ОКО ПЛАНЕТЫ > Финансовые новости > Коммивояжер Абэ: почему японские бизнесмены так стремятся в Россию
Коммивояжер Абэ: почему японские бизнесмены так стремятся в Россию30-10-2016, 08:19. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Коммивояжер Абэ: почему японские бизнесмены так стремятся в РоссиюНедавний саммит президента России Владимира Путина и премьера Японии Синдзо Абэ во Владивостоке стал новым этапом в заметном потеплении отношений между двумя странами, которое началось еще в 2012 году. В тот год Абэ повторно стал премьером, пообещав «восстановить сильную экономику» и быть «лучшим продавцом» для японского бизнеса. Во Владивостоке тогда же прошел саммит АТЭС и начались регулярные встречи бизнеса двух стран в рамках межправительственной комиссии под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Кульминацией потепления стала поездка Абэ на Олимпиаду в Сочи, но потом украинский кризис поставил этот процесс на паузу. Разморозить его удалось лишь сейчас — незадолго до смены власти в США. Все 1990-е правительство пыталось побороть падение спроса и цен вливаниями из госбюджета. Не обошлось без искажений, так как эффективность трат не была главным критерием. В 2000-е на смену фискальным мерам пришло монетарное смягчение: основная ставка была снижена до 0,5% еще в 1999 году и уже никогда не поднималась выше этого уровня (к слову, ФРС США прибегла к такой политике десятью годами позднее). План Абэ отличался только масштабом — новый глава ЦБ Харухико Курода практически сразу приступил к реализации мощного количественного смягчения, а ориентир по инфляции был повышен с 1% до 2%. Это помогло — курс иены к доллару к середине 2015 года действительно снизился более чем на 50%. Но три с половиной года спустя стало очевидно, что такие меры не могут быть основным средством поддержки роста: сальдо внешней торговли временно улучшилось, так как импорт просел сильнее экспорта (последний за три года ни разу не показал рост, в 2015 году в долларах США сократился на 10%), но иена с начала этого года вновь укрепилась на 18%. Более того, учитывая естественное сокращение потребления в Японии из-за старения населения, вливание денежной массы в основном ведет не к росту инфляции, а к буму на фондовом рынке (индекс Nikkei 225 с 2012 года вырос более чем в два раза). Банки и компании не спешат покупать реальные активы (нефинансовый сектор является держателем финансовых активов на 9,5 трлн долларов, в том числе 2 трлн долларов наличными), а дорожающая недвижимость в условиях не растущих зарплат лишь дополнительно угнетает потребление домохозяйств. Долгая накачка экономики деньгами не проходит незаметно. Баланс японского ЦБ вырос с 2012 года более чем вдвое, тогда как госдолг превышает 250% ВВП. Это более чем в три раза выше, чем у США, но процентные платежи по обслуживанию долга у Японии самые низкие в G7. От банкротства японское правительство уберегает фактическая замкнутость системы — почти весь госдолг является внутренним. Минфин страны выпускает новые облигации, их выкупают коммерческие банки, затем в рамках количественного смягчения их приобретает ЦБ в обмен на вливание новой ликвидности. А компании из года в год тратят меньше, чем зарабатывают, и опять же вкладывают эти средства в облигации и другие финактивы. Стимулировать рост внутри страны могли бы реформы, например упрощение доступа на рынок для новых компаний, ликвидация банкротов и особенно либерализация рынка труда (в том числе увеличение миграции). Отчасти этот процесс идет, но существенно медленнее, чем было заложено в плане Абэ. Впрочем, это ожидаемо: масштабная структурная перестройка означает неминуемое падение роста как минимум на протяжении нескольких лет — экономике надо сжаться, чтобы снова начать расти (ряд экономистов, как, например, Косукэ Мотани, утверждают, что дефляция — это лишь затянувшаяся со времени бума 1980-х коррекция издержек в экономике). Однако в нынешнем политическом контексте Японии подобное выглядит малореализуемым. «Дискуссия о фискальной политике сделала крюк и вернулась к началу 1990-х, разница лишь в том, что долгов было меньше, а население моложе», — отмечают в исследовательском центре RIETI. Новый меркантилизм Единственной реальной альтернативой в условиях падения внутреннего спроса и невозможности провести быстрые реформы остается выход на внешние рынки. Синдзо Абэ и другие представители правящей Либерально-демократической партии неоднократно высказывались за «адаптацию японских компаний к глобальной бизнес-конъюнктуре и поиску возможностей для роста». И именно на этом направлении новый премьер преуспел. В отличие от предшественников Абэ объявил курс на дипломатическую поддержку японских компаний за рубежом, пообещав стать для них «лучшим продавцом» и заверив, что «в эпоху глобальной конкуренции правительство не должно сомневаться в необходимости оказать поддержку конкретным компаниям». Закономерным выглядит присоединение Японии к переговорам по Транстихоокеанскому партнерству в марте 2013 года. По оценкам Peterson Institute for International Economics, рост доходов Японии от соглашения (если оно будет ратифицировано), в частности за счет расширения доступа на американский рынок японских автомобилей, будет номинально сопоставим с выигрышем США (125 млрд долларов и 131 млрд долларов к 2030 году, на 2,5% и 0,5% ВВП к уровням 2015 года соответственно). Однако главным направлением внешней поддержки стали инфраструктурные проекты. Еще в мае 2013 года в рамках новой экономической программы была объявлена цель увеличить экспорт инфраструктурных решений в три раза, до 30 трлн иен к 2020 году. Особая роль в продвижении зарубежных проектов была отведена Japan Bank for International Cooperation (JBIC) и его старшему управляющему Тадаси Маэде. К примеру, в Индии Абэ продвигал при помощи дешевых кредитов проект высокоскоростных железных дорог. Китайские и японские компании конкурируют и за строительство такой дороги между Сингапуром и Куала-Лумпуром. Японский бизнес действительно стал активнее инвестировать за рубеж — в 2013 году прямые инвестиции выросли на 11%, до 135 млрд долларов; в 2014-м рост замедлился, а в 2015 году в долларовом выражении вложения за рубеж сократились на фоне ослабления иены, но за первое полугодие нынешнего года их объем уже превысил 71 млрд долларов, причем рост отмечается в таких отраслях, как транспорт, телекоммуникации, финансы. Крупнейшие японские компании заметно активизировались и на зарубежных рынках недвижимости, и в сделках слияния и поглощения, причем за покупку они готовы заплатить даже больше, чем принято в мировой практике. Неконкурентный сосед Несмотря на спор из-за Курил и отсутствие мирного договора, в экономическом плане с северным соседом Японии повезло — это рынок с самым низким уровнем конкуренции в Азии и в то же время значительными запасами ресурсов. Хотя это не отражено в официальной статистике, фактически Япония, а не Китай является самым крупным азиатским инвестором в России. По сумме крупных сделок японские компании вложили за 25 лет 14,4 млрд долларов, из них 10,3 млрд долларов — в ТЭК, в частности в проекты на Сахалине (японские Mitsui и Mitsubishi входят в капитал Sakhalin Energy вместе с «Газпромом» и Royal Dutch Shell). Но, по данным ЦБ РФ, инвестиции Японии в Россию намного меньше — всего 1,2 млрд долларов, не считая 439 млн долларов в 2015 году (в 2014-м было инвестировано 271 млн долларов). После майского визита Синдзо Абэ в Сочи о размораживании отношений после введенных в 2014 году санкций (Япония не поддержала введение секторальных ограничений) стали говорить все громче. Помимо прямых контактов двух лидеров, с новым японским министром по сотрудничеству с Россией в области экономики Хиросигэ Сэко встречались полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев (в частности, в рамках визита в Японию в мае этого года) и первый вице-премьер Игорь Шувалов (переговоры прошли во время Восточного экономического форума). Судя по заявлениям представителей бизнеса и чиновников, посетивших форум, улучшение отношений сулит новые проекты в добыче. Самым близким к реализации «авансом» стало обещание JBIC выделить кредит на проект Ямал-СПГ в размере 400 млн долларов. Переговорщики указывают на расширение мандата банка в этом году и возможность участвовать в более рискованных сделках. В отрасли эти деньги критически важными не считают, но надеются, что кредит снимет психологический барьер для участия зарубежных инвесторов. В свою очередь, японцев уже позвали в новый проект «Новатэка» — строительство завода по сжижению природного газа «Арктик СПГ-2» на полуострове Гыдан. По словам министра энергетики Александра Новака, обсуждается также строительство третьей очереди СПГ-завода «Сахалин-2» (в Mitsui заявили, что готовы инвестировать более 1 млрд долларов) и расширение поставок углеводородов. Переговоры идут по горнодобывающим проектам в Якутии и инвестициям в модернизацию аэропорта Хабаровска. Хотя сенсацией представительность японской делегации на ВЭФ стала лишь в этом году, еще в сентябре 2015-го в российском правительстве непублично говорили о том, что отношения двух стран находятся «на пике», и предполагали, что американцы все же позволили японцам пойти на контакт с Россией. А японский бизнес, к удивлению многих участников, и тогда смотрелся весомее китайского (возможно, из-за оптимистичных обещаний Тадаси Маэды выдавать кредиты в иенах, когда китайские госбанки требовали госгарантий). Безусловно, важным для инвесторов оказалось именно присутствие на площадке федеральных чиновников — в случае частных инвестиций не в добычу это позволяет исключить Москву как отдельную остановку в цепочке согласований. Важна и возможность лоббирования через конкретного человека, когда это касается ключевых статей издержек (к примеру, аппаратную борьбу за снижение тарифов на электроэнергию в регионе за счет надбавки в ЦФО возглавляет Юрий Трутнев). Вот только пока что основные иностранные инвесторы в ТОРы — китайцы. На форуме была объявлена сделка по сборке двигателей Mazda для их реэкспорта в Японию, но за прошлый год японские инвестиции были направлены лишь в проект JGC по выращиванию овощей. Главы крупнейших японских корпораций, посетившие ВЭФ, хотя и обсуждают проекты на Сахалине и в Якутии, ждут особого статуса в Москве и облегченного доступа в те сферы, которые считаются стратегическими, а потому — по большей части закрытыми для инвесторов из Китая. Вернуться назад |