартоваться газовозу.
Л/к "Москва" уже подготовил подходой канал, которым и мы
воспользовались, чтобы полюбопытствовать.
16.
Торжественный момент - газовоз подходит к акватории порта.
17.
18.
Ледоколы стоят в сторонке и наблюдают за процессом.
19.
20.
21.
Газовоз медленно, величественно и осторожно проходит "ворота" порта. Это
ледозащитные сооружения, защищающие порт от дрейфующих льдов Обской
губы, а также и от течения реки.
Встречающие ледоколы грозными и протяжными гудками встречают того, ради которого и строился порт.