Послать подальше. Еще раз о переводах из РФ...
По статистике за январь 2017 года гастарбайтеры
перечислили в Украину $545 млн. (на 7% больше, чем год назад). А
зарубежные инвестиции за тот же январь 2017 года составили $12 млн. Это
все, что вам следует знать об инвестиционной привлекательности Украины. А
теперь поговорим о деньгах гастарбайтеров.
Тема актуальна особенно, потому что сначала Украина с 17 октября
2016 года запретила на своей территории работу российских систем
денежных переводов, а теперь и Россия запретила денежные расчеты между
Украиной и РФ посредством международных систем денежных переводов.
Другими словами, если мы первыми отрубили «Золотую корону», «Юнистрим»,
«Анелик» и «Лидер», оставив Western Union и MoneyGram, то Россия с 22
апреля (через месяц после приятия закона) "ампутирует” и эту
возможность. Таким образом, возникает злободневный вопрос: как переслать
деньги, если привезти их самостоятельно или через посредника нет
возможности?
Сразу хочу всех успокоить: лазейка есть, и она банальная. Насколько я
понимаю, переводы через «Укрпочту» и "Почту России” вроде бы
сохраняются. Потому что в российском законе ограничение касается только
международных платежных систем, а "Почта России” для РФ – система
внутренняя.
Это самый банальный способ, хотя и не самый дешевый. Впрочем, дешевых
способов – с комиссией меньше 2% – уже не осталось. А все изощренные
способы вроде переводов в соцсетях («вКонтакте») с карты или с
«Яндекс.Деньги» на карту или на "Приват24” (говорят, сейчас он не
работает) в итоге получаются не дешевле обычного перевода. Или не
намного дешевле. К тому же это способ для продвинутых "пользователей”.
Жена-домохозяйка в каком-то там селе, которой муж засылает электронные
деньги, вряд ли сможет без подсказок перекинуть их на карту. Да и не
всякий муж-заробитчанин имеет счет в российском банке, необходимый для
такой операции.
Есть мнение, что альтернативой почтовым переводам с отправкой
преимущественно наличных (хотя безнал тоже можно) будет система SWIFT.
Но, чтобы ею воспользоваться, тоже нужно открыть счет и в России и в
Украине. И такой перевод будет бродить в пространстве 3-5 дней. Смысла
нет.
Дело в том, что украинская география трудовой миграции меняется. Если раньше лидерами заробитчанского движения выступали западенцы, которые целыми селами отправлялись в Европу, то сейчас рушатся промышленные регионы юга и востока, и оттуда народ двинулся в Россию. Просто раскроем глаза: маршрутки и автобусы на Италию, которые были забиты до отказа, теперь курсируют по трем основным маршрутам: Киев – Москва, Львов – Варшава, Львов – Брно
Потому что украинец, который имеет документы, позволяющие открыть счет в банке в России, просто оформляет дополнительную карту и передает ее родственникам сюда. Там он пополняет карту в рублях, здесь они могут снимать гривну в банкомате и расплачиваться в магазине. Тем более что и наш Нацбанк уже разрешил иметь счет в той стране, в которой работаешь. Еще недавно это было запрещено.
Дубль-карта – очень удобный вариант во всех отношениях, кроме одного: пока не возникают технические проблемы. Например, пока ваша карта не застрянет в банкомате. Вот тогда уже начинается вынос мозга на тему: "Вы не имеете права пользоваться чужой банковской картой”. Да, не имеем. А что делать? Вопрос, кстати, становится все более актуальным.
Дело в том, что украинская география трудовой миграции меняется. Если раньше лидерами заробитчанского движения выступали западенцы, которые целыми селами отправлялись в Европу, то сейчас рушатся промышленные регионы юга и востока, и оттуда народ двинулся в Россию. Просто раскроем глаза: маршрутки и автобусы на Италию, которые были забиты до отказа, теперь курсируют по трем основным маршрутам: Киев – Москва, Львов – Варшава, Львов – Брно. Ну, и еще Венгрия популярна: туда на заработки едут в основном закарпатцы, а остальные – дальше в Европу транзитом. Поэтому границу с Венгрией в прошлом году проехали 3 млн. украинцев.
Впрочем, особо далеко сейчас не разгонишься. Еще недавно популярнейшие у западенцев Италия, Испания, Португалия уже потихоньку отваливаются. Работают там преимущественно те, кто умотал до 2014 года. Как говорится, кто раньше встал, того и тапки. Сиделки, подметалки, разнорабочие – это теперь мигранты, маскирующиеся "под Сирию”.
Их же надо куда-то деть после нашествия на Европу? Социализировать. Пособиями Запад уже не разбрасывается, как раньше, но на грязные работы желающих берут. Особенно женщин, которые согласны мыть туалеты дешевле и усердней наших пани.
Пани остались в семьях, где к ним привыкли. В сельской местности, которая им близка по духу. Но в той же Греции на сборе оливок уже сплошные мигранты. И собрал, и поел, и там же под деревом поспал. Нашим "комфорт” подавай, времянку, обед, бухло...
В итоге села на Львовщине с Ивано-Франковщиной, в которых несколько лет назад были одни дети с бабушками-дедушками, постепенно заселяются снова. Секрет еще и в том, что раньше – приехал в Италию по туристической визе, пристроился там работать нелегально и уже никуда выехать не можешь, потому как обратно не вернешься.
А сейчас все у нас крутые, с мультивизами, поэтому могут себе позволить мотаться в Польшу и Чехию автобусом чуть ли не каждый месяц. Отработали, соскучились – домой. Отсиделись дома – обратно на заработки.
И все условия для этого созданы. Не только автобус, а и несколько железнодорожных маршрутов. Войцех Бальчун заботится, чтобы на его родине наших гастарбайтеров было в избытке. Потому что их граждане подались дальше в Европу, особенно, в северные страны, где высокие зарплаты. Первой ласточкой стал "Киев–Пшемысль", запущенный 23 декабря 2016 года. Теперь ждем "Ковель–Хелм" и "Мукачево–Будапешт".
Некоторые отрасли, как, например, машиностроение и судостроение, загнулись полностью. А подряды на ремонт военной техники не всем достались. Еще удерживал людей рост строительства (народ поснимал правдами-неправдами деньги с депозитов и вложил в квартиры, – автор), но и эта ниша уже заполнилась. Да и не все готовы идти на стройку. Да и льготный выход на пенсию для "тяжелых профессий”, но сейчас и это ликвидируют
Где-то мелькала статистика, что по итогам 2016 года Госпогранслужба Украины зафиксировала 10,1 млн. выездов в Польшу, из них только 9,4 тыс. – это туризм. В 2015 году было 9,505 млн. выездов в Польшу, из них с целью туризма – 10,3 тыс. При этом приглашений на временную работу в Польше для граждан Украины было выдано всего 1,3 млн. штук. Ну, мы так, без приглашения заезжаем. По-соседски.
Именно потому, что в Польшу так активно и часто катаются, деньги оттуда не столько пересылают, сколько привозят: за 5 лет, по подсчетам НБУ, из Польши поступило всего $2 млрд. Финансовый аналитик Александр Охрименко говорит, что неучтенной налички на самом деле поступает намного больше, но вся она – в карманах. Государству ничего не достается, даже корректная информация.
А в Россию в прошлом году уехало 5 млн. человек. Как все понимают, не на экскурсии по Эрмитажу. Но при этом именно агрессор является лидером по объему направляемых в Украину денежных переводов. В 2016 году доля переведенных из РФ денег составила 37,6% в общем объеме трансграничных переводов. Почти миллиард (!) – $935,5 млн. Это почти в два раза больше, чем из США – второй страны по объемам частных переводов в Украину. А всего с помощью платежных систем в прошлом году в Украину поступило $2,4 млрд. Это еще раз к вопросу об инвестициях.
С тех пор, как мы в декабре прошлого года отрубили "Золотую корону” и проч., объем переводов начал резко падать. В январе-феврале из РФ в Украину было переведено рекордно мало бабла: всего $95 млн., или 27,73% от всех трансграничных переводов. В основном через Western Union и MoneyGram.
Печалька, потому что трудовая миграция в Россию из Украины, как мы уже сказали, не падает, а растет. Это отмечали все мои собеседники, которые в теме. Уезжают потому что зарплата сталевара здесь и там – это две большие разницы.
Некоторые отрасли, как, например, машиностроение и судостроение, загнулись полностью. А подряды на ремонт военной техники не всем достались. Еще удерживал людей рост строительства (народ поснимал правдами-неправдами деньги с депозитов и вложил в квартиры, – автор), но и эта ниша уже заполнилась. Да и не все готовы идти на стройку. Да и льготный выход на пенсию для "тяжелых профессий”, но сейчас и это ликвидируют.
Но, в отличие от Польши, из России в Украину не сильно и наездишься. Москва еще куда ни шло, хотя недешево. Питер – фактически, крайняя точка для более-менее регулярных визитов домой. А вся северная "тема” – Сибирь, Тюмень и проч., где еще можно найти высокооплачиваемую работу, – это уже за пределами реальной логистики. Оттуда только денежные переводы.
Поэтому, для тех, кто неплохо устроился, особенно, для специалистов, с ограничением переводов появился альтернативный вариант – забирать семьи. Он "не играет” для тех, кто рассчитывает на строительную бытовку, но подходит, скажем, для инженера на гидроузле. А тем временем правительство рыдает, что трудоспособного (и, главное, трудолюбивого) населения в Украине становится все меньше, и некому наполнять Пенсионный фонд и содержать армию.